Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности использования дендрария при изучении географии и биологии в 6-7 классах

Работа №15434
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы использования природы, окружающей школу, при обучении естественнонаучным дисциплинам 5
1.1. Содержание принципов обучения географии и биологии в школе... 5
1.2. Дендрарий как материальная база естественнонаучных дисциплин и объект духовного обогащения учащихся 11
1.3. Принципы составления проекта дендрария и подбор ассортимента растений 16
Глава 2. Методические особенности организации учебно - воспитательного процесса географии и биологии 28
2.1. Возможности использования дендрария в учебно - воспитательном процессе географии и биологии 28
2.2. Экологический проект «Наш школьный двор» 44
Заключение 56
Список литературы 58
На современном этапе развития общества, характеризующимся переходом к качественно новому видению мира, прогрессом в познании общества, природы перед школой встал ряд задач по улучшению уровня образования.
Повышение уровня образования связано, прежде всего, с изменением его содержания и технологий. Каждый педагог современной школы должен помнить, что знания и умения, которые школьник приобретает на всем протяжении обучения, должны соответствовать передовым достижениям науки, чтобы выпускник, выходя из стен школы, умел устойчивые ценностные установки, как по отношению к обществу, так и по отношению к окружающей его природе.
Как решить проблему сочетания теоретических знаний и практических умений в такой сложной ситуации, в которой оказалась сегодня школа? Одним из путей решения проблемы мы считаем организацию занятий с натуральными объектами дендрария. Его использование имеет большое учебное и воспитательное значение в процессе обучения естественно научным дисциплинам. Не нарушая расписания занятий, затрачивая минимум времени на переход к дендрарию, можно организовать выполнение практических работ и наблюдений в природных условиях, поскольку располагается он, как правило, в школьном дворе. Однако, его использование незаслуженно забыто учителями.
Общение с природой открывает широкие возможности для духовного обогащения учащихся, формирования высоких моральных качеств. На основе знаний, полученных школьниками, их эмоционального воспитания окружающей природы воспитывается чувство любви к ней, развивается эстетический вкус. Любовь к природе, понимание ее, первоначальные знания экологии, приобретенные учащимися в дендрарии, возбуждают их познавательный интерес и желание внести свой вклад в охрану природы, воспитывают чувство долга по отношению к природной среде.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью использования дендрария при изучении естественно научных дисциплин, так как он является сосредоточением наглядности.
Цель исследования: доказать, что пришкольный дендрарий является современным средством изучения природы в школе и его использование в учебно-воспитательном процессе, раскрывает широкие возможности для познания окружающего мира; проанализировать состояние проблемы наличия дендрария при общеобразовательных учреждениях г. Бийска и прилегающих сельских районов и его использование в процессе обучения географии, биологии и экологии.
Для реализации исследования, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить теоретические основы изучения природы в школе;
3. Выявить возможности использования дендрария в учебно-воспитательном процессе географии и биологии;
4. Разработать план озеленения и благоустройства территории школьного двора МБОУ «СОШ №8».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс географии и биологии.
Предмет исследования: использование дендрария в учебно-воспитательном процессе биологии и географии.
В ходе проведения исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение педагогической и методической литературы, опрос учащихся и педагогов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
По результатам проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы:
В результате анализа научной и учебно-методической литературы мы пришли к выводу что: содержание школьного курса географического и биологического тесно связано с развитием географической и биологической науки и отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. Обобщенные теоретические знания в школьной программе представлены закономерностями развития и дифференциации географической оболочки, формирование природных комплексов, географического разделения труда и т. д.
Проанализировав теоретические основы изучения природы в школе, можно с уверенностью сказать, что особое значение для изучения географии и биологии имеют наглядные средства обучения, так как данные учебные дисциплины имеют характерную особенность - необходимость общения с природой. Поэтому пришкольный дендрарий является сосредоточением различных наглядных средств обучения.
Общение с природой открывает широкие возможности для эстетического воспитания, духовного обогащения детей, формирования высоких моральных качеств. На основе знаний, полученных школьниками, их эмоционального восприятия окружающей природы воспитывается чувство любви к ней. Любовь к природе, пониманию ее, первоначальные знания экологии, полученные учащимися, возбуждают их познавательный интерес и желание внести свой вклад в охрану природы, воспитывают чувство долга по отношению к природной среде. Воспитание любви к природе приводит к воспитанию таких нравственных качеств, как любовь к Родине, патриотизм.
Использованию дендрария в учебно-воспитательном процессе географии и биологии способствует реализации общепедагогических и специфических принципов, целей и задач, использованию разных методов и методических приёмов, открывает широкие возможности для организации разнообразных форм работы с учащимися.
Среди основных форм организации работы учащихся в дендрарии можно назвать: постановка опыта, наблюдения (фенологический и экологический мониторинг), кружковая работа, уроки сельскохозяйственного труда, экскурсии.
Изучение природы в курсе естественно научных дисциплин требует непосредственной работы учащихся на местности или использования в учебно-воспитательном процессе натуральных средств наглядности, которым и является пришкольный дендрарий.
Разработка и осуществления проекта привела к созданию в школе добровольного экологического отряда, образованию кружка «Цветоводство» по выращиванию и уходу за растениями и озеленению территории школы и созданию небольшого дендрария.
1. Бакланова, С.Л. География Алтайского края с основами экологии [Текст]: учебная тетрадь / С.Л. Бакланова. - Бийск: изд-во АКИПКРО, 2003. - 36 с.
2. Бакланова, С.В. Внеклассная работа по географии [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Л. Бакланова, Л.В. Швецова. - Бийск:НИЦ БПГУ, 1999. - 66 с.
3. Баринова, И.Н. Внеурочная работа по географии [Текст]:И.Н. Баринова. - М.: Просвещение, 1998. - 157 с.
4. Бердышев, С.Н. Популярный географический энциклопедический словарь [Текст]: С.Н. Бердышев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
5. Береснева, Н.Б. Ландшафтное проектирование пришкольного участка [Текст]: Н.Б. Береснева, А.А. Михайлова. - Первое сентября, Биология, 2007. - №8. - с. 38.
6. Большая Советская Энциклопедия [Текст]: в 30 томах / под ред. А. М. Прохорова. -3-еизд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1970 - 1978. Т. 27 : Ульяновск - Франкфорт. - 1977. - 623 с.
7. Ботаника, книга для учителя / под. ред. Ф.Д. Сказкина. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1954. - 656 с.
8. Вагина, Т. Изучаем природные объекты [Текст]: Т. Вагина. - Биология в школе. - 2003. - №3. - с. 65.
9. Верзилин, Н.М. Опыты с ратениями в живом уголке средней школы [Текст]: Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1979. - 191 с.
10. Горностаев, П. Наблюдение при обучении естествознанию [Текст]: П. Горностаев. - 1996. - №4. - с. 17.
11. Дмитриева, М. Школьное биолого-экологическое общество [Текст]: М. Дмитриева. - 1997. - №6. - с. 65.
12. Душина, И.В. Методика преподавания географии [Текст]: пос. для учителей / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М.: 1996. - 192 с.
13. Кейран, Л.Ф. Структура методики обучения как науки: на основе анализа методики обучения биологии [Текст]: Л.Ф. Кейран. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с.
14. Константинов, Д. Ботанические экскурсии в зимний лес [Текст]: Д. Константинов. - Биология в школе. - 1995. - №9. - с. 4.
15. Коршунова, Н. Природоохранное просвещение на внеклассных занятиях по биологии и химии [Текст]: Н. Коршунова. - Биология. - 1998. -№45. - с. 4.
16. Кудрявцев, В. Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе, как фактор воспитания и развития личности [Текст]: В. Кудрявцев. - География в школе - 2002. - №3. - с. 42.
17. Лесная энциклопедия / под. ред. Н.В. Николаев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 428 с.
18. Лучник, З.И. Интродукция деревьев и кустарников в Алтайском крае [Текст]: З.И. Лучник. - М.: Колос, 1970. - 655 с.
19. Мельников, С. Растения удобные для изучения на уроках ботаники [Текст]: С. Мельников. - Биология. - 1997. - №45. - с. 15.
20. Методика обучения географии в школе: уч. пособие / под ред. Л.М. Панчешникова. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.
21. Никитина, Л.Я. Опытническая работа учащихся на пришкольном учебно-опытном участке [Текст]: методич. рекомендации / Л.Я. Никитина, Л.Н. Сивохина. - Новосибирск, 1990. - 38 с.
22. Новенко, Д.В. География: практическая работа на местности 6-9 кл. - М.: Дрофа, 1997. - 96 с.
23. Нога, Г.С. Опыты и наблюдения над растениями [Текст]: Г.С. Нога. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.
24. Павлова, М.Е. Учебный гербарий [Текст]: М.Е. Павлова. - Биология. - 1999. - №11. - с. 1.
25. Папорков, М.А. Учебно - опытная работа на пришкольном участке [Текст]: пособие для учителей / М.А. Папорков. - М.: Просвещение,1976. - 173 с.
26. Педагогика [Текст]: уч. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
27. Петрищева, Г.С. Системное использование учебника биологии в разделе «Растения» [Текст]: уч. пособие / Г.С. Петрищева. - Бийск.: изд. БиГПИ, 1998. - 90 с.
28. Полянский, И.И. Ботанические экскурсии [Текст]: пос. для учителей / И.И. Полянский. - Ленинград.: Гос. Уч.-пед. издат. Мин. Просвещения РСФСР, 1950. - 288 с.
29. Пономарёва, И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: уч. пособие / И.Н. Пономарёва. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
30. Практическое руководство по озеленению населенных мест [Текст]: под ред. С.Д. Геогриевского. - Минск.: Издательство академии наук Белорусской СССР, 1949. - 243 с.
31. Проектная деятельность на уроках биологии [Текст]: Биология. - 1998. - №2. - с. 2.
32. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
33. Теплов, Д. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии [Текст]: Д. Теплов.- Биология в школе. - 1997. - №1. - с. 5.
34. Терлецкий, В.К. Экзоты на каждом шагу [Текст]: В.К.Терлецкий. - М.: Лесная промышленность, 1984. - 125 с.
35. Титов, Е.В. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии [Текст]: Е.В. Титов. - Биология в школе. - 1997. - №3. - с. 78.
36. Тихомирова, А. Фенологические наблюдения за растениями [Текст]: А. Тихомирова. - Биология. - 1995. - №31. - с. 2.
37. Хлюпина, Т. Краеведческий аспект в преподавании географии [Текст]: Т. Хлюпина. - География в школе. - 1998. - №8. - с. 54.
38. Хржановский, В.Г. Практикум по курсу ботаники [Текст]: уч. пособие / В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко. - М.: Высш. Школа, 1979. - 422 с.
39. Шиголев, А.А. Изучение сезенных явлений [Текст]: пособие для учителя / А.А. Шиголев. - М.: Минпрос РСФСР, 1962. - 248 с.
40. Якушев, В.И. Плодоводство с основами декоративного садоводства [Текст]: В.И. Якушев. - М: Колос, 1980. - 210 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.