Особенности тревожности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НАПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Тревожность как объект исследования психолого-педагогической
науки 6
1.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста и
специфика проявления тревожности в нем 12
1.3. Анализ влияния семьи на эмоциональное состояние
дошкольнико 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 27
2.1. Организация исследования проявления тревожности детей
дошкольного возраста в полных и неполных семьях 27
2.2. Диагностика тревожности дошкольников в полных и неполных
семьях 30
2.3. Анализ особенностей проявления тревожности детей дошкольного
возраста в полных и неполных семьях 35
2.4. Психологические рекомендации родителям по преодолению
тревожности детей старшего дошкольного возраста 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НАПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Тревожность как объект исследования психолого-педагогической
науки 6
1.2. Психологическая характеристика дошкольного возраста и
специфика проявления тревожности в нем 12
1.3. Анализ влияния семьи на эмоциональное состояние
дошкольнико 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 27
2.1. Организация исследования проявления тревожности детей
дошкольного возраста в полных и неполных семьях 27
2.2. Диагностика тревожности дошкольников в полных и неполных
семьях 30
2.3. Анализ особенностей проявления тревожности детей дошкольного
возраста в полных и неполных семьях 35
2.4. Психологические рекомендации родителям по преодолению
тревожности детей старшего дошкольного возраста 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Для ребенка дошкольного возраста семья имеет определяющее значение: это та среда, в которой он развивается, учится, социализируется. На особенности личностного развития ребенка во многом влияют особенности внутрисемейного устройства: как внутренние (например, характер детско-родительских отношений и пр.), так и внешние (например, полнота семьи, уровень ее жизнедеятельности и пр.).
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками:
невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психолого¬педагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [11, 14, 19, 26, 45]. Эти исследования достаточно разрозненны и немногочисленны, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться детская тревожность, которая определяется в психологических исследованиях как индивидуально-личностная психологическая особенность,
обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Проблему тревожности исследовали З. Фрейдом, К. Хорни, а также А.И. Захаровым, К.Э. Изардом, Н.Д. Левитовым, А.М. Прихожан, А.О. Прохоровой и пр. [17, 20, 27, 41, 50]. Тревожность в дошкольном возрасте анализируется в трудах Н.Н. Авдеевой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, А.И. Спиваковской, И.Г. Швец и пр. [17, 48, 56].
Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей дошкольного возраста их полных и неполных семей.
Цель исследования заключается в изучении особенностей тревожности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Исходя из поставленной цели исследования нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста:
- охарактеризовать тревожность как объект исследования психолого-педагогической науки;
- дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику проявления тревожности в нем;
- проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. организовать и провести исследование проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
3. разработать психологические рекомендации родителям по преодолению тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- Методика «Паровозик».
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей». В исследовании приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста, при этом 20 дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», 20 дошкольников - из категории «неполные семьи».
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации знаний по проблеме влияния полноты семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и психологических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 наименований, двух приложений; в дипломной работе представлены 11 рисунков и 1 таблица.
На становление личности ребенка влияет и такой параметр семьи, как ее полнота. Так, существует мнение исследователей, что неполные семьи обладают особыми психолого-педагогическими характеристиками:
невозможность выполнения семьей всех предназначенных ей функций, нехватка времени на воспитание ребенка, отсутствие примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье и т.д. Специфика психолого¬педагогических характеристик неполной семьи анализируется в работах Л.Б. Вяткиной, Т.Н. Горонковой, Н.В. Ивановой, А.А. Ласкина, Т.В. Савковой и пр. [11, 14, 19, 26, 45]. Эти исследования достаточно разрозненны и немногочисленны, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Так, одним из следствий неполноты семьи может являться детская тревожность, которая определяется в психологических исследованиях как индивидуально-личностная психологическая особенность,
обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Проблему тревожности исследовали З. Фрейдом, К. Хорни, а также А.И. Захаровым, К.Э. Изардом, Н.Д. Левитовым, А.М. Прихожан, А.О. Прохоровой и пр. [17, 20, 27, 41, 50]. Тревожность в дошкольном возрасте анализируется в трудах Н.Н. Авдеевой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.И. Захарова, А.И. Спиваковской, И.Г. Швец и пр. [17, 48, 56].
Объект исследования: тревожность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности тревожности детей дошкольного возраста их полных и неполных семей.
Цель исследования заключается в изучении особенностей тревожности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Исходя из поставленной цели исследования нами сформулированы такие задачи:
1. провести теоретический анализ влияния семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста:
- охарактеризовать тревожность как объект исследования психолого-педагогической науки;
- дать психологическую характеристику дошкольного возраста и описать специфику проявления тревожности в нем;
- проанализировать влияние полноты семьи на эмоциональное состояние дошкольников.
2. организовать и провести исследование проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
3. разработать психологические рекомендации родителям по преодолению тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме проявления тревожности детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях;
2. Психодиагностические методики:
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
- Методика «Паровозик».
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей». В исследовании приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста, при этом 20 дошкольников из семей, которые относятся к категории «полные семьи», 20 дошкольников - из категории «неполные семьи».
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации знаний по проблеме влияния полноты семьи на проявление тревожности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов эмпирического диагностического исследования, информационной памятки и психологических рекомендаций для работы психологов и педагогов в дошкольном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 наименований, двух приложений; в дипломной работе представлены 11 рисунков и 1 таблица.
Решением первой задачи исследования стали результаты теоретического анализа литературы по проблеме влияния детско- родительских отношений на проявление тревожности детей дошкольного возраст, выделение и определение базовых понятий темы:
- тревожность - это, с одной стороны, устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих (т.е. ситуативная тревожность), а с другой - состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску (т.е. личностная тревожность);
- неполная семья - это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полные и неполные семьи по-разному влияют на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста - так, в неполных семьях чаще встречаются тревожные дошкольники. Причины повышения тревожности дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско- родительских отношений и пр.
Решая вторую задачу, мы проверили гипотезу о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Результаты проведенного исследования позволили сделать такие выводы: старшие дошкольники из неполных семей более тревожны, чем старшие дошкольники из полных семей, на что указывает сравнение результатов диагностики тревожности по методике «Выбери нужное лицо» и по методике «Паровозик»: так, в полных семьях преобладает низкий уровень тревожности (55 %), а в неполных - высокий (35 %) и средний (50 %), согласно результатам диагностики по методике «Выбери нужное лицо», также в полных семьях дети находятся в преимущественно позитивном психическом состоянии, а в неполных семьях дети обладают чаще всего негативным психическим состоянием (преимущественно средней степени), согласно результатам диагностики по методике «Паровозик».
Также мы сделали вывод о том, что дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок- ребенок» («игра с младшими детьми», «агрессивное нападение», «игра со старшими детьми»), а дошкольников из неполных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-взрослый» («выговор», «ребенок и мать с младенцем», «ребенок с родителями», «игнорирование»).
Мы пришли к выводу о том, что существуют различия в проявлении тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях: дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-ребенок», а среди жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми взаимодействия с родителями беспокоят старших дошкольников из неполных семей в большей степени, моделирующие отношения «ребенок-взрослый». Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Решая третью задачу, мы разработали просветительскую памятку для родителей, позволяющую им узнать, как определить тревожного ребенка и как преодолевать его тревожность, а также несколько рекомендаций родителям по преодолению тревожности детей старшего дошкольного возраста, направленные на нормализацию нарушенных детско-родительских отношений.
- тревожность - это, с одной стороны, устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих (т.е. ситуативная тревожность), а с другой - состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску (т.е. личностная тревожность);
- неполная семья - это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что полные и неполные семьи по-разному влияют на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста - так, в неполных семьях чаще встречаются тревожные дошкольники. Причины повышения тревожности дошкольников в неполных семьях: это и особенности условий функционирования неполной семьи, не конструктивность типа детско- родительских отношений и пр.
Решая вторую задачу, мы проверили гипотезу о том, что существуют различия в уровнях тревожности у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей:
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из полных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - ребенок»;
- наибольший уровень тревожности старших дошкольников из неполных семей будет проявляться в ситуациях отношений «ребенок - взрослый».
Результаты проведенного исследования позволили сделать такие выводы: старшие дошкольники из неполных семей более тревожны, чем старшие дошкольники из полных семей, на что указывает сравнение результатов диагностики тревожности по методике «Выбери нужное лицо» и по методике «Паровозик»: так, в полных семьях преобладает низкий уровень тревожности (55 %), а в неполных - высокий (35 %) и средний (50 %), согласно результатам диагностики по методике «Выбери нужное лицо», также в полных семьях дети находятся в преимущественно позитивном психическом состоянии, а в неполных семьях дети обладают чаще всего негативным психическим состоянием (преимущественно средней степени), согласно результатам диагностики по методике «Паровозик».
Также мы сделали вывод о том, что дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок- ребенок» («игра с младшими детьми», «агрессивное нападение», «игра со старшими детьми»), а дошкольников из неполных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-взрослый» («выговор», «ребенок и мать с младенцем», «ребенок с родителями», «игнорирование»).
Мы пришли к выводу о том, что существуют различия в проявлении тревожности у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях: дошкольников из полных семей больше всего тревожат ситуации, моделирующие отношения «ребенок-ребенок», а среди жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми взаимодействия с родителями беспокоят старших дошкольников из неполных семей в большей степени, моделирующие отношения «ребенок-взрослый». Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Решая третью задачу, мы разработали просветительскую памятку для родителей, позволяющую им узнать, как определить тревожного ребенка и как преодолевать его тревожность, а также несколько рекомендаций родителям по преодолению тревожности детей старшего дошкольного возраста, направленные на нормализацию нарушенных детско-родительских отношений.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАЗНЫХ ТИПАХ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОЮ ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018





