Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРБАРИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ

Работа №158214

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕРБАРИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 5
1.1. История гербария 5
1.2. Классификация гербариев 6
1.3. Гербарий как наглядное пособие 9
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРБАРИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 13
2.1. Изготовление гербария 14
2.1.1 Оборудование, необходимое для сбора растений 14
2.1.2 Выбор растений для сбора 15
2.1.3 Засушивание растений 18
2.1.4 Определение растений 20
2.1.5 Монтировка гербария 22
2.1.6 Хранение гербария 25
2.2. Методические рекомендации по проведению экскурсий с целью сбора
растений для составления гербария 26
2.3. Использование гербария во внеклассной работе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Биология - наука о жизни, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь обучающимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные т творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации их познавательной деятельности.
Особенность обучения биологии заключается в широком использовании натуральной наглядности. Поэтому важную роль в решении учебно-воспитательных задач играет умелое использование натуральных средств обучения, которые способствуют организации работы учащихся в урочное и внеурочное время.
Работа с натуральными объектами развивает интеллектуальные качества обучающихся, самостоятельность, наблюдательность, активизирует мышление и стимулирует познавательный интерес к предмету, воспитывает нравственно-эстетические нормы поведения в окружающем мире.
Однако, в условиях работы современной школы, в период использования современных технических средств, работа с гербариями как натуральными объектами, несколько ослаблена. Поэтому проблема обеспечения процесса обучения натуральными средствами наглядности и их использования приобретает особую актуальность.
Изготовление гербария учащимися в ходе обучения позволяет не только обеспечить учебный процесс необходимыми наглядными пособиями, но и сформировать у школьников навыки научно-практической деятельности.
Цель работы: изучить особенности использования гербария при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии.
Для рассмотрения данной темы выделен ряд задач:
1. Изучить теоретические основы использования гербария при изучении раздела «Растения» школьного курса биологии;
2. Изучить особенности изготовления гербария;
3. Разработать методические рекомендации по проведению экскурсий в природу в целью сбора растений для гербария;
4. Рассмотреть особенности использования гербария во внеклассной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Специфика курса биологии требует уделять больше внимания самостоятельным работам обучающихся с натуральными объектами, в том числе с гербариями.
Изготовление гербария можно использовать в качестве задания при проведении экскурсий, домашнего задания и в рамках летней самостоятельной работы учащихся.
Темы коллекций гербария могут быть различными. Например, исследовать флору области, района; собрать гербарий кормовых, лекарственных, сорных, ядовитых растений; собрать листья, побеги, соцветия, цветки растений для изготовления учебного морфологического гербария. Задания могут носить не только морфологический характер, но и морфолого-экологический. Например, собрать гербарий разной долговечности (однолетних, двулетних, многолетних, цветущих веток кустарников и деревьев), собрать гербарий одинаковых растений, выросших в разных условиях, и т.п.
Наблюдение растений в природе и гербаризация являются плодотворным и увлекательным способом ознакомления с растительным миром. Кроме того, сбор гербария позволяет познакомить учащихся с приемами определения растений и обеспечить уроки биологии наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.



1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 64-68.
2. Алексеева Л.Н.. Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 25-28.
3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192с.
4. Бакулин В. М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. 2001. №5. С.12-17.
5. Белов И. Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. 264с.
6. Березина Н. А. Экология растений. М.: Академия, 2009. 399 с.
7. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
8. Боровицкий П. И. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе: Пособие для учителя. Л.: Учпедгиз, 1955. 196с.
9. Ботаника: анатомия и морфология растений: учебное пособие для биол. спец. пед. ин-тов / А. Е. Васильев, Н. С. Воронин, А. Г. Еленевский, Т. И. Серебрякова. М.: Просвещение, 1988. 480 с.
10. Верзилин М. Н., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 260 с.
11. Верзилин М.Н. Основы методики преподавания ботаники. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1965. 820 с.
12. Воровщиков С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. М.: УЦ «Перспектива», 2011.
13. Воронин Н. С. Руководство к лабораторным работам по анатомии и морфологии растений. М.: Просвещение, 1981. 161 с.
14. Вышегуров С. X. Практикум по ботанике [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Новосиб. гос. аграр.ун-т; Агроном. фак.Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. 62 с.
15. Герд, В. А. Экскурсионное дело. М.: Госиздат, 1928. 26 с.
16. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.223с.
17. Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1984. 158 с.
18. Давыдов В. В. Теория развивающего обу-’чения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
19. Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. Саратов: Лицей, 2005. 286 с.
20. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 193 с.
21. Ильин М. П. Школьный гербарий: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. 96 с.
22. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008. 213 с.
23. Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии. 6-7 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 226 с.
24. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. М.: Издательство «Совершенство», 1998. 160.
25. Колесова М. С., Корякина С. В. Организация и проведение лабораторных работ по биологии. Шадринский государственный педагогический институт, 1983. 80 с.
26. Комиссаров Б. Д. Методические проблемы школьного биологического образование. М.: Просвещение, 1991. 160с.
27. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Минск: Книжный Дом, 2004. 187 с.
28. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издат. центр. «Академия», 2008. 246 с.
29. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения . М.: Знание, 1976. 64с.
30. Маркова А. К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975. 62 с.
31. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности И Вопросы психологии. 1982. №4. С. 5- 17.
32. Методика преподавания факультативных курсов по биологии / А. Г.Хрипкова, Г. Г.Манке, Р. Д. Михеева, А. Н.Мягков. М.: Просвещение, 2010. 280 с.
33. Никишов А. И., Мокеева 3. А. Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение, 1980. 75с.
34. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации / под.ред. А.С. Обухова. М.: Народное образование, 2001.
35. Петров В. В. Из жизни зеленого мира: пособие для учащихся. 2-е изд. М. : Просвещение, 1982. 127с.
36. Рабунский Е. С. Исследовательский подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. 84 с.
37. Рейвн П. Современная ботаника/ ВЗт. Т1,2. М.: Мир, 1990. 560 с.
38. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Издательский цент «Академия», 2008. 214 с.
39. Федяева В. В. Летняя учебная практика по ботанике: высшие растения. Практическое руководство: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. 144 с.
40. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ