Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.1 Современные научные представления о грамматическом строе речи 6
1.2 Современные научные представления об ОНР 7
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР 13
Глава 2. Исследование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 19
2.1 Организация исследования. Характеристика детей 19
2.2 Методика констатирующего эксперимента 20
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
Глава III. Методические рекомендации к логопедической работе по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 45
3.1 Научно-теоретическое обоснование методических рекомендаций к логопедической работе по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР 45
3.2 Методические рекомендации к логопедической работе по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 49
Заключение 63
Список литературы 66
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В этот период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в последующем, в условиях школьного обучения возникает дисграфия - нарушение письма.
Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева [10], Д.Б Эльконина [46] и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой [15], Р.Е. Левиной [20], Р.И. Лалаевой [18], Н.В. Серебряковой [18], Т.Б. Филичевой [42] , Г.В. Чиркиной [42] и др.
С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Цель исследования - выявления нарушений грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - грамматический строй речи у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - нарушение грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования - выявление нарушений грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) анализ логопедической, психологической литературы по проблеме исследования;
2) научно-теоретическое обоснование и составление методики констатирующего эксперимента;
3) организация и проведение констатирующего эксперимента;
4) анализ результатов констатирующего эксперимента;
5) научно-теоретическое обоснование и составление методических рекомендаций по формированию грамматического строя речи.
Методы исследования:
1. Организационные: сравнительный, комплексный.
2. Эмпирические:наблюдение,экспериментальные,психодиагностические, биографические.
3. Математико-статистические: количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные: способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Гипотеза исследования - в основе нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР лежат трудности дифференциации грамматических значений. В связи с этим, можно предположить, что у детей с данной речевой патологией овладение грамматическим строем речи будет проявляться в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, его семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом, проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.
Проблема исследования заключается в выявлении нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данной проблематикой занимались многие ученые:Р. И. Лалаева [19], Н. С. Жукова [15], Л. Ф. Спирова [50], Е. Ф. Соботович [29], Т. Б. Филичева [39], Г. В. Чиркина [39] и др., но и по сей день продолжается изучение этой проблемы и пути ее устранения.
С целью решения данной проблемы был организован и проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 2 «Улыбка» города Кызыла Республики Тыва в 2017 уч. гг. В эксперименте принимало участие 30 детей дошкольного возраста. В контрольную группу были отобраны 15 детей с нормальным речевым развитием. В экспериментальную группу попали 15 детей с общим недоразвитием речи.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: он должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, установить связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Для исследования грамматического строя речи (функции словоизменения и словообразования) у дошкольников с ОНР использована методика, изложенная в трудах: Г.А. Волковой [9], Р.И. Лалаевой [19], Н.В. Серебряковой [19]. При обследовании данных функций речи необходимо уточнить характер использования падежных форм существительных, правильность употребления рода различных частей речи, форм единственного и множественного числа, правильность согласования различных частей речи, степень владения навыками словообразования. На основе этих теоретических данных была разработана методика констатирующего эксперимента, куда вошло исследование словообразования и словоизменения в импрессивной и экспрессивной речи.
На основе полученных данных при исследовании у детей грамматического строя речи, можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи грамматический строй речи сформирован намного ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Трудности и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологией. В русском языке много исключений из правил, употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются, что показывает анализ полученных результатов.
Анализ результатов показывает, что трудности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются при изменении существительных по падежам, в преобразовании имени существительного в И.п ед. числа во мн. число. В результате эксперимента выяснилось, что детям трудно сосредоточить свое внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения.
Дети с нормальным речевым развитием правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. А у детей с общим недоразвитием речи ошибки выражались в замене окончаний. Это доказывает несформированность грамматической категории рода и числа.
Трудным для детей с общим недоразвитием речи является, задания связанные со словообразованием: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Самым трудным заданием для детей с общим недоразвитием речи было образование глаголов с приставками и образование совершенного вида глагола. Наблюдалось неправильное употребление глаголов с различными приставками.
1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 48с.
2. . Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - 3 изд. М., Academ A, 2000. - 398с.
3Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.:2008. - 296 с.
4. Бойкова, С.В. Содержание работы по развитию лексики грамматического строя у дошкольников / Логопед. - 2005г. - №5,6. - 76¬82с.
5. Быстрова, Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-Пб, КАРО-2000г.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Логопед. - 2004. - №1. - 34- 40c.
7. Волкова, Л.С, Туманова Т.В, Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - KII.V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 479с.
8. Волкова, Л.С, Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 680с.
9. Волкова. Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 144с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Детство-Пресс., 2007. - 472с.
11. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ОНР./Логопед. - 2005. - №1. - 9-15с.
12. Грибова, О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.: 1992.
13. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 2000 г.
14. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: Медицина, 1993 - 112с.
15. Жукова, Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.: метод. пособие, 1998 - 320с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: - 2002.- 96 с.
17. Кроткова, А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня/ Логопед.2004. - №1. - 26-34с.
18. Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СП.: 2004.-160с.
19. Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз, 2001.- 218с
20. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 2006.- 311с.
21. Лопатина, Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. -Спб., - 2003г.
22. Максаков, А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005г. - 107с.
23. Максаков, А.И, Правильно ли говорит ваш ребёнок. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 159с.
24. Михеева, И.А, Чешева С.В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - СП.: КАРО, 2009. - 256с.
25. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.- 560с.
26. Полякова, М.А. Как правильно учить ребенка говорить. - М.: Кэпитал Трейд Компани, 2011. - 172с.
27. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход). - М.: Академия, 2003. - 141с.
28. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез. - 2007. - 96с.
29. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М.: Классикс стиль, 2003 - 160с.
30. Тамбовцева Л.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: Просвещение, 2001г - С. 165 - 187.
31. Тимонен, Е.И. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями (старшая групп: методика планирования и содержания занятий). - С-Пб: Детство-пресс, 2002г.
32. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб.: Детства-Пресс, 2003.
33. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. С-Пб, 2004г.
34. Ткаченко, Т.А. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.:Издательство ГНОМиД, 2003г.
35. Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии//Психологический журнал.-2001г.
36. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2007 - с.87-98, с.137-250.
37. Филичева, Т.Б, Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2009. - 189с.
38. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми - М: Арти, 2005. - 240с.
39. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-летнего возраста с ОНР - М.: 2008. - 44с.
40. Филичева, Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: Издательство «Арго», 2007. - 80с.
41. Филичева, Т.Б, Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. Метод. пособ. - М., 2004 - 80с.
42. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. РИЦ Альфа, 2000. - 87-98с.
43. Филичева, Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: «Альфа»,2009 - 87с.
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 238с.
45. Черемухина Г.А., Шахнарович А.Ш. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования/Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М, 2001г.
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.:Издательский центр академия, 2003г.
47. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2000. - 116с.
48. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.- М.: Просвещение, 2001.
49. Ястребова, А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2001.
50. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-ое. - М.: АРКТИ , 1997. - 131с.