Введение3
1. Теоретическая характеристика правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации6
1.1 Правовой статус государственных служащих в Российской Федерации6
1.2 Особенности правового регулирования деятельности государственных служащих в Прокуратуре и Министерстве внутренних дел 18
2. Сравнительно-правовой анализ34
2.1 Квалификационные требования и процедура назначения на службу государственных служащих в Прокуратуре и Министерстве внутренних дел34
2.2 Обязанности, права и ответственность государственных служащих в Прокуратуре и Министерстве внутренних дел45
3. Проблемы и перспективы правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации56
3.1 Проблемы правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации56
3.2 Перспективы правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации67
Заключение80
Список использованных источников82
В современном обществе важно изучать и анализировать правовой статус государственных служащих, особенно в таких важных организациях, как Прокуратура и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Важно осознавать их правовой статус и осуществлять сравнительный анализ. Прокуратура Российской Федерации выполняет функции надзора за соблюдением законодательства, наделены определенными правами и обязанностями, установленными специализированным законодательством. Данный гос.орган обладает полномочиями в сфере предотвращения преступлений, охраны Конституции и прав человека.
Министерство внутренних дел Российской Федерации несет ответственность за организацию деятельности полиции и обеспечение общественной безопасности. Государственные служащие этой структуры также имеют специфический правовой статус, который определяет их полномочия и ответственность. Они обязаны соблюдать закон при выполнении своих обязанностей и обеспечивать законность и порядок в обществе.
Актуальность темы. Сравнительно-правовой анализ правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации является актуальной темой, которая позволяет лучше понять их роль и значимость в обществе. Важно изучать их полномочия, обязанности и ответственность, чтобы обеспечить эффективное функционирование этих структур и обеспечить законность и правопорядок в нашей стране.
Целью работы является сравнительно-правовой анализ правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать правовой статус государственных служащих в Российской Федерации.
2. Охарактеризовать особенности правового регулирования деятельности государственных служащих в Прокуратуре и Министерстве внутренних дел.
3. Сделать анализ об определении квалификации работника и процессе, связанным с назначением на службу в Прокуратуру и Министерство внутренних дел.
4. Определить должностные обязанности, права и ответственность данных структур.
5. Рассмотреть проблемы и перспективы правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации
Степень разработанности темы. Теоретическую основу составляют работы Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.П. Булавина, В.С. Виноградовой, А.К. Дубровина, Л.Ш. Музафаровой, Ю.П. Соловей, В.В. Черникова.
Научная новизна. Сравнительно-правовой анализ правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации позволяет выявить как общие, так и различия в их полномочиях и задачах. Оба органа играют важную роль в обеспечении законности и порядка в обществе, но каждый из них имеет свои уникальные функции и области ответственности.
Методы исследования: сравнение; структурный анализ; историко-юридический метод.
Нормативная и эмпирическая основа исследования - анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность Прокуратуры и Министерства внутренних дел, сравнение их положений, а также анализ практики применения этих норм в работе органов и взаимоотношениях с государственными служащими.
Основные положения, выносимые на защиту:
- выявление ключевых различий в правовом статусе государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел;
- выявление проблем и недочетов в законодательстве, а также предложения по их устранению и улучшению правового положения данных категорий госслужащих.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволит лучше понять особенности аппарата управления в Российской Федерации, выявить проблемы и недочеты в правовом регулировании деятельности государственных служащих и предложить пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов правопорядка и обеспечить защиту интересов граждан.
Цель работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Сравнительно-правовой анализ правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации.» можно сделать ряд выводов.
Оба ведомства имеют свою собственную систему кадрового учета, организации труда и оплаты труда государственных служащих. Однако, у них есть различия в структуре и порядке формирования кадрового состава.
Государственные служащие Прокуратуры имеют более высокий статус и более широкие полномочия, чем служащие Министерства внутренних дел. Это связано с особенностями деятельности данных органов - Прокуратура занимается осуществлением надзора за соблюдением законности, а МВД - обеспечением общественной безопасности и порядка. В связи с этим, служащие Прокуратуры имеют больше прав и возможностей для вмешательства в деятельность других органов и учреждений, чем служащие МВД. Также следует отметить, что государственные служащие Прокуратуры обладают более высоким уровнем гарантий социальной защиты и материального обеспечения, чем служащие МВД.
Одной из основных проблем является различие в правовом статусе государственных служащих этих двух органов. В частности, у сотрудников Министерства внутренних дел есть право на применение физической силы и специальных средств, что отличает их от сотрудников Прокуратуры. Это может вызывать конфликты и проблемы в сотрудничестве между этими органами.
Также отмечается недостаточная гарантия социальной защиты государственных служащих в обеих организациях. Нередко возникают случаи несоблюдения прав трудовых работников и низкий уровень зарплат. Это может привести к сокращению кадров и ухудшению качества работы органов.
Несмотря на эти проблемы, в сфере правового статуса государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел есть и перспективы развития. В связи с изменениями в законодательстве и реформированием государственного аппарата, можно ожидать улучшения условий труда и увеличения социальных гарантий для служащих.
Для решения проблем и развития данной сферы необходимо уделить внимание совершенствованию законодательства, повышению квалификации и социальной поддержке государственных служащих Прокуратуры и Министерства внутренних дел. Только таким образом можно обеспечить эффективное функционирование этих органов и обеспечить правовую безопасность граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что хотя правовой статус государственных служащих Прокуратуры и МВД имеет некоторые общие черты, все же существуют значительные различия, которые определяют степень их полномочий, статус и социальное обеспечение.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 30.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992 г. - № 8. - Ст. 366.
4. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: указ Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 113 (с изм. на 06.10.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 6. – Ст. 440.
5. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: https://www.garant.ru.
6. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: https://www.garant.ru.
7. Постановление правительства «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]// URL: http://publication.pravo.gov.ru.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: https://base.garant.ru.
11. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024).
12. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2004. № 31. Ст. 3215.
13. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция).
14. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
15. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция).
16. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: практикум / сост. Ю. В. Помогалова. - Воронеж : Научная книга, 2021. - 56 с.
17. Велиева, Э.Ш. Организационно-правовые проблемы реализации государственными гражданскими служащими своего административно-правового статуса / Э.Ш. Велиева, С.Б. Буц // Modern Science. – 2020. – № 2. – С. 125.
18. Дмитриева, Н. И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования / Н. И. Дмитриева // Научный журнал. 2018. № 2 (25). С. 37–40.
19. Демиденко А. А. Административно-правовой статус государственного служащего: гарантии и ответственность //Евразийское Научное Объединение. – 2020. – №. 1-2. – С. 126-128.
20. Иванова, В. В. Актуальные проблемы деятельности прокуратуры Российской Федерации в области осуществления надзора за соблюдением Конституции России и исполнением федеральных законов Российской Федерации / В. В. Иванова // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 144. - С.
21. Капинус, О. С. Прокурорский надзор. Общая часть : учебник для вузов / О. С. Капинус. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 231 с.
22. Калмыкова, К. Д. Правовой статус государственных служащих как основа эффективности и авторитета государственной службы/ЕД Калмыкова / К. Д. Калмыкова //Способы, модели и алгоритмы управления модернизационными процессами: сб. статей Международной науч.-практ. конференции. – 2020. – С. 63-69.
23. Кулик, О. В. Значение правовой практики для правотворчества в сфере прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации / О. В. Кулик // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2017. — № 3. — С. 115–123.
24. Капустян, Л. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: проблемные аспекты / Л. А. Капустян //Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2020. – №. 17. – С. 3-6.
25. Киселев С. Г. Обоснование баланса в соотношении должного и возможного в статусе государственного служащего / С. Г. Киселев //Проблемы права. – 2019. – №. 4. – С. 69-72.
26. Мамонов, Ю. М. Совершенствование административно-правового статуса государственных гражданских служащих / Ю. М. Мамонов //Символ науки. – 2020. – №. 12-2. – С. 35-37.
27. Мамонов, Ю. М. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих: понятие и структура / Ю. М. Мамонов //Символ науки. – 2020. – №. 12-2. – С. 33-35.
28. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 309 с.
29. Мифтяхо,в Р. Х. Правовой статус государственных служащих / Р. Х. Мифтяхов //Инновационные научные исследования. – 2021. – №. 1-2. – С. 93-105.
30. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 484 с.
31. Никитенко, Д. Ю. Правовой статус государственных служащих в дореволюционной России / Д. Ю. Никитенко //Эпомен. – 2019. – №. 25. – С. 206-211.
32. Овсянников, Ю. Н. О правовом положении человека и гражданина как субъекта правоохранительной (полицейской) деятельности / Ю. Н. Овсянников // Тенденции развития науки и образования. 2019. №52. С. 66-68.
33. Репьев, А. Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел (на примере участковых уполномоченных полиции) / А. Г. Репьев // Юристъ — Правоведъ, 2017. № 4 (83). С. 194–200.
34. Симонова, Л. М. Административно-правовой статус государственного служащего в системе государственного управления / Л. М. Симонова //Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. – 2020. – С. 96-99.
35. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор: учебник / А. Я. Сухарева. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 480 с.
36. Соболева, О. В. Правовое регулирование и организационное обеспечение прохождения службы в органах внутренних дел в условиях Крайнего Севера / О. В. Соболева. — М., 2019. – С. 45.
37. Садохина, Н. Е. Сравнительно-правовой анализ моделей правового статуса государственного и муниципального служащего / Н. Е. Садохина //Актуальные проблемы государства и права. – 2021. – Т. 5. – №. 20. – С. 678-691.
38. Туктарева, А. В. Административно-правовой статус государственного служащего в РФ / А. В. Туктарева //Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – №. 1. – С. 599-602.
39. Федоров, А. И. Правовой статус государственных гражданских служащих / А. И. Федоров //Отечественная юриспруденция. – 2019. – №. 6 (38). – С. 60-61.
40. Фролов, О.В. Ценности профессиональной деятельности государственных служащих / О. В. Фролов // Ценности и смыслы. – 2017. – №1 (47). – С. 134-143.
41. Харитонов И. К. Отдельные проблемы реализации конституционно-правового статуса государственного служащего / И. К. Харитонов //Право и практика. – 2019. – №. 4. – С. 71-75.
42. Шилов, Ю. В. Отдельные аспекты трансформации содержания элементов административно-правового статуса государственного служащего / Ю. В. Шилов // Право и наука в современном мире. – 2022. – С. 96-101.
43. Хожабеков, М. Правовой статус государственного служащего / М. Хожабеков // Review of law sciences. – 2020. – Т. 1. – №. Спецвыпуск. – С. 132-137.
44. Шобухин, В. Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: учебное пособие для вузов / В. Ю. Шобухин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 117 с.
45. Шевченко, И. В. Особенности административно правового статуса государственных служащих / И. В. Шевченко //Теория и практика современной аграрной науки. – 2020. – С. 499-503.