ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся 7-8 классов 6
1.2 Мотивация к учебной деятельности учащихся 7-8 классов 11
1.3 Дифференцированный подход при формировании мотивации к
обучению учащихся 7-8 классах 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 25
2.1 Специфика учебного занятия в дополнительном образовании 25
2.2 Интернет как средство повышения мотивации к изучению физики
учащихся 7-8 классов 40
2.3 Дополнительная общеразвивающая программа по физике 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Проблема учебной мотивации актуальна в отечественной и зарубежной психологии. Проблема формирования учебной мотивации у учащихся 7-8 классов в настоящее время приобретает особую актуальность. Нужно рассмотреть основные моменты взаимодействия личности и общества, что и определяет важность образовательного процесса. Наш интерес в первую очередь направлен на рассмотрение ценностно-мотивационной ориентации, так как она является неотъемлемой частью развития личностной базы школьника. В среднем школьном, кризисном возрасте в результате становления личности появляются новые потребности и, соответственно, мотивы к их реализации, новые ценности, интересы, и на их основе восстанавливаются личностные качества, характерные для предыдущего периода. По мере развития информационных технологий возрастают роль и значение мотивов в поведенческих отношениях учащихся в прогнозировании тенденций в образовательном процессе.
Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла условная необходимость поиска новых форм, методов, приемов дифференциации обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. С помощью компьютера и Интернет-ресурсов педагог может создать все необходимые условия для лучшего получения материала, для развития внимания и стимулирования активности учащихся повышают мотивацию и интерес к учебному процессу учащихся среднего возраста. Правильное использование компьютерных технологий в образовании может создать позитивное отношение учащихся к учебному процессу, выстроить правильное дифференцированное обучение, заинтересовать их и мотивировать активно участвовать в образовании, взаимодействовать с учителем, одноклассниками, получать дополнительную информацию по определенной теме, все это поможет легче изучать материал. Использование на уроках по физике информационных ресурсов играет ключевую роль, ведь не имея возможности показать видео того или иного явления урок может не состояться, а при проведение интерактивного занятия с использованием доски МЭШ можно повысить интерес учащихся к изучению физики. Причина возрастания популярности применения информационных технологий в преподавании различных дисциплин заключается в том, что учащиеся получают значительную часть информации через различные Интернет-ресурсы и социальные сети, и современному учителю сложно конкурировать с видео роликами в интернете, ведь они гораздо красочнее и интереснее, чем учебник по физике. С помощью ресурсов интернет педагог сможет не только строить современный урок, а также проводить уроки в онлайн формате или проходить курсы по повышению квалификации. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что применение интернет- ресурсов на урках по физике позволит повысить интерес к предмету, а учителю поможет найти точки соприкосновения с учениками при формировании мотивации с использованием дифференцированного подхода.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы работы: «Дифференцированный подход при формировании мотивации к изучению физики в 7-8 классах».
Цель данной работы: выявить и теоретически обосновать возможности дифференцированного подхода к формированию мотивации школьников среднего возраста...
Для решения различных проблем современной школы при преподавании физики необходимо усилие всех участников педагогического процесса учебной и дополнительной образовательной программы. Важно осознавать, что к решению проблемы мотивационной базой учеников, нужно подходить комплексно и эффективно решать данную проблему, результат которой будет виден в качественном образовании в целом.
Учителю необходимо принять во внимание отличия программ общего и дополнительного образования, коснувшиеся формулировки целей и задач урока, подобрать наиболее эффективные методы и средства для их реализации на уроке. Важность исследование проблемы мотивации учащихся подросткового возраста связано с меняющимися реалиями современного мира. Успешной человек в наше время должен быть активной личностью, компетентным в своей сфере деятельности, мобильным, самостоятельным.
Школьнику сложно поверить в свои силы, поэтому внедрение в учебной процесс принципа дифференцированного подхода при формировании мотивации играет ключевую роль в становлении личности учащихся, удовлетворении именно важных для них потребностей. С помощью применения ресурсов интернет учитель сможет это сделать более качество и косвенно, что в этом возрасте очень важно для подростков. Ресурсы интернета влияют на личностное развитие, способствуют мотивации, а также меняют привычную социальную действительность.
В заключении необходимо подчеркнуть, что данная программа дополнительного образования и формы ее реализации с применением дифференцированного подхода к формированию мотивации средних школьников позволила существенно повысить уровень их заинтересованности физикой. Об этом можно судить исходя из активного участия на уроках в основном образовании, увеличения числа детей желающих отвечать устно, а также участия в проведении экспериментов дома в режиме дистанционного обучения, в олимпиадном движении и в проектной деятельности.
1. Асмолов, А.Г. Деятельность и уровни установок. // А. Г. Асмолов под ред. М.: Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 3 - 12
2. Барышников Н.В. Противоречия и риски в обучении иностранным языкам и культурам // Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения: коллективная монография. - Пятигорск, 2018. - с. 262
3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии //П. Я. Гальперин М.: Книж. дом «Университет. - 2010
4. Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории учебной деятельности //В. В. Давыдов М.: Развивающее образование. Том II. Нерешенные проблемы развивающего образования.-М.: АПК и ПРО. - 2003. - С. 7-14
5. Ермакова П. Н., Лабунский В. А. Психология личности : учеб. пособие. М. : Эксмо, 2007. - с. 301
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2012. - с. 135
7. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
8. Казанская, В. Г. Педагогическая психология //учебное пособие/ВГ Казанская. - 2016
9. Каптерев А.И.Информатизация социокультурного пространства. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004
10. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев М.: Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Инст. психологии. - М.: Издательство Наука, 2003
11. Коновка М.В. Использование Интернет-ресурсов на уроке. 2010. №7. - с. 98
12. Лазарев, В. С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В. С. Лазарев М.: В сб.«Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».-М. - 2003. - С. 50-51
13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство Наука, 2003
14. Лишин, О. В. Подросток в эпоху перемен // О. В. Лишин М.: Мир психологии. - 2007. - №. 4. - С. 11-25
15. Ложкин, Г. В. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // В. Г. Ложкин, А. Ю. Рождественский М.: Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №. 2. - С. 27...33