Введение 3
Глава 1. Профессиональная идентичность как психологический феномен 6
1.1. Понятие и проблема профессиональной
идентичности 6
1.2. Особенности развития личности в юношеском
возрасте 24
1.3. Формирование профессиональной идентичности в юношеском
возрасте 39
Глава 2. Исследование связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками 50
2.1. Процедура и методы исследования 50
2.2. Анализ результатов исследования 52
Выводы 76
Заключение 80
Список используемых источников 82
Приложения
В области психологии профессиональной деятельности все чаще возникает вопрос изучения проблемы идентичности. Профессиональная идентичность представляет собой характеристику, присущую профессионалу в какой-либо области профессиональной деятельности. При изучении феномена профессиональной идентичности, уделяют внимание ее структуре, процессу становления, обращают внимание на факторы, влияющие на ее формирование.
Профессиональная идентичность помогает индивиду осознать себя профессионалом, развивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки, служит источником развития.
Изучением проблемы профессиональной идентичности,
самоопределения и профессионального роста занимались такие ученые, как Л.Б. Шнейдер, Т.С. Березина, Ю.П. Поваренков, Е.П. Ермолаева, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.И. Завалишина, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, В.М. Проселова и др.
Многие исследователи подчеркивают, что профессиональная идентичность - продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией.
Формирование профессиональной идентичности невозможно без профессионального обучения. Образовательное пространство вуза закладывает предпосылки становления профессиональной идентификации студента. Исходя из этого, следует уделить особое внимание юношеству, поскольку именно студенты формируют будущую профессиональную среду. Изучение возрастных особенностей, характерных для человека в период юности, процесс становления личности, поможет грамотно организовать учебно-профессиональную деятельность студентов и создать предпосылки для становления профессиональной идентичности.
Необходимо выделить те факторы и характеристики личности, которые оказывают влияние на профессиональную идентификацию студентов.
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования заключается в выявлении связей профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками для использования полученных диагностических данных при работе со студентами.
Объект исследования: профессиональная идентичность, личностные характеристики.
Предмет исследования: связь профессиональной идентичности
студентов с их некоторыми личностными характеристиками.
Гипотеза исследования: существует связь профессиональной
идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками: мотивацией профессиональной деятельности, самооценкой, ценностнными ориентациями, уверенностью в себе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме выявления связи профессиональной идентичности с личностными характеристиками.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками.
3. Проанализировать полученные в ходе диагностики результаты и интерпретировать выявленные связи профессиональной идентичности с личностными характеристиками студентов.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер.
2. Методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
3. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева).
4. Методика изучение ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.
5. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена
Вопрос об идентичности не перестает быть актуальным в течении всей жизни человека. Идентичность представляет собой психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Осознавая свою идентичность в мире людей, профессий, наций человек начинает ощущать себя целостной единицей общества. Через
профессиональную деятельность происходить самовыражение личности, совершенствование личностных и профессиональных качеств, освоение необходимых умений и навыков, достижение определенных ступеней профессионального мастерства.
Изучение профессиональной идентичности, особенностей ее становления на разных возрастных этапах, помогает понять, на что следует обратить внимание для достижения профессионализма.
Предпосылки к формированию профессионализма следует закладывать еще во время обучения в вузе, когда определившиеся с профессиональной областью молодые люди начинают глубже погружаться в мир профессий и трудовую деятельность.
Юношеский возраст - наиболее подходящий возраст для закладывания необходимых основ для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте индивид приобретает такие качества как осознанность, самостоятельность, критичность. Именно в период юности для человека становится актуальным вопрос о дальнейшей личной, социальной и профессиональной жизни, остро встают вопросы о путях самоопределения и самоактуализации.
Нами было проведено исследование связи профессиональной идентичности студентов с их некоторыми личностными характеристиками. Полученные в ходе исследования данные позволяют сказать о том, что на профессиональную идентичность влияют такие характеристики как активность, заинтересованность, положительная оценка себя, самоконтроль, уверенности в себе и своих силах, сформированные ценностные ориентации, ориентированные на продуктивную жизнь и развитие...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов - 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.¬672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни; под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1987. - 219 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
4. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... д.п.н. - М., 1998. - 448 с.
5. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 48-53.
6. Березина Т.С. Становление профессиональной идентичности педагога / Т.С. Березина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 24 - 27., с. 25.
7. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.
8. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28 - 39.
9. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под ред. В.А. Романенко, Н.П. Ничипоренко. - Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. - 200 с.: ил.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с. - («Gaudeamus»).
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994.
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 264 с.
13. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - М., 1991. - 368 с.
14. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 51-59.
15. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-344 с...41