Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проектной деятельности 6
1.1. Определение понятий проект, проектная деятельность 6
1.2. Основные этапы проекта и их характеристики 12
1.3. Особенности организации сетевых проектов 14
ГЛАВА II. Теоретические основы понятия функциональная грамотность 20
1.1. Определение понятия функциональная грамотность 20
1.2. Основные компоненты функциональной грамотности 23
1.3. Критерии оценивания сформированности функциональной грамотности 32
ГЛАВА III. Опыт организации сетевой проектной деятельности на уроках информатики в основной школе в условиях образовательной платформы «Мега-класс» 39
3.1. Особенности образовательной платформы «Мега - класс» 39
3.2. Примеры сетевых проектов, проведенных на базе образовательной платформы «Мега-класс» 43
3.3. Исследование и оценка сформированности элементов ФГ у участников сетевой проектной деятельности 51
Заключение 62
Библиографический список 65
Актуальность. В настоящее время все актуальнее становится вопрос создания условий, позволяющих обучающимся самостоятельно познавать новое и решать жизненные проблемы.
Именно школа должна создавать условия для формирования личности обучающихся, обладающих набором наиболее важных для повседневной жизни умений.
В соответствии с обновленными ФГОС основного общего образования такими умениями являются умения использовать знания из разных учебных дисциплин, курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей создавая целостную научную картину мира и универсальные учебные действия, умения применять их в учебной, познавательной и социальной практике. Названные умения являются составляющими основных компонентов функциональной грамотности обучающихся.
Именно поэтому в существующей образовательной практике упор делается на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Также современный учебный процесс происходит в условиях непрерывного, активного взаимодействия всех его участников благодаря использованию интерактивных технологий обучения.
Например, такой технологией обучения является сетевая проектная деятельность, которая предполагает создание проекта одним, двумя обучающимися или группой исполнителей.
В основе проектной деятельности лежит умение ориентироваться в информационном пространстве. Такая деятельность способствует развитию навыков по работе с информацией, формирует такие качества как готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и одноклассниками. Перечисленные навыки также составляют основу функциональной грамотности.
Противоречие: между умением обучающихся основной школы решать классические, привычные задачки из учебников, которые соответствуют нашим образовательным программам и не умением использовать на практике знания, которые они получили, для решения заданий, имеющих нестандартные формулировки и требуют понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью (по результатам исследования PISA).
Проблема: большой объем учебного материала усваивается обучающимися на теоретическом уровне, и не находит практического применения.
Цель - выявить возможности сетевой проектной деятельности для формирования элементов функциональной грамотности у обучающихся основной школы.
Объект - сетевая проектная деятельность.
Предмет - сетевой проект как средство формирования элементов функциональной грамотности у обучающихся основной школы.
Задачи:
1. Определить основные понятия проекта и проектной деятельности обучающихся.
2. Выделить особенности организации сетевой проектной деятельности обучающихся.
3. Определить основные понятия и компоненты функциональной грамотности.
4. Выделить критерии оценивания сформированности функциональной грамотности.
5. Описать примеры сетевых проектов, проведенных на базе образовательной платформы «Мега-класс».
6. Описать исследование и оценить уровень сформированности элементов ФГ у участников сетевой проектной деятельности...
Актуальность использования сетевого проекта в современном учебном процессе обуславливается тем, что он развивает ИКТ-компетентность обучающихся и навыки их работы в сетях, способствуют развитию коммуникативных навыков, а также формированию деятельностной составляющей функциональной грамотности.
В ходе выполнения работа были решены все задачи. И получены следующие результаты:
1. Проанализировав различные трактовки понятия сетевой проект можно сделать вывод о том, что для образования больше подойдет следующее определение, которого мы будем придерживаться в данной работе. Сетевой проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
2. Основными этапами проекта, в том числе и сетевого, являются: подготовка, планирование, исследование, результаты (или) выводы, представление, оценка результата проекта и процесса в целом.
3. Особенностью организации сетевого проекта является обязательное наличие в каждом этапе проектной деятельности средств телекоммуникаций, обеспечивающих качество групповой видеосвязи, облачных и Интернет- сервисов (скайп, чаты, форумы, облачные хранилища, облачные коллективные действия и т.п.).
4. Рассмотрев и проанализировав определения функциональной грамотности разный авторов, пришли к следующему выводу о том, что все понятия между собой похожи, принципиальных отличий в них нет. В качестве основного определения функциональной грамотности, взято определения сформулированное А.А. Леонтьевым. А именно, функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
5. Основными базовыми компонентами функциональной грамотности являются следующие: читательская грамотность, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, критическое и креативное мышление. Также элементами функциональной грамотности, которые формируются при участии в сетевом проекте, являются информационная, коммуникативная, деятельностная грамотности.
6. Проанализировав критерии оценивания функциональной грамотности и их показатели, можно выделить основные индикаторы, по которым можно отслеживать уровень сформированности у обучающихся функциональной грамотности. К ним относятся следующие: общая грамотность, компьютерная, информационная, коммуникативная, владение иностранными языками, грамотность действий в чрезвычайных ситуациях, при решении бытовых проблем, правовая и общественно-политическая грамотность.
7. Разработаны два примера сетевых проектов по информатике для обучающихся 9 классов, которые были реализованы на базе образовательной платформы «Мега-класс». Проекты имеют разную структуру и направленность, что позволяет охватить несколько разделов школьного курса информатики, при этом совмещая этот процесс с изучением дополнительного материала. Тем самым совмещаю урочную и внеурочную деятельность обучающихся с помощью сетевого взаимодействия.
8. Реализованные сетевые проекты были направлена на исследование и оценку сформированности у обучающихся школ и гимназий г. Красноярск элементов функциональной грамотности, а именно информационной, коммуникативной, деятельностной. Оценка каждого из компонентов проводилась по заранее установленным критериям. Результаты исследования показали, что уровень сформированности выбранных элементов функциональной грамотности у школьников, участвующих в разработанных проектах, соответствуют уровню выше среднего. Что говорить о достаточно неплохой подготовки обучающихся 9 классов в сфере ИКТ-компетенций, а также коммуникативных и деятельностных.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, цель достигнута.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса // Педсовет URL: https://old.pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/formirovanie-informatsionno- funktsionalnoy-kompetentnosti-shkolnikov-v-protsesse-realizatsii-lichnostno- orientirovannoy-modeli-pedagogicheskogo-protsessa (дата обращения: 20.02.2022).
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2012.-221с.
4. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
5. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. - 2004. - № 3.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
7. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В. Директор школы № 6, 2009г.- 116с.
8. Гусева И.В. Метод проектов как один из путей повышения компетенций школьника //Мультиурок URL: https://multiurok.ru/index.php/files/metod- proektov-kak-odin-iz-putei-povysheniia-kompe.html (Дата обращения: 21.05.2021).
9. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., -2012. -190с.
10. Ивкина, Л.М. Мега-класс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Л.М. Ивкина, И.А. Кулакова, Н.И. Пак, Д.В. Романов, А.Л. Симонова, М.А. Сокольская, Л.Б. Хегай, Т.А. Яковлева. - Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2014. - 196 с.
11. Ивкина, Л.М. Обновление методической подготовки будущих учителей в условиях образовательного кластера «Мега-класс» / Л.М. Ивкина, Н.И. Пак, Л.Б. Хегай // Материалы международной научно практической конференции «Информатизация образования: теория и практика». - Омск : ОмГПУ, 2016. - С. 132-135.
12. Ивкина, Л.М. Технология «Мега-класс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах / Л.М. Ивкина, Н.И. Пак // Открытое образование. - 2015. - № 5. - С. 32-38.
13. Кирдянова Л.В., Мадякина О.В. Компетентностный подход как методологическое основание формирования функциональной грамотности обучающихся в средней школе // Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск), 2019. - С. 122-127.
14. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2005.
15. Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности // Инфоурок URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-kreativnoe- myshlenie-kak-vazhnejshij-komponent-funkcionalnoj-gramotnosti-4477904.html(дата обращения: 02.03.2022)...(31)