ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей 7
1.2. Особенности развития речи детей младшего дошкольного
возраста 12
1.3. Роль игры в развитии речи детей младшего дошкольного
возраста 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРИМЕНЕНИЮ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 24
2.2. Содержание работы по развитию речи младших дошкольников
посредством использования игр с песком и водой 37
2.3. Анализ результатов применения игр с песком и водой в качестве
средства развития речи детей младшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения [1].
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Эта проблема тесно связана с педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладения звуковой культурой речи, формирования связной речи.
Использование игр при формировании речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе речевого развития требует более тщательного и детального изучения.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры с песком и водой как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определение эффективности использования игр с песком и водой в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста...
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда - и к взрослым.
Основная цель, стоящая перед воспитателями в настоящее время, - воспитание полноценной личности дошкольников. Для этого необходимо создать условия по овладению детьми дошкольного возраста продуктивной речевой деятельностью. Как развивать речевое общение ребенка? Это значит учить его разговаривать. Говорить - это, значит, владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свои мысли, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним.
Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки речевых привычек и способностей.
Игра, как форма обучения детей содержит в себе два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В каждой игре заложен потенциал для развития речи. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой речевой опыт. Таким образом, игра является широко распространенным средством речевого развития детей дошкольного возраста.
Игра выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольника, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с каждым ребенком...
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Изд-во Лабиринт, 1999. - 352 с.
4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: изд. дом Ш.А. Амонашвили, 1996. - 134 с.
5. Громова О.Е. Методика формирования начального лексикона. - М.: Творческий центр, 2007. - 230 с.
6. Епанчинцева О.Ю. Роль педагогической песочницы в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспект занятий. Картотека игр. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 80 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2000. - 416 с.
9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Советская Россия, 1993. - 154 с.
10. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.
11. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей. // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995. - 48 с.
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004. - 87 с.
13. Логинова В.И. Формирование словаря. / Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1994. - 295 с.
14. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - С. 17-27.
15. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004. - 24 с...38