Сжатое изложение как средство работы над лаконичностью и точностью речи младших школьников
|
Введение 3
§ 1. Лингвистические основы обучения изложению. Понятие текста 6
§ 2. Возможности изложения в развитии речи младших школьников 10
§ 3. Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии 15
§ 4. Методика работы над сжатым изложением 20
§ 5. Анализ учебников по русскому языку с целью выявления упражнений,
направленных на обучение младших школьников приемам сжатия текста 29
§ 6. Опытно-практическая работа по обучению младших школьников
сжатому изложению 36
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
§ 1. Лингвистические основы обучения изложению. Понятие текста 6
§ 2. Возможности изложения в развитии речи младших школьников 10
§ 3. Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии 15
§ 4. Методика работы над сжатым изложением 20
§ 5. Анализ учебников по русскому языку с целью выявления упражнений,
направленных на обучение младших школьников приемам сжатия текста 29
§ 6. Опытно-практическая работа по обучению младших школьников
сжатому изложению 36
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
О том, насколько развит человек часто судят по тому, как он свободно и правильно, ясно и убедительно может выражать свои мысли и знания. Современная школа помогает учащимся овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивает речь, добиваясь её высокой культуры.
«Чем раньше начнётся развитие речи, тем большие достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям» [27, с. 93].
Начальной школе принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы, и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся.
Важную роль в развитии связной речи детей играют изложения, т.е. письменные пересказы образцовых текстов. «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы» [3]. Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка, формируют и совершенствуют связную речь учащихся.
Изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования, рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.
В системе упражнений, служащих задачам развития речи, большую роль играют сжатые изложения. Ученикам предлагается определённый текст, задача сводится к тому, чтобы уяснить содержание и суметь передать его в сокращённом виде. Выполняя такое упражнение, ученики овладевают очень важным в жизни умением - излагать последовательно, ясно и, главное, сжато, то, что они прочитали или услышали.
К тому же при работе над сжатым изложением активизируется лексический словарь ученика. В его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Кроме того, сокращённая передача текста изложения вызывает необходимость употреблять целый ряд слов, которые находятся в пассивном словаре школьника.
Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Это умения, которые самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности.
Актуальность темы данной исследовательской работы заключается в том, что обучение приёмам сжатия текста недостаточно освоено как в методике, так и в практике обучения. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Объект исследования: процесс совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Предмет исследования: методика обучения письменному сжатому изложению, ориентированная на овладение приемам сжатия текста на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: изучение теоретической основы обучения сжатому изложению и подборка серии заданий, направленных на развитие речи младших, на основе приема сжатия текста.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы сосредоточили свое внимание на решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии.
3. Рассмотреть методики обучения сжатому изложению.
4. Выявить типы упражнений, направленных на развитие речи, а именно
5. связанных с приемами сжатия текста.
6. Провести экспериментальную работу по обучению сжатому изложению в 4 классе.
При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ психолого - педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме; анализ, синтез и обобщение полученной информации; проведение педагогического эксперимента; подбор и систематизация материала по обучению написания сжатого изложения в начальной школе.
Значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, работниками образовательных учреждений, а также студентами педагогических специальностей.
Структура работы: работа состоит из введения, где определяются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования; основного содержания работы, состоящего из 6 параграфов; заключения; списка литературы, содержащий 55 наименований и приложения.
«Чем раньше начнётся развитие речи, тем большие достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям» [27, с. 93].
Начальной школе принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы, и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся.
Важную роль в развитии связной речи детей играют изложения, т.е. письменные пересказы образцовых текстов. «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы» [3]. Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка, формируют и совершенствуют связную речь учащихся.
Изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования, рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.
В системе упражнений, служащих задачам развития речи, большую роль играют сжатые изложения. Ученикам предлагается определённый текст, задача сводится к тому, чтобы уяснить содержание и суметь передать его в сокращённом виде. Выполняя такое упражнение, ученики овладевают очень важным в жизни умением - излагать последовательно, ясно и, главное, сжато, то, что они прочитали или услышали.
К тому же при работе над сжатым изложением активизируется лексический словарь ученика. В его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа. Кроме того, сокращённая передача текста изложения вызывает необходимость употреблять целый ряд слов, которые находятся в пассивном словаре школьника.
Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Это умения, которые самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности.
Актуальность темы данной исследовательской работы заключается в том, что обучение приёмам сжатия текста недостаточно освоено как в методике, так и в практике обучения. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Объект исследования: процесс совершенствования речевой деятельности младших школьников.
Предмет исследования: методика обучения письменному сжатому изложению, ориентированная на овладение приемам сжатия текста на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: изучение теоретической основы обучения сжатому изложению и подборка серии заданий, направленных на развитие речи младших, на основе приема сжатия текста.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы сосредоточили свое внимание на решение следующих задач:
1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии.
3. Рассмотреть методики обучения сжатому изложению.
4. Выявить типы упражнений, направленных на развитие речи, а именно
5. связанных с приемами сжатия текста.
6. Провести экспериментальную работу по обучению сжатому изложению в 4 классе.
При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ психолого - педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме; анализ, синтез и обобщение полученной информации; проведение педагогического эксперимента; подбор и систематизация материала по обучению написания сжатого изложения в начальной школе.
Значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, работниками образовательных учреждений, а также студентами педагогических специальностей.
Структура работы: работа состоит из введения, где определяются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования; основного содержания работы, состоящего из 6 параграфов; заключения; списка литературы, содержащий 55 наименований и приложения.
Развитие речи учащихся - приоритетная задача начального курса русского языка. Оно имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них - это упражнения в связной речи, то есть работа с текстом. Именно изучая текст, выполняя различные виды работы с текстом, учащиеся не только обогащают свой словарный запас, повышают уровень культуры речи и мышления, но и совершенствуют навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей.
Важной задачей сегодня является повышение самостоятельности и активности учащихся в создании собственного текста по предлагаемым образцам. Восприятие текста осуществляется с помощью таких видов речевой деятельности, как слушание и чтение, в результате чего достигается понимание текста. Воспринимать текст нужно и на слух, и зрительно. Это позволяет одновременно развивать оба полушария головного мозга ребенка.
Изложение учит детей целенаправленно воспринимать речь на слух или зрительно, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Изложение приобщает детей к лучшим образцам языка, поэтому отбор текстов для изложения должен быть особенно тщательным [25].
Работая над проблемой развития речи младших школьников, мы пришли к следующим выводам:
• При использовании метода сжатого изложения нужно основательно и очень требовательно подходить к выбору образцовых текстов.
• Необходимо использовать специальные подготовительные упражнения для обучения младших школьников приемам компрессии текста. Но не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования.
• Систематически использовать сжатые изложения для формирования умения находить главное и второстепенное, осуществлять компрессию текста разными способами.
• Сжатое изложение действительно успешно влияет на развитие речи младших школьников, так как учащийся воспроизводит текст не механически, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства языка будут наиболее удачны в тексте, выделяя при этом только главное из содержания воспринятого текста [25].
Анализ учебников по русскому языку для начальных классов показал, что в них содержится небольшое количество заданий, обучающих младших школьников созданию сжатого текста, на основе прочитанного, поэтому считаем целесообразным проведение дополнительной работы по обучению младших школьников приемам сжатия текста. Такая работа была нами осуществлена в ходе экспериментального обучения учащихся 4 класса. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что разработанные нами упражнения эффективны и могут быть использованы на уроках русского языка и на факультативных занятиях. Уровень развития речи детей повысился.
Таким образом, младших школьников необходимо обучать приемам сжатия текста, потому что на основе этого у них совершенствуется самые важные для взрослой жизни умения: говорить конкретно по теме, сжато и своевременно; строить логически точные умозаключения; видеть самое главное в огромном потоке информации.
Важной задачей сегодня является повышение самостоятельности и активности учащихся в создании собственного текста по предлагаемым образцам. Восприятие текста осуществляется с помощью таких видов речевой деятельности, как слушание и чтение, в результате чего достигается понимание текста. Воспринимать текст нужно и на слух, и зрительно. Это позволяет одновременно развивать оба полушария головного мозга ребенка.
Изложение учит детей целенаправленно воспринимать речь на слух или зрительно, при этом запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Изложение приобщает детей к лучшим образцам языка, поэтому отбор текстов для изложения должен быть особенно тщательным [25].
Работая над проблемой развития речи младших школьников, мы пришли к следующим выводам:
• При использовании метода сжатого изложения нужно основательно и очень требовательно подходить к выбору образцовых текстов.
• Необходимо использовать специальные подготовительные упражнения для обучения младших школьников приемам компрессии текста. Но не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования.
• Систематически использовать сжатые изложения для формирования умения находить главное и второстепенное, осуществлять компрессию текста разными способами.
• Сжатое изложение действительно успешно влияет на развитие речи младших школьников, так как учащийся воспроизводит текст не механически, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства языка будут наиболее удачны в тексте, выделяя при этом только главное из содержания воспринятого текста [25].
Анализ учебников по русскому языку для начальных классов показал, что в них содержится небольшое количество заданий, обучающих младших школьников созданию сжатого текста, на основе прочитанного, поэтому считаем целесообразным проведение дополнительной работы по обучению младших школьников приемам сжатия текста. Такая работа была нами осуществлена в ходе экспериментального обучения учащихся 4 класса. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что разработанные нами упражнения эффективны и могут быть использованы на уроках русского языка и на факультативных занятиях. Уровень развития речи детей повысился.
Таким образом, младших школьников необходимо обучать приемам сжатия текста, потому что на основе этого у них совершенствуется самые важные для взрослой жизни умения: говорить конкретно по теме, сжато и своевременно; строить логически точные умозаключения; видеть самое главное в огромном потоке информации.
Подобные работы
- Обучение сжатому изложению как способ работы над точностью и лаконичностью речи в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников умения формулировать основную мысль текста (Методика русского языка и литературного чтения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения изложению в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



