Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности умений фонетического анализа у младших школьников

Работа №158258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ФОНЕТИЧЕСКИМ
АНАЛИЗОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
§ 1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи младших
школьников при работе над фонетическим анализом слова 6
§ 1.2. Лингвистические основы работы над фонетическим анализом 11
§ 1.3. Основные направления работы над фонетическим анализом в
начальной школе 16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮУМЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 23
§ 2.1 Определение актуального уровня умений при выполнении
фонетического анализа слова у младших школьников 23
§ 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 29
§ 2.3. Комплекс упражнений, направленный на работу над фонетическим
анализом слова 35
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 54


Развитие современной системы образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ее направленность на индивидуализацию обучения и личностно-ориентированный подход требует поиска решений актуальных проблем, с которыми сталкивается современный школьник на начальном этапе обучения. Наиболее важной проблемой школьного обучения является развитие речи младших школьников.
Развитие речи младшего школьника - процесс многоплановый. Авторы монографии «Развитие речи на уроках русского языка» рассматривают его в соответствии с уровнями языка, поэтому выделяют такие разделы, как работа над звуковой стороной языка, над значащими частями слова, над словом, над морфологическими и синтаксическими средствами языка, культурой речи [34, с.11]. Таким образом, изучение звуковой стороны речи является одним из направлений ее развития в начальной школе.
Изучение фонетики русского языка является предпосылкой к осознанному усвоению всего курса русского языка в начальной школе. Именно фонетические знания являются важным условием процесса обучения письменной речи: чтению и письму.
Хороший фонематический слух и развитый артикуляционный аппарат являются фундаментом грамотности детей. Овладевая фонетическими знаниями и умениями, дети учатся осознавать звучащее слово в процессе его порождения и восприятия, вслушиваться в него, устанавливать последовательность звуков, определять ударные и безударные слоги, давать характеристику звукам т.п. Изучение отличительных характеристик звуковой системы русского языка позволяет ввести понятия об орфоэпических нормах русского литературного языка, эстетической роли звуков речи и способах ее звуковой организации.
Все это позволяет сформировать орфографические навыки письменной речи. При формировании фонетических знаний надо учитывать их связь с графикой, орфографией, орфоэпией, общим развитием речи детей.
Цель: разработать комплекс упражнений, направленный на работу с фонетическим анализом слова у младших школьников.
Объект: процесс развития умений фонетического анализа у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности
умений выполнять фонетический анализ слова
Гипотеза: уровень развития умений выполнения фонетического
анализа слова у младших школьников характеризуется такими критериями как:
1. Умение определять фонетические процессы оглушение согласных на конце слова и ассимиляцию по глухости/звонкости.
2. Умение определять редукцию гласных (совпадение о и а в безударных слогах после твердых согласных, э и и после мягких согласных).
3. Умение определять звуковое значение букв е, ё, ю, я.
Эти критерии потенциально сформированы у обучающихся 2 класса преимущественно на среднем уровне.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Теоретическое описание объекта исследования;
3. Определение критериев изучения объекта исследования;
4. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта;
5. Проведение констатирующего эксперимента;
6. Подведение итогов исследования;
7. Разработка комплекса упражнений, направленных на работу со
звуковым составом слова на основе выполнения фонетического анализа.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных в ходе эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат № 1 имени В.П. Синякова» города Красноярска во 2А и 2Б классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что проблема выполнения фонетического анализа слова младшими школьниками актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при выполнении фонетического анализа слова. А ведь именно изучение фонетики русского языка является предпосылкой к осознанному усвоению всего курса русского языка в начальной школе. Именно фонетические знания являются важным условием успешного обучения письменной речи: чтению и письму. Хороший фонематический слух и развитый артикуляционный аппарат являются фундаментом грамотности детей. Овладевая фонетическими знаниями и умениями, дети учатся осознавать звучащее слово, вслушиваться в него, устанавливать последовательность звуков, определять ударные и безударные слоги, давать характеристику звукам.
Для определения актуального уровня развития умений выполнения фонетического анализа слова младшими школьниками мы выделили параметры и предложили детям выполнить задания, позволяющие проверить уровень каждого ученика и класса в целом. В частности, были исследованы такие параметры как:
1. Умение определять фонетические процессы оглушения согласных на конце слова и ассимиляцию по глухости/звонкости.
2. Умение определять редукцию гласных (совпадение фонем о и а в звуке а в безударных слогах после твердых согласных, фонем э и и в звуке и после мягких согласных).
3. Умение определять звуковое значение букв е, ё, ю, я.
По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 50% учащихся умение выполнять фонетический анализ слова сформировано на среднем уровне, при этом по каждому из критериев преобладал средний уровень, что подтверждает нашу гипотезу. Это объясняется тем, что 44
большинство учеников соблюдают все фонетические законы русского языка, т.е. оглушение на конце слова и ассимиляцию согласных по звонкости/глухости, произносят гласные в соответствии с нормативным акающим произношением, однако большей частью не могут правильно осознать звуковой состав слова. При сравнении произношения и графического оформления слова затрудняются в определении звукового значения букв Е, Ё, Ю, Я, что также является показателем слабого осознания звукового состава слова. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Для того чтобы повысить уровень умений осознанного выполнения фонетического анализа слова, мы разработали комплекс упражнений. В него вошли:
1. упражнения на определение фонетических процессов оглушения согласных на конце слова и ассимиляцию по глухости/звонкости (соотношением глухих и звонких шумных согласных, произношение предложенных слов вслух и поиск общего звука, фиксирование внимания на отличиях буквенного и звукового состава слова);
2. упражнения на умение определять редукцию гласных (наблюдение за произношением слова, запись транскрипции буквами и подбор проверочных слов, проведение языкового эксперимента);
3. упражнения на умение определять звуковое значение букв е, ё, ю, я (анализ буквенной и фонетической записи слова, наблюдение над соотношением звука и буквы, произношение предложенных слов вслух и поиск общего звука, соотношение правила и записанного слова, произношение слова и отработка навыка определения значения букв е, ё, ю, я).
Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:
• он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
• нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
• произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.



1. Аванесов Р И. Беседы о русском литературном произношении // Русская речь. - 1975. - №2. - с.91-92
2. Аванесов Р И. Русская литературная и диалектная фонетика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1974. - с. 287
3. Богомазов, Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2001
4. Бондаренко, А.А. Живая фонетика в начальной школе //Начальная школа. - 2015. - №7. - с.17 - 22.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6. Воителева Т.М. Теория обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов/ Т.М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
7. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И.Ю. Гац. - М.: Дрофа, 2007. - 287 с.
8. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М., 2002. - 63 с.
9. Гончарова И.Л. Категория «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5 - с. 191
10. Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука, учебник для 1 класса. - Просвещение, 2000. -239 с.
11. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, - 2004. - 112 с.
12. Еремина, Н.А. Виды разбора на уроках русского языка/ Н.А. Еремина - СПб.: Паритет, 2010. - 96 с.
13. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии/ П.С. Жедек. - Томск: Пеленг, 2002. - 96 с.
14. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О. Н. Жовницкая - Начальная школа. - 2001. - №11. - с. 55 - 60.
15. Зиновьева, Т.И., Курлыгина О.Е. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах/ Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина - Москва.: Академия - 2007. - 304 с.
...
57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ