Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ

Работа №158154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ 7
1.1. Понятия «воля» и «волевые качества» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности волевых качеств детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 15
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования развития волевых качеств детей старшего
дошкольного возраста 26
2.3. Организация психолого-педагогической работы по развитию волевых качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игр с
правилами 33
2.4. Выявление эффективности проведенной работы 36
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложения 52

В настоящее время проблема формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста как никогда актуальна.
Во ФГОС ДО отмечается, что «...ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.», следовательно из этого можно сказать, что на уровне стандарта уделяется важность развитию волевой сферы .
Именно под влиянием волевых качеств (целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, решительность) ребенок может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свою деятельность и соответственно добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. И, наоборот, благодаря волевому качеству - выдержка - ребенок может удерживать свои поступки и действия. Исключительное значение воли в развитии личности подчеркивал С.Л. Рубинштейн: «Становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению» .
Особое значение развития волевой сферы детей дошкольного возраста в том, что именно в дошкольном детстве сознательное управление поведением только начинает складываться. На протяжении всего дошкольного возраста меняются сами волевые действия. Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Также в этом возрасте формируются волевые качества, с помощью которых в дальнейшем ребенок сможет раскрыть себя и свои способности, познать окружающий мир и что немало важно преодолевать трудности в достижении какой-либо цели. Следовательно, дошкольный возраст - значимый этап в формировании волевых качеств .
Проблема формирования волевых качеств личности рассматривалась в трудах исследователей: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, А.Ц. Пуни, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик и др.
В то же время особенности и факторы формирования волевых качеств в дошкольном детстве изучены недостаточно.
Цель исследования: выявить возможности развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (изучить понятия «воля» и «волевые качества» в психолого-педагогической литературе; рассмотреть особенности волевых качеств детей старшего дошкольного возраста; охарактеризовать психолого-педагогические условия развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации);
2. Провести эмпирическое исследование развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты;
3. Разработать и реализовать комплекс психолого-педагогических мероприятий по развитию волевых качеств детей старшего дошкольного посредством игр с правилами.
4. Изучить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - волевые качества детей старшего дошкольного возраста (целеустремленность, самостоятельность, настойчивость,
решительность, выдержка).
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в психолого-педагогической литературе представлено множество подходов, исследований и научных работ к рассмотрению воли и волевых качеств. Воля рассматривается как сознательный процесс, который связан с преодолением внешних и внутренних препятствий, способен контролировать поведение и деятельность, а также всеми психическими процессами.
У детей старшего дошкольного возраста к проявлению волевого поведения относятся развитие произвольности действий, степени их осознанности, а также волевых качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, упорство, выдержка и т. д.
Формирование волевых качеств в старшем дошкольном возрасте играет большую роль, так как в дальнейшем волевые качества будут являться личностными характеристиками. Также волевые качества будут важнейшими показателями волевой готовности к школе для успешного обучения, а в дальнейшем в трудовой деятельности.
Выделены особенности волевой сферы и волевых качеств у детей дошкольного возраста: ребенок способен преодолевать трудности, умеет контролировать своим поведением и действия, может самостоятельно оценивать свое поведение.
Было проведено эмпирическое исследование в ходе которого было выяснено, что сформированность произвольного поведения на низком уровне. Также у большинства старших дошкольников уровень сформированности таких волевых качеств как целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство самостоятельность, инициативность находится на низких показателях. Следовательно из этого, было важно разработать методические рекомендации, которые поспособствуют развитию произвольного поведения и волевых качеств. Основными средствами в формировании волевых качеств в ДОО были различные виды игр, упражнений, включение приемов в различных видах деятельности. Также строгий режим дня и личный пример взрослых.
Важным и главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень базовых волевых качеств как целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность и упорство. Также же старшему дошкольнику важно иметь контроль над собственным поведением и деятельностью, так как в дальнейшем ребенок станет младшим школьником, и это ему поможет на начальном этапе обучения.
Цели и задачи исследования реализованы.


1. Батыршина А. Р. Психология воли и волевой регуляции [Электронный ресурс]: библиографический указатель литературы. 2-е издание, стереотипное. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2017. 715 с.
2. Богословский, В.В. Воля и волевые свойства личности / Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов. Изд. З -М.: Просвещение,1981. - 380 с.
3. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. 2008. №1 С. 124-132.
4. Бережнова, О.В., Тимофеева, Л.Л. Этап построения модели педагогического процесса. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. Москва, 2013. С. 30-32.
5. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе М., 2009. 217 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. Изд-во «Просвещение», М., 2005. 1136 с.
7. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969. 26 с.
8. Иванников, В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: «Питер», 2006. 180 с.
9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Издательство "Питер", 2000. С.11-34.
10. Калин, В.К. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983. 280 с.
11. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев,
2005. 215 с.
12. Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. СПб., 2004. 280 с.
13. Крутецкий, В. А. Психология. Учебник для педучилищ. М., 1980. - 352 с.
14. Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: Методист: науч.-метод. Журн., 2004. № 5. С. 57-61.
15. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования // Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ