ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НАПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Тревожность как объект исследования психолого-педагогической
науки 6
1.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста и
специфика проявления тревожности в нем 12
1.3. Анализ влияния семьи на эмоциональное состояние
дошкольнико 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 27
2.1. Организация исследования проявления тревожности детей
дошкольного возраста в полных и неполных семьях 27
2.2. Диагностика тревожности дошкольников в полных и неполных
семьях 30
2.3. Анализ особенностей проявления тревожности детей дошкольного
возраста в полных и неполных семьях 35
2.4. Психологические рекомендации родителям по преодолению
тревожности детей старшего дошкольного возраста 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Для ребенка дошкольного возраста семья имеет определяющее значение: это та среда, в которой он развивается, учится, социализируется. На особенности личностного развития ребенка во многом влияют особенности внутрисемейного устройства: как внутренние (например, характер детско-родительских отношений и пр.), так и внешние (например, полнота семьи, уровень ее жизнедеятельности и пр.).
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками:
невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психолого¬педагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [11, 14, 19, 26, 45]. Эти исследования достаточно разрозненны и немногочисленны, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться детская тревожность, которая определяется в психологических исследованиях как индивидуально-личностная психологическая особенность,
обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Проблему тревожности исследовали З. Фрейдом, К. Хорни, а также А.И. Захаровым, К.Э. Изардом, Н.Д. Левитовым, А.М. Прихожан, А.О. Прохоровой и пр. [17, 20, 27, 41, 50]. Тревожность в дошкольном возрасте анализируется в трудах Н.Н. Авдеевой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, А.И. Спиваковской, И.Г. Швец и пр. [17, 48, 56].
Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей дошкольного возраста их полных и неполных семей.
Цель исследования заключается в изучении особенностей тревожности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Исходя из поставленной цели исследования нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста:
- охарактеризовать тревожность как объект исследования психолого-педагогической науки;
- дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику проявления тревожности в нем;
- проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. организовать и провести исследование проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
3. разработать психологические рекомендации родителям по преодолению тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- Методика «Паровозик».
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей». В исследовании приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста, при этом 20 дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», 20 дошкольников - из категории «неполные семьи».
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации знаний по проблеме влияния полноты семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и психологических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 наименований, двух приложений; в дипломной работе представлены 11 рисунков и 1 таблица.
Решением первой задачи исследования стали результаты теоретического анализа литературы по проблеме влияния детско- родительских отношений на проявление тревожности детей дошкольного возраст, выделение и определение базовых понятий темы:
- тревожность - это, с одной стороны, устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих (т.е. ситуативная тревожность), а с другой - состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску (т.е. личностная тревожность);
- неполная семья - это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полные и неполные семьи по-разному влияют на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста - так, в неполных семьях чаще встречаются тревожные дошкольники. Причины повышения тревожности дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско- родительских отношений и пр.
Решая вторую задачу, мы проверили гипотезу о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Результаты проведенного исследования позволили сделать такие выводы: старшие дошкольники из неполных семей более тревожны, чем старшие дошкольники из полных семей, на что указывает сравнение результатов диагностики тревожности по методике «Выбери нужное лицо» и по методике «Паровозик»: так, в полных семьях преобладает низкий уровень тревожности (55 %), а в неполных - высокий (35 %) и средний (50 %), согласно результатам диагностики по методике «Выбери нужное лицо», также в полных семьях дети находятся в преимущественно позитивном психическом состоянии, а в неполных семьях дети обладают чаще всего негативным психическим состоянием (преимущественно средней степени), согласно результатам диагностики по методике «Паровозик».
Также мы сделали вывод о том, что дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок- ребенок» («игра с младшими детьми», «агрессивное нападение», «игра со старшими детьми»), а дошкольников из неполных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-взрослый» («выговор», «ребенок и мать с младенцем», «ребенок с родителями», «игнорирование»).
Мы пришли к выводу о том, что существуют различия в проявлении тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях: дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-ребенок», а среди жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми взаимодействия с родителями беспокоят старших дошкольников из неполных семей в большей степени, моделирующие отношения «ребенок-взрослый». Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Решая третью задачу, мы разработали просветительскую памятку для родителей, позволяющую им узнать, как определить тревожного ребенка и как преодолевать его тревожность, а также несколько рекомендаций родителям по преодолению тревожности детей старшего дошкольного возраста, направленные на нормализацию нарушенных детско-родительских отношений.
1. Абакарова Э.Г. Детская тревожность как социально опосредованная форма страха в дошкольном возрасте // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. С. 5-6.
2. Авдулова Т.П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 71-82.
3. АдлерА. Воспитание детей, взаимодействие полов. Р-н/Д, 1998. 256 с.
4. Балабанова М.А. Профилактика и терапия тревожности и страха у детей дошкольного возраста // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-1. С. 14-27.
5. Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса - Лестной вестник. 2003. № 4. С. 184-192.
6. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 5. С. 244-247.
7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. ... канд. псих.н. М.: МГУ, 1987.
8. Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. № 10. С. 38-59.
9. Великова С.А. Влияние отношения матери на тревожность у детей дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16 № 3. С. 150¬152.
10. Воротников А.С., Воротникова Е.Н. Интеграция воспитательных сфер в улучшении детско-родительских отношений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2. С. 83-88.
11. Вяткина Л.Б. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неполной/полной семье // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-2. С. 442-445.
12. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитания как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7 № 2. С. 5-18.
13. Гольберт Е.В., Степных А.О. Влияние стиля семейного воспитания на тревожность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. 2015. С. 298-301.
14. Горонкова Т.Н. Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях // URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/148686.
15. Гусова А.Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3 (16).С. 252-254.
...
58 источников