Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения речевым умениям в процессе изучения иностранного языка с использованием электронных обучающих материалов 6
1.1 Формирование речевых умений в процессе обучения
иностранному языку, сущность и характеристики речевых умений 6
1.2 Электронные обучающие материалы, их сущность, назначение и
классификация 14
Глава 2. Практические основы применения электронных обучающих материалов для развития речевых умений на уроках английского языка 25
2.1 Возможности использования современных УМК по английскому
языку для развития навыка говорения с применением электронных
обучающих материалов в 7 классе 25
2.2 Методическая разработка по применению электронных обучающих материалов для развития навыка говорения, ее использование в учебном процессе 35
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение
Электронные обучающие материалы на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков у обучающихся. Применение данных материалов способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения, а так же дает возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием современных технологий отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку и эффективностью.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому владению языком. Использование электронных обучающих материалов открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более эффективным и интересным.
Объектом исследования является процесс обучения и развития речевых умений, а именно говорение, на английском языке обучающихся средней школы.
Предметом изучения является применение электронных обучающих материалов для развития навыка говорения на уроке английского языка.
Целью данной работы является выявление условий эффективного применения электронных обучающих материалов для развитии навыка говорения у учащихся 7 класса.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- описать сущность и характеристики речевых умений;
- описать сущность и характеристики электронных обучающих материалов;
- показать возможности использования современных УМК по английскому языку для развития речевых умений (навыков говорения) с применением электронных обучающих материалов;
- разработать конспект урока с применением электронно-обучающих материалов для развития речевого умения говорение для учащихся 7 класса;
- апробировать разработанный урок английского языка и разработать рекомендации для учителей по применению электронных обучающих материалов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, моделирование, пробное обучение, тестирование.
Теоретические основы исследования. В основу исследования легли работы таких ученых, как Е.И. Пассов, Р.К. Миньяр-Белоручев, И.А. Зимняя, А.А Леонтьев. Проведенное исследование расширяет представление о роли электронных обучающих материалов в учебном процессе, способствуя тем самым эффективному его применению на уроках иностранного языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный конспект урока, направленный на развитие речевого умения говорение, может быть применен в образовательных учреждениях, где используют на уроках иностранного языка УМК «Starlight».
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Авдеевские чтения» (2023 г.).
Содержание проведенного исследования изложено в одной публикации на тему «Возможности использования электронных обучающих материалов для развития речевых умений в процессе обучения английскому языку».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего сорок пять наименований и приложений.
Во введении определены объект, предмет работы, его цель и задачи, показаны методы исследования, теоретическая и практическая значимость, а так же апробация и актуальность исследования.
В первой главе подробно рассмотрены сущность и характеристики речевых умений и навыков в процессе обучения иностранному языку, а так же рассмотрены электронные обучающие материалы и их характеристика.
Вторая глава посвящена анализу УМК и методической разработке для развития речевого умения - говорение, по теме «Bad habits», а также даны рекомендации по использованию электронных обучающих материалов на уроке английского языка.
В заключении представлены выводы, сделанные в результате анализа изученного теоретического и практического материала.
Вопрос о применении электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях в настоящее время все чаще обсуждается. Это не только техническое обеспечение, но и новый подход к процессу обучения, новые методы. Но необходимо учесть то, что качественное современное образование возможно только при сочетании традиционного обучения с инновационными технологиями. Появление данных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения программы. Такой дифференцированный подход дает явный положительный результат, так как создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, оказывая положительное эмоциональное подкрепление и, таким образом, влияет на мотивацию в обучении.
В настоящее время умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и самостоятельно создавать, становится необходимостью. Применение электронных обучающих материалов открывает новые возможности в преподавании иностранного языка и современный преподаватель иностранного языка должен уметь ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения и мотивацию учеников, а так же позволяют улучшить качество преподавания.
Интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки обучающихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
В данном исследовании рассматривается актуальность применения электронных обучающих материалов на уроке иностранного языка. Это обосновано тем, что в настоящее время электронные обучающие материалы играют одну из ключевых ролей в процессе обучения в школе. Исходя из этого, перед нами встает задача разработать методический материал, демонстрирующий возможности применения электронных ресурсов на уроке в общеобразовательной школе.
Для реализации данного замысла мы должны, прежде всего, учитывать процесс формирования речевых умений, знать их характеристику, ведь речевое умение - это средство социального общения. Кроме того, важно понимать, что такое электронные обучающие материалы. Для создания наиболее комфортных условий обучения с применением электронных обучающих материалов, педагогу следует четко понимать назначение электронного ресурса и прогнозировать результаты его применения. А также учитель должен уметь правильно организовывать процесс обучения с методической точки зрения и создавать необходимые условия, при которых такое обучение будет протекать с максимальной продуктивностью и активностью учащихся.
Принимая во внимание все особенности речевых умений и навыков, а так же особенности работы с электронными обучающими материалами, мы разработали урок, демонстрирующий возможности применения электронных ресурсов на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе, который позволит учащимся успешно освоить материал урока и прийти к конечному результату в виде монологического высказывания или диалога.
Мы апробировали представленную нами методическую разработку в школе при прохождении педагогической практики. Применение электронных ресурсов хорошо себя зарекомендовало, что находит подтверждение в приведенном фрагменте урока английского языка в 7 классе.
В исследовании сформулированы рекомендации для учителей иностранного языка по применению электронных обучающих материалов на уроке в общеобразовательной школе. Составляя их, мы принимали во внимание все особенности работы с электронными ресурсами для формирования речевых умений. Таким образом, разработанные рекомендации помогут организовать работу на уроке так, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению и эффективно развивать их речевые навыки.
Использование электронных обучающих материалов для развития речевых умений в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе представляет собой перспективное направление в методике, которое позволит повысить интерес обучающихся к изучению иностранного языка и сделает процесс обучения увлекательным и эффективным.
1. Авдосенко Е. В. Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 5 (100). - С. 301-305.
2. Акай О.М., Завгородняя Г.С., Царевская И.В. Роль интернет- технологий в современной концепции обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 16-23.
3. Андреева Н.В. Мультимедиа в обучении иностранному языку: от опыта использования к разработке курсов дистанционного обучения // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты // Тверь: ТвГУ, 2010. - №10. - С. 4-13.
4. Андриянова Г. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. - URL: http: //av. disus .ru/pro gramma/1564407-1 -avtor-andriyanova- galina-vladimirovna-plan-ispolzovanieinformacionno-kommunikativnih-tehnologiy-obuchenii-angliyskomu-yaziku-primeneni.php(дата обращения: 14.02.2023).
5. Аносова Н.Э. Обучающие компьютерные программы - новые возможности преподавания иностранного языка. Вопросы филологии. -1995.
- №1. - С. 102-103.
6. Африна, Е. ЦОР, ИИСС, ИУМК - что это такое и как их использовать в школе? // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 146-150.
7. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1992. -12 с.
8. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. - 2013. - 3 с.
9. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2008. - №4. - C. 36-40.
10. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 352 с.
11. Бим И.Л., Садомова Л.В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 4-10.
12. Будунова Д.М., Зураева А.В. Использование возможностей сети интернет в обучении английскому языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты // Тверь: ТвГУ, 2007. - №5. - С. 4¬6.
13. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 5. - С. 70.
14. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании — технология будущего // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 1995. - С. 101-103.
15. Есенина Н.Е. Информатика и образование: обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку. - 2006. - № 12. - С. 103-105.
16. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. - С. 64-72.
17. Кащук С.М. Иностранный язык в школе: использование сети Интернет на уроках английского языка в старших классах. - 2006. - № 7. - С. 50-53.
18. Кенжегалиев, К.К. Формирование речевых умений и навыков на уроках английского языка как научная проблема // Педагогический журнал. - 2020. - № 6-1. - С. 100-107.
19. Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций PowerPoint в обучении иностранному языку: дис. ...канд. пед. наук: 19.05.2003. - Москва, 2003. - 17 с.
20. Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: РАО/МПСИ, 2001. - С 127.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2007. - 214 с.
22. Макарова Е.В., Агеева Е.С., Музалева М.А Цифровые образовательные
ресурсы на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научно-практической
конференции. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2020. - С. 289-293.
23. Махмурян К. Новые образовательные стратегии - говорит Москва // Иностранные языки. М.: Просвещение, 2012. - №5. - С. 8-11.
24. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / авт.-сост. Р.К. Миньяр-Белоручев. - Москва: Высшая школа, 1996. - 240 с.
25. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. Москва: Воениздат, 1980. - 237 с.
26. Морохова О.А. Цифровая трансформация процесса обучения иностранному языку // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 91-1. - С. 139-141.
27. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября», 2008. - №6. - С. 4-7.
28. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку: иностранный язык в школе. - 2005. - № 8. - С. 102-103.
29. Панова Л. С. Методика обучения иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях: учебник. К.: Академия, 2010. - С. 84-103.
30. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, 2е издание -Москва: Просвещение, 1991. - С. 6-32.
31. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. - Москва: Русский язык, 1989. - С. 33.
32. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие // Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2003. - №22. - 40 с.
33. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроке иностранного языка - потребность времени // Иностранные языки в школе. - 2005. - №5. - 57 с.
34. Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. - 2002. - №2. - С. 41-43.
35. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. - Москва: Астрель, 2010. - С. 184-216.
36. Соловьева И.Ю. Методика применения информационных технологий и проектные формы работы в обучении иностранным языкам // Вестник Воронежского государственного технологического университета. - 2010. - № 4. - С. 141-143.
37. Соломахина И.А. Мультимедийные средства в обучении иностранному языку // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 198-202.
38. Стандарт основного общего образования по иностранному языку.
Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
39. Судаков И. А. Использование онлайн-сервиса Quizlet в
самостоятельной работе студентов по овладению иноязычной лексикой // ЭСГИ. 2019. №2 (22). [Электронный ресурс]. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-onlayn-servisa-quizlet-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-po-ovladeniyu-inoyazychnoy-leksikoy(дата обращения: 27.02.2023).
40. Сущность понятия «речевые умения» [Электронный ресурс]. - URL: https://studbooks.net/1741397/pedagogika/suschnost ponyatiya rechevye umeniyа (дата обращения: 04.04.2023)
41. Темицына Т.Н. Ипользование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 41.
42. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. - №5. - 19 с.
43. Чесская К.В. Формирование и развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка // Студенческий вестник. - 2022. - № 15-1(207). - С. 31-34.
44. Шестаков С.А. Цифровые образовательные ресурсы и их
использование в практике средней школы // Информационные технологии в образовании - конгресс конференций. 2006. [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/VII/VII-0-6028.html (дата обращения 13.02.2023).
45. Web-teaching: a guide for designing interactive teaching for the World Wide Web / D. Brooks, D. Nolan, S. Gallagher. 2nd ed. - NewYork: KluwerAcademic/PlenumPublishers, 2001.