ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования положительных эмоций у детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика юмористической детской поэзии и специфика ее
использования в чтении дошкольникам 12
1.3. Роль юмористических стихотворений в развитии положительных
эмоций у детей дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ
2.1. Изучение сформированности положительных эмоций у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Методические приемы по использованию юмористических
стихотворений в работе над развитием положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Определение эффективности использования юмористических стихотворений в работе над развитием положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
В связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования дошкольников, особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие означает способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать мысли и эмоции, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать свои собственные эмоции и эмоции других людей [3].
Тема эмоционального развития подрастающего поколения привлекает в последнее время все большее внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе общепринятых ценностей и норм.
На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению большинства ученых (Л.С. Выготский, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Гоулман, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Люсин и др.), происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом [12].
Практика показывает, что на развитие эмоциональной сферы дошкольников огромное влияние оказывают различные средства. Одним из таких средств являются юмористические стихотворения. Юмористические стихотворения не случайно рассматриваются рядом исследователей (З.А. Гриценко, Н.С. Красникова, М.В. Мусийчук, В.А. Приходько, В.А. Рогачев и др.), как средство повышения позитивной эмоциональной атмосферы среди детей старшего дошкольного возраста. Дело в том, что в этом возрасте ребенок уже может понять и оценить шутку, юмористическую ситуацию. Мышление ребенка старшего дошкольного возраста уже настолько развито, что он понимает сложные лексико-грамматические конструкции, переносный смысл, «двойное дно» выражений. К.И. Чуковский, очень тонко понимающий детей-дошкольников, в своих работах писал: «У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из не последних задач воспитания» [15, с. 4].
Общеизвестным фактом является то, что смех, улыбка способствуют мышечной и эмоциональной релаксации, повышают возможность формирования позитивного мировоззрения вообще, и улучшения настроения в частности.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс развития положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - юмористические стихотворения, как средство развития положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Цель - изучение эффективности использования юмористических стихотворений в работе над развитием положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста и роль юмористических стихотворений в этом процессе;
3) подобрать методический материал и провести диагностику сформированное™ положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать методические приемы по развитию положительных эмоций у старших дошкольников, основанных на использовании юмористических стихотворений;
5) определить динамику в развитии положительных эмоций у старших дошкольников и эффективность проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2020 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровней сформированности положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2020 - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию методических приемов по развитию положительных эмоций у старших дошкольников на основе использования юмористических стихотворений;
VI этап (апрель 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование юмористических стихотворений способствует эффективному развитию положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ литературы);
2) эмпирические (беседа, анализ продуктов деятельности детей);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы В.В. Бойко [3], Е.М. Ивановой [7], Н.В. Красниковой [11], А.Н. Лутошкина [15], А.А. Неверовой [19], В. Приходько [21] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №4 «Мозаика» г. Пензы.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 30 наименований, и приложения.
Формирование и совершенствование эмоциональной сферы дошкольников - это постоянная практическая задача педагогов, решение которой основано на знаниях и понимании психологии детей дошкольного возраста, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Развитие положительных эмоций у дошкольников является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний их природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.
Положительные эмоции дошкольников определяют общий эмоциональный фон в детском коллективе, степень удовлетворенности общением детей друг с другом, эмоциональное самочувствие каждого ребенка.
Юмористические стихотворения можно считать одним из средств в работе по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста. Согласно результатам различных исследований психологии комического, было обнаружено, что смех повышает когнитивную гибкость, позволяя подходить к решению вопросов более творчески. Кроме того, юмор играет роль катализатора для ряда важных когнитивных функций, вызывая положительное эмоциональное состояние; упрощает исследование нового социального окружения; облегчает взаимодействие с другими людьми; снижает серьезность и снимает ответственность за прошлое действие; используется для контроля и хранения социальных норм в группе; укрепляет сплоченность и чувство групповой идентичности; выступает как социальная игра для поддержания дружеской атмосферы при взаимодействии; используется как средство управления ситуациями, которые угрожают благополучию человека; снижает трагичность происходящего [7].
Чтобы доказать выдвинутую перед началом исследования гипотезу, мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.
Констатирующий этап эксперимента показал, что развитие положительных эмоций у большинства детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ находится на среднем и низком уровнях: дошкольники не всегда могли выразить те или иные эмоции, понять причины различных эмоциональных состояний; у них не сформировано умение распознавать чужие эмоции.
На формирующем этапе эксперимента нами были определены и апробированы на практике с детьми ЭГ методические приемы по использованию юмористических стихотворений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития у них положительных эмоций: игровые приемы, сопровождение стихотворений движениями, чтение по ролям, досказывание рифмующегося слова, диалог с текстом и др. Данные методические приемы были использованы нами в ходе проведения ООД, а также в различных режимных моментах (на прогулке, в игре, трудовой деятельности и пр.) и процессе возникновения ситуаций проявления негативных эмоций у дошкольников (ссора, конфликт, драка).
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень развития положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста ЭГ повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. В КГ результаты изменились не значительно, а некоторые дети продемонстрировали уровень ниже, чем на этапе исходной диагностики.
Это позволило сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2016. - 126 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.:
Просвещение, 1998. - 176 с.
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2013. - 196 с.
4. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: учетное пособие для старших дошкольников и младших школьников в 4кн. Кн.1. - М.: Мнемозина, 2019. - 183 с.
5. Донцов Д.А. Социальная психология. - М.: Человек, 2016. - 80 с.
6. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии. // Психологический журнал. - 2019. - №2. - С. 13-21.
7. Иванова Е.М. Психологические исследования чувства юмора. // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 122-133.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.
9. Колобова О.А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста. // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2015. - С. 37-45. URL https: //moluch.ru/conf/ped/archive/146/6129/
10. Кошелев А.Д. О сущности комического. // Вопросы философии. - 2017. - №4. - С. 3-14.
11. Красникова Н.С. Формирование чувства юмора у детей старшего
дошкольного возраста средствами художественной литературы . //
Дошкольник. - 2016. - №3. - С. 25-29.
12. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 64 c.
13. Левин В.А. Между нами, взрослыми. Педагогические заметки писателей. Как читать детям, как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость. - М.: Октопус, 2017. - 76 с.
14. Левин В.А., Муха Р.Г. Между нами. Стихи, сказки и развлечения для общения с детьми. - М.: Октопус, 2017. - 240 с.
15. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1998. - 125 с.
16. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2012. - 416 с.
17. Митина Л.М. Творчество и чувство юмора. // Вестник образования России. - 2015. - №7. - С. 47-51.
18. Мошковская Э.Э. Игровые стихи. - М.: АСТ, 2017. - 44 с.
19. Неверова А.А. Психологические аспекты восприятия комического детьми дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С. 817-820. URL https://moluch.ru/archive/59/8347/
20. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 616 с.
21. Приходько В. Юмор и лирика в детской поэзии. // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. - С. 32-35.
22. Про мальчишек и девчонок. Стихи. - М.: Стрекоза, 2018. - 61 с.
23. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2018. - 576 c.
24. Романова А.Л. Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме. // Культурно-историческая психология. - 2018. - №1. - С. 11-17.
25. Руденко А.М. Социальная психология для бакалавров: учебник. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 332 c.
26. Сычев А.А. Природа смеха или философия комического. - Саранск: Изд-во Мордовского университета. - 2017. - 112 с.
27. Троицкая Т.М. Типология детских стихов. // Детский сад: теория и практика. - 2018. - №3. - С. 92-99.
28. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340 с.
29. Челышева А.А., Кимяева С.А., Степанова О.П., Смирнова О.Н. Использование нетрадиционных методов и приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 69-73. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13416/
30. Яснов М.Д. Я-сам! Стихи для детей и родителей: сборник. - М.: Лабиринт Пресс, 2017. - 126 с.