Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №158153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей профессиональной деформации педагога - психолога 6
1.1 Содержание понятия «профессиональная деформация личности» в
психологии 6
1.2 Причины и факторы развития профессиональной деформации 11
1.3 Методы преодоления профессиональной деформации 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональной деформации педагога-психолога в Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья 23
2.1 Организация и методики эмпирического исследования особенностей
профессиональной деформации педагога-психолога 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования особенностей
профессиональной деформации педагога - психолога 27
2.3 Методические рекомендации для педагога-психолога в случае
развития профессиональной деформации 36
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 49
Приложение Б (справочное) Методика «Профессиональная деформация педагогов» (Е.П. Ильин) 57
Приложение В (справочное) Опросник на определение уровня психического выгорания (МВ1) (К. Маслач и С. Джексон. Адаптирован Н.Е. Водопьяновой) 64
Приложение Г (справочное) Методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (Е.П. Ильин, Н.В. Журин) 66
Приложение Д (справочное) Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) 67

Проблема влияния профессии на личность периодически оказывается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, но все еще остается недостаточно исследованной.
В настоящее время важно отметить необходимость теоретического изучения проблемы профессиональной деформации личности в условиях деятельности педагога-психолога в Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также социально значимой является проблема разработки методов исследования, применяемых в условиях профессионально психологической деятельности, использование полученных результатов на практике.
Актуальной научной задачей в современных условиях является изучение профессиональной деформации, потому что специфика профессиональной деятельности педагога-психолога может при определенных условиях оказывать негативное влияние на психологическую структуру личности, в свою очередь, деформируя ее.
Профессиональная деформация у педагога-психолога - это изменение его личностных черт, которые проявляются во время выполнения профессиональных обязанностей и, как правило, влияют на манеру поведения, физический образ. Индивидуальные качества педагога - психолога и его профессиональная деятельность воздействуют на уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество его работы. Профессиональная деформация имеет самые высокие показатели воздействия на личность в таких профессиях, как менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и другие.
У педагога-психолога профессиональная деформация часто сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Как правило, эмоциональное выгорание характеризуется безразличием к своим профессиональным обязанностям, ощущением угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим и психосоматическим расстройствам.
Решение вопроса о предупреждении профессиональной деформации личности и синдрома эмоционального выгорания у педагога-психолога составляет проблему настоящего исследования.
В современной науке учеными основательно изучены профессиональные деформации у представителей различных профессий.
Рассматривая подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности, мы опирались на исследования А.К. Марковой, С.Г. Геллерштейна, С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Л.Н. Корнеевой.
В отечественной психологии изучением профессиональной деформации занимались Р.В. Овчарова, М.Я. Басов, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, В.В. Бойко, В.А. Бодров.
Значительную роль в изучении оставленной проблемы сыграли работы Л. А. Бессонова, Т.Е. Майорова, Л.С. Павлова, Н.В. Прокопцева, О.С. Ноженкина, Ю.В. Селезнева, Т.В. Темирова и других.
В литературе, наряду с термином «профессиональная деформация» также используются такие термины, как «профессиональный стресс», «профессиональная адаптация», «детерминанты деформаций» и другие.
В большинстве своем эти термины используются в одном определенном контексте и тем самым содержат какую-либо одну из выделенных нами сторон изучаемой проблемы профессиональной деформации личности.
Цель исследования - исследовать и обосновать особенности профессиональной деформации педагога-психолога в Центре ддя детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - профессиональная деформация педагога- психолога.
Предмет исследования - особенности профессиональной деформации педагога-психолога в Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что личность педагога - психолога в Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья более подвержена риску развития профессиональной деформации, чем личность психолога образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы профессиональной деформации педагога-психолога;
2) провести эмпирическое исследование особенностей профессиональной деформации педагога-психолога;
3) провести анализ полученных данных;
4) составить психологические рекомендации для педагога-психолога в случае развития профессиональной деформации.
Методы исследования.
Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический - опрос, тестирование:
1) методика «Профессиональная деформация педагогов» (Е.П. Ильин);
2) опросник на определение уровня психического выгорания (МВТ) (К. Маслач и С. Джексон. Адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
3) методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (Е.П. Ильин, Н.В. Журин);
4) методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование особенностей профессиональной деформации педагога-психолога в Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать следующие выводы.
В проведенном исследовании было рассмотрено понятие «профессиональная деформация личности» в психологии. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что определений понятия «профессиональная деформация» в психологии множество. Однако наиболее используемой является такая формулировка: профессиональная деформация личности представляет собой искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе и другим людям. Это проявление в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление деятельности и на психическую структуру самой личности.
Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин «профессиональные деструкции».
В литературе иногда встречается сравнение терминов «профессиональная деформация» и «синдром эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Признаками профессиональной деформации личности педагога- психолога на разных этапах его профессиональной деятельности выступают:
1) Потеря ощущения своей деятельности как благородной миссии.
2) Склонность к обезличиванию - ребенок рассматривается как объект воздействия.
3) Неиндивидуальный подход к работе с клиентами.
4) Недооценка моральной поддержки ребенка, родителей.
5) Дегуманизация взаимоотношений «педагог - ученик», дефицит милосердия.
Следствием профессиональных деформаций, в свою очередь, являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.
При попытке классификации имеющихся точек зрения на факторы, влияющих на развитие профессиональной деформации, мы выделили следующее:
1) Высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности, вследствие чего может сформироваться боязнь ошибок и неудач.
2) Сильные перегрузки, увеличение объема информации, которую необходимо усваивать, частое возникновение непредвиденных ситуаций
3) Трудности в семье, вызванные чрезмерной профессиональной деятельностью (например, дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома и другое).
4) Развитие аддикции (навязчивой потребности в работе).
5) Необходимость регулярных подработок, также постоянное стремление к конкуренции.
6) Неспособность личности к релаксации.
Также, рассмотрев некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации специалистов, прежде всего, нам хотелось бы отметить своевременную диагностику профессиональной деформации, а также разработку стратегии преодоления профессиональной деформации. Личности, подвергшиеся профессиональной деформации, должны разрабатывать альтернативные сценарии дальнейшего личностного и профессионального роста. Необходимо осваивать методы и способы саморегуляции эмоциональной сферы, также коррекции профессиональной деформации. Это можно отнести к мерам тренингов личностного и профессионального роста. Во избежание профессиональной деформации, следует проводить целенаправленную работу, обращенную на повышение социальной, образовательной, психологической компетентности.
Далее в результате собственного эмпирического исследования нами были получены следующие результаты:
Результаты по методике «Профессиональная деформация педагогов» (Е.П. Ильин) свидетельствуют о степени выраженности профессиональной деформации. Было выявлено, что у педагогов-психологов Центра для детей с ограниченными возможностями здоровья профессиональная деформация выражена сильнее, чем у школьных психологов, так как сумма набранных баллов от 23 и больше встречается чаще.
...


1. Бабанов, С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания [Текст] / С. А. Бабанов. - Москва: издательство «ИНФРА - М», 2009. - 304 с.
2. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / М. В. Баробанова. - Москва: издательство ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 527 с.
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. - Санкт - Петербург: издательство «Питер», 2008. - 272 с.
4. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - Санкт - Петербург: издательство «Питер», 2009. - 105 с.
5. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / С. А. Боровикова. - Москва: издательство «Просвещение», 2011. - 151 с.
6. Винокур, В. А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей [Текст] / В. А. Винокур. - Москва: издательство «Юрайт» 2009. - 172 с.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова. - Санкт - Петербург: издательство «Питер», 2014. - 421 с.
8. Дмитриева, М. А. Профессиональное долголетие. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия [Текст] / М. А. Дмитриева. - Москва: издательство «Логос», 2010. - 422 с.
9. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. Учебное пособие для вузов [Текст] / Э. Ф. Зеер. - Москва: издательство «Академический Проект», 2009. - 336 с.
10. Карпов, А. В. Принятие решений в профессиональной деятельности. Учебное пособие [Текст] / А. В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ, 2015.- 152 с.
П.Кикоть, В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие [Текст] / В. Я. Кикоть. - Санкт - Петербург: издательство «Питер», 2016. - 324 с.
12. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - Москва: издательство «МОДЭК», 2016. - 400 с.
13. Ковалев, В. П. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. П. Ковалев. - Москва: издательство «Сфера», 2012. - 151 с.
14. Корнеева, Л. Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / Л. Н. Корнеева. - Санкт - Петербург: издательство ДНК, 2011,- 384 с.
15. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Москва: издательство «Сфера», 2017. - 265 с.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ