ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 6
1.1. Экономическая сущность конкурентоспособности организации 6
1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности организации. 12
1.3. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия 22
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СТРОЙСЕРВИС» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройсервис» 29
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Стройсервис» 38
2.3. Оценка конкурентоспособности компании ООО «Стройсервис» 41
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «СТРОЙСЕРВИС» 45
3.1. Проблемы повышения конкурентоспособности ООО «Стройсервис» 45
3.2. Повышение конкурентоспособности ООО «Стройсервис» при помощи рекламной кампании 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, то есть от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий [32, c.309].
Тема данного исследования является весьма актуальной, пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.
Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Разработка новых перспективных стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Степень изученности проблемы. Теоретический вклад в рассмотрение вопросов конкурентоспособности предприятия внесли работы И. Ансоффа, В.Л. Белоусова, У.Г. Зинурова, Л.Р. Ильясова, А.Н. Литвиненко, М. Портера, А. Смита, Г.А. Яшевой и др.
Цель выпускной квалификационной работы - провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее выполнению.
Для реализации указанной цели в рамках работы были решены следующие задачи:
• раскрыто содержание конкурентоспособности организации;
• изучены пути и методы повышения конкурентоспособности организации;
• дана характеристика деятельности ООО «Стройсервис» и проведен анализ его конкурентных позиций;
• предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Стройсервис».
Объектом исследования является ООО «Стройсервис», основными видами деятельности которого являются предоставление услуг в области строительства.
Предметом исследования является процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности организации, а также различного рода справочная и энциклопедическая литература.
Информационной базой послужили данные ООО «Стройсервис». Таким образом, исследование проводилось с использованием данных о реальной производственно-экономической деятельности организации.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые теоретические положения анализа и оценки конкурентоспособности организации применены для ООО «Стройсервис».
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Стройсервис».
В структурно-содержательном плане, выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена рассмотрению общетеоретических вопросов анализа и оценки конкурентоспособности предприятия. В этой главе раскрывается экономическая сущность конкурентоспособности предприятия, определяются методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия, а также пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе дается характеристика предприятия ООО «Стройсервис», проводится анализ его сферы деятельности, анализ технико¬экономических и финансовых показателей, а также дается оценка уровня его конкурентоспособности.
В третьей главе представлены предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Стройсервис».
В настоящее время при наличии жесткой конкуренции главная задача современных предприятий - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.
Рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы - производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и как следствие, выживание сильнейших лучшие товары по параметрам: качество, цена, сервис [25, с. 137].
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы.
1. В данной работе было всесторонне изучено понятие конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия к условиям рыночной конкуренции.
2. Были изучены пути и методы повышения конкурентоспособности предприятий. Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов представляет собой очень сложную работу, так как:
• Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;
• Во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности является исходным элементом для производственно - хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д. [6, с. 36].
3. В данной работе была дана характеристика деятельности ООО «Стройсервис» и был проведен анализ его конкурентных позиций, который выявил, что по итогам 2013 года компания находится на позиции претендентов в лидеры.
4. По итогам оценки конкурентоспособности ООО «Стройсервис» было принято решение о разработке мер по их повышению и выведению компании в лидеры на рынке строительных услуг. Предпринятые меры - организация грамотной рекламной компании.
Предлагаемая рекламная компания сможет вывести ООО «Стройсервис» на позиции лидера в данной отрасли.
Из полученных данных можно сделать вывод, что предприятие работает достаточно успешно, и является конкурентоспособным, что доказывают рассмотренные показатели финансовой, маркетинговой деятельности и показатель конкурентоспособности ООО «Стройсервис».
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М.: Цент экономики и маркетинга, 2011. - 239 с.
2. Авадшева С,Б. Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 2009. - 320 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление: [пер. с англ.] / И. Ансофф. -
М.: Экономика, 2011. - 513 с.
4. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: Учебник для вузов - 2-е изд.-М.: АСВ, 2009. - 384 с.
5. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации). (2013, 372 с.)
6. Белокрылова О.С., Кетова Н.П., Германова О.Е. Экономическая теория Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 448 с.
7. Белоусов В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия / В.Л. Белоусов. - М.: Экономика, 2011. - 34-37 с.
8. Борисов Е.Ф. Экономика. (Учебное пособие) (2012, 256 с.)
9. Бут И. Расходы на рекламу: логика хаоса / И. Бут // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - №4. - 15-21 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент. // О.С. Виханский, А.Н., А.Н. Наумов.- М. Высшая школа, 2010. - 234 с.
11. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия, Войтоловский Н.В., Калинина А.П., 2010
12. Воронов А.А, Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. - Краснодар, 2013. - 346 с.
13. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2009. - 501 с.
14. Голубков Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентоспособной борьбе / Е.П. Голубков. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 240 с.
15. Гук С.В. Задачи и упражнения по экономической теории: Методические рекомендации для студентов всех специальностей. -Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2009. - 18 с.
16. Дихтль Е. Практический маркетинг: [пер. с англ.] / Е. Дихтль, Х.Херштен. - М.: Высшая школа, 2010. - 64 с.
17. Донгак Ч.Г. Повышение конкурентоспособности строительной организации на основе развития ее кадрового потенциала (автореферат) Автореферат на соискание ученой степени канд. экон. Нау. - СПб:
Издательство СПбГА-СУ, 2009. - 23 с.
18. Жиделева В.В. Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. (Учебное пособие) (2010, 133 с.)
19. Зиннуров У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропродукта производителей / У.Г. Зиннуров, Л.Р. Ильясова. - М.: Экономика и управление, 2012. - 47 с.
20. Кобина Л.А. Практикум по экономике. (ЮжнФУ; 2010, 134 с.)
21. Ковалев В.В Анализ хозяйственной деятельности / В.ВКовалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2013. - 283 с.
22. Когденко В.Г. Экономический анализ. (Учебное пособие) (2011, 399 с.)
23. Кононко Н.В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследваний: соотношение качественных и количественных подходов / Н.В. Кононенко. - М.: Финансы и статистика, 2009 - 75 с.
24. Кормышев В.В., Герасимов Б.И. Введение в экономический анализ: макроэкономика: Методическая разработка. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. - 52 с.
25. Костюк В.Н. История экономических учений (курс лекций). Л.: Центр, 2009. - 224 с.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга: [пер. с англ.] / Ф. Котлер. - М.:Прогресс, 2012. - 303 с.
27. Костюк В.Н. История экономических учений (курс лекций). Л.:Центр, 2009. - 224 с.
28. Лебедев О.Т. Основы маркетинга / О.Т. Лебедев, Т.Ю. Филиппов. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2009. - 224 с.
29. Максимов И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия И.Максимов. - М. Прогресс, 2012. - 33-36 с.
30. Макхоннелл К.С., Дрю Л. Экономикс. Т.1, 2. М.: Республика, 2012. - 399, 400 с.
31. Овсийчук, М.Ф. Учет затрат: проблемы бухгалтерского и налогового учета / М.Ф. Овсийчук, Г.Р. Хамидуллина, А.А. Ахметова. - М.: Экзамен, 2004, 79 с.
32. Основы менеджмента. Режим доступа:
http://college.ru/economicspart2/21/htm. Дата обращения 16.04.2014 г.
33. Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров / Росситер Дж. - СПб.: Питер, 2011. - 656 с.
34. Самойлович В.Ч. Организаия производства и менеджмент. Издательский центр «Академия» 2008, 315 с.
35. Севек В.К. Повышение конкурентоспособности строительной организации на основе развития ее кадрового потенциала: монография [Текст] / Н.И. Барановская, Ч.Г. Донгак, В.К Севек. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2011. - 128 с.
36. Самойлович В.Г. Организация производства и менеджмент. - Москва, Издательский центр «Академия», 2008, с. 315.
37. Самойлович В.Ч. Организация производства и менеджмент. Издательский центр «Академия», 2008, с. 315.
38. Цойл, Д. Управление затратами Стратегическое руководство CostControl: AStrategicGuide / Д. Цойл. - М.:ВолтерсКлувер, 2006, с. 85.
39. Фатхудинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхудинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.
40. Фаткутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара / Р.А. Фаткутдинов. - М.: Изд-во АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2009. - 290с.
41. Федько В.П., Бондаренко В.А., Мерчандайзинг и сэмплинг: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006,с. 304.
42. Финансовый анализ неплатежеспособного предприятия URL: http://abc.vvsu.ru дата обращения 14.01.14.
43. Шапиро С.А., Шатаева О.В., Марыганова Е.А., Вышегородцев М.М., Кононова Д.Е. Экономическая теория. Макроэкномика. Основы мировой экономики: учебное пособие. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009. - 167 с.
44. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. (2011, 352 с.)
45. Цойл, Д. Управление затратами. Стратегическое руководство CostControl: AStrategicGuide / Д. Цойл. - М.:ВолтерсКлувер, 2006, с. 850.
46. Экономика и финансы. Под. Ред. Ковалевой А.М. 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - стр. 322.
47. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: Гном-Пресс, 2000. - 309 с.
48. Яшева Г.А. Как оценить конкрентоспособность товара / Г.А. Яшева.- СПб: ПИТЕР, 2010. - 20-25 с.
49. Интернет ресурс http://abc.vvsu.ru
50. Интернет ресурсhttp://gendocs.ш/v30116/%D0%BB%D0%B0?page=6