Дидактические игры на уроках математики как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся 6 класса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты использования дидактических игр в обучении школьников математике
1.1. Учебно-познавательная деятельность обучающихся и методы ее
активизации 5
1.2. Дидактическая игра в обучении школьников
математике 13
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в
6 классе
2.1. Учебно-тематическое планирование использования дидактических
игр на уроках математики в 6 классе 22
2.2. Конспекты уроков математики для 6 класса с использованием
дидактических игр 23
2.3. Описание педагогического эксперимента и его
результатов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1.Теоретические аспекты использования дидактических игр в обучении школьников математике
1.1. Учебно-познавательная деятельность обучающихся и методы ее
активизации 5
1.2. Дидактическая игра в обучении школьников
математике 13
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в
6 классе
2.1. Учебно-тематическое планирование использования дидактических
игр на уроках математики в 6 классе 22
2.2. Конспекты уроков математики для 6 класса с использованием
дидактических игр 23
2.3. Описание педагогического эксперимента и его
результатов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблемы мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе их обучения математике остаются актуальными проблемами математического образования в школе. Поиск инновационных технологий обучения математике, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников является одним из приоритетных направлений развития математического образования. Одной из таких технологий является игровая технология обучения, в рамках которой организационные формы обучения переводятся в игровые.
В педагогике под дидактической игрой понимают деятельность, организуемую в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании явлений, процессов [Коновалова,2014].
Основное обучающее воздействие дидактической игры принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное русло.
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной деятельностью.
В аспекте требований новых образовательных стандартов, использование дидактических игр на уроках математики направлено не только на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и на формирование и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Таким образом, вопросы обучения математике посредством дидактических игр остаются актуальными.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе как условие активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Цель исследования: методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические игры на уроках математики в 6 классе как условие активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Описать роль, место и значение дидактических игр в школьном курсе математики.
3) Охарактеризовать понятия: «учебно-познавательная
деятельность», «активные методы и формы организации обучения», «дидактическая игра».
4) Выделить дидактические условия использования дидактических игр в процессе обучения математике с целью активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся.
5) Разработать методику использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе, способствующую активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся.
6) Провести педагогический эксперимент в рамках исследования и описать его результаты.
В педагогике под дидактической игрой понимают деятельность, организуемую в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании явлений, процессов [Коновалова,2014].
Основное обучающее воздействие дидактической игры принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное русло.
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной деятельностью.
В аспекте требований новых образовательных стандартов, использование дидактических игр на уроках математики направлено не только на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и на формирование и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Таким образом, вопросы обучения математике посредством дидактических игр остаются актуальными.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе как условие активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Цель исследования: методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические игры на уроках математики в 6 классе как условие активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Описать роль, место и значение дидактических игр в школьном курсе математики.
3) Охарактеризовать понятия: «учебно-познавательная
деятельность», «активные методы и формы организации обучения», «дидактическая игра».
4) Выделить дидактические условия использования дидактических игр в процессе обучения математике с целью активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся.
5) Разработать методику использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе, способствующую активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся.
6) Провести педагогический эксперимент в рамках исследования и описать его результаты.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффектных методов и форм организации обучения, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету и виду деятельности оказывает сильное влияние на мотивацию обучения, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Положительные эмоции обучающихся на уроке - это залог успеха в обучении.
Немаловажную роль в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики выполняет дидактическая игра - как форма и метод активного обучения, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
В данной работе были охарактеризованы и рассмотрены следующие понятия: «учебно-познавательная деятельность», «методы активизации
обучения», «дидактическая игра».
Выделены отличительные особенности и дидактические условия использования дидактических игр на уроках математики.
Разработана методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе по разным темам школьного курса математики и проведен педагогический эксперимент по ее апробации на практике.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента сделаем ряд выводов.
Дидактическая игра способствует активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся - в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к получению результата. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Включение в урок математики игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и разнообразит их деятельность на уроке.
Дидактическая игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале — для концентрации внимания; в середине урока — для небольшой разрядки; в конце — для повторения.
Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения.
Таким образом, правильное использование дидактических игр на уроках математики способствует: формированию прочных предметных знаний, умений и навыков; развитию метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно -познавательной деятельности.
Все поставленные задачи исследования выполнены и цель исследования достигнута.
Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету и виду деятельности оказывает сильное влияние на мотивацию обучения, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Положительные эмоции обучающихся на уроке - это залог успеха в обучении.
Немаловажную роль в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики выполняет дидактическая игра - как форма и метод активного обучения, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
В данной работе были охарактеризованы и рассмотрены следующие понятия: «учебно-познавательная деятельность», «методы активизации
обучения», «дидактическая игра».
Выделены отличительные особенности и дидактические условия использования дидактических игр на уроках математики.
Разработана методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе по разным темам школьного курса математики и проведен педагогический эксперимент по ее апробации на практике.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента сделаем ряд выводов.
Дидактическая игра способствует активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся - в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к получению результата. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Включение в урок математики игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и разнообразит их деятельность на уроке.
Дидактическая игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале — для концентрации внимания; в середине урока — для небольшой разрядки; в конце — для повторения.
Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения.
Таким образом, правильное использование дидактических игр на уроках математики способствует: формированию прочных предметных знаний, умений и навыков; развитию метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно -познавательной деятельности.
Все поставленные задачи исследования выполнены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Дидактическая игра на уроках математики как средство для развития учебной мотивации учащихся 5 классов (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Математические игры и конкурсы как средство активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В 5-6 КЛАССАХ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра, как форма организации обучения математике в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Использование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах как средство развития познавательного интереса обучающихся
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024





