Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности усвоения заимствованной лексики у младших школьников

Работа №158128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы усвоения младшими школьниками заимствованной лексики 7
1.1. Лингвистические основы усвоения заимствованной лексики 7
1.2. Психолого-педагогические и методические основы усвоения
заимствованной лексики младшими школьниками 18
1.3. Анализ УМК с точки зрения изучения заимствованной лексики в
начальной школе 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическое исследование особенностей усвоения заимствованной лексики младшими школьниками 34
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня усвоения
заимствованной лексики учащихся второго класса 34
2.2. Результаты диагностической программы усвоения заимствованной
лексики учащихся второго класса 37
2.3. Комплекс лексико-орфографических заданий, способствующий
усвоению заимствованной лексики младшими школьниками 42
Выводы по 2 главе 46
Список использованной литературы 51
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 70
Приложение 5 82


Заимствованная лексика играет важную роль в современном русском языке. С одной стороны, использование заимствованной лексики традиционно считалось признаком образованности. С другой стороны, злоупотребление заимствованной лексикой традиционно порицалось.
В настоящий момент заимствованная лексика, преимущественно из английского языка, активно входит в современный русский язык, и это связано, прежде всего, с глобализацией и с развитием современных информационных технологий. Объем заимствованной лексики, входящей в русский язык, постепенно увеличивается, тематические группы такой лексики связаны не только с наукой и экономикой, они имеют непосредственную связь с повседневной жизнью. Скорость «вхождения» таких лексических единиц в русский язык увеличивается, что требует понимания такой лексики как взрослыми, так и детьми, включая детей младшего школьного возраста.
В соответствии с актуальным ФГОС НОО предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку предполагают расширение и систематизацию научных знаний о языке, его единицах и категориях, освоение базовых понятий лингвистики, определения лексического значения слова разными способами, распознание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному и пассивному запасу и сферы их употребления [33].
Формирование универсальных коммуникативных и познавательных учебных действий, овладение всеми видами речевой деятельности невозможно без постоянной работы над расширением и уточнением словарного запаса обучающегося. Изучение в начальной школе заимствованной лексики как одной из наиболее динамичной части русской
лексики традиционно рассматривается учёными-методистами и практиками, как важный элемент овладения младшими школьником системой языка.
Человек, обладающий высоким уровнем речевой и коммуникативной культуры, должен знать основные заимствования и грамотно употреблять их в грамотной речи, но при этом не злоупотреблять иностранными словами и не употреблять их взамен русских в том случае, если в русском языке можно найти аналог иностранной лексической единицы. Всё вышеперечисленное определило актуальность тему дипломной работы.
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить особенности усвоения заимствованной лексики у младших школьников и разработать с учетом выявленных особенностей комплекс лексико-орфографических заданий для усвоения заимствованной лексики обучающимися второго класса.
Объект исследования - процесс усвоения заимствованной лексики младшими школьниками.
Предмет - актуальное состояние уровня усвоения заимствованной лексики обучающимися вторых классов.
Гипотеза - уровень усвоения младшими школьниками заимствованной лексики преимущественно средний, характеризуется знаниями лексических, грамматических и орфографических особенностей слов данной группы.
Задачи:
1. Исследовать феномен заимствования в современном русском языке;
2. Рассмотреть типологию заимствований;
3. Исследовать процесс усвоения учащимися начальной школы
заимствованной лексики;
^Проанализировать потенциал УМК по русскому языку 1 - 4 класса «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века» на предмет заданий, посвященных усвоению лексики заимствованного языка;
5. Провести констатирующий эксперимент по определению актуального состояния усвоения иноязычной лексики;
6. Проанализировать полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента;
7. Составить словник из актуальных на сегодняшний день заимствований, который дополняет существующие словари заимствованных слов, размещенные в учебниках.
8. Составить комплекс заданий с учетом выявленных особенностей, формирующий процесс усвоения заимствованной лексики младшими школьниками.
Методы исследования:
Теоретические:
1. Анализ теоретической, методической и психолого-педагогической
литературы;
2. Анализ УМК по русскому языку 1 - 4 класса «Школа России, «Гармония», «Начальная школа XXI века»
Эмпирические: констатирующий эксперимент.
Работа носит опытно-практический характер: констатирующий
эксперимент проводился в МАОУ «Средняя школа 157» г. Красноярска во 2 «О» классе, участие приняли 29 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы мы описали теоретические основы усвоения заимствованной лексики младшими школьниками. Феномен заимствования в русском языке связан с научно-техническим прогрессом и непрерывном развитием общества. Заимствованные слова входят в русский язык для обозначения новых предметов и явлений, которые появляются в жизни. В настоящий момент почти все заимствования приходят в русский язык преимущественно из английского языка, ставшего языком международного общения.
Технологи заимствования отличается своим разнообразием: по происхождению, по типу контакта, по методу адаптации лексических единиц. В языкознании принято выделять несколько этапов адаптации заимствованного слова - фонетический, грамматический, графический, орфографический и семантический. Все эти этапы присутствуют в процессе адаптации иноязычных слов в активный словарь русского языка.
Одной из главных целей изучения русского языка в начальной школе является расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся. Для реализации этой цели следует использовать не только исконно русскую, но и заимствованную лексику, так она представляет собой обширный языковой пласт, обогащает знание школьника фактами мировой истории, культуры и этнографии, что формирует его целостную картину мира.
Анализ потенциала УМК «Школа России» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), «Гармония» (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; Кубасова О.В.), «Начальная школа XXI века» (С.В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; Л.А. Ефросинина), на предмет заданий, посвященных освоению лексики заимствованного языка, показал, что в УМК работа с иноязычной лексикой не носит регулярного характера, имеющиеся задания предполагают традиционный подход к овладению школьниками учебным материалом. Недостатки такого подхода являются шаблонность и однообразие учебного процесса, тем самым снижается эффективность усвоения заимствованной лексики на уроках русского языка.
С целью выявления актуального уровня усвоения младшими школьниками заимствованной лексики был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ «Средняя школа 157» г. Красноярска во 2 «О» классе, в котором участвовало 29 человек.
Наше исследование показало, что актуальный уровень усвоения заимствованной лексики учащихся 2 класса является преимущественно средним - 18 человек (62%), низкий уровень усвоения показали - 9 человек (31%) и всего 2 человека (7%) показали высокий уровень усвоения заимствованной лексики. Анализ показал, что учащиеся нуждаются, в первую очередь, в совершенствовании орфографических умений в области заимствованной лексики.
Также при анализе результатов нами были сделаны следующие выводы:
— Лексическое значение большинства заимствованных слов усваивается младшими школьниками лишь частично;
— Грамматический критерий показал, что у младших школьников есть трудности, вызванные незнанием родовой принадлежности существительных;
— Орфографический критерий показал, что большинство из предложенных слов не используется в письменной речи, школьники не знают, как орфографически верно они выглядят.
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что одним из основных путей формирования усвоения заимствованной лексики, является включение в урок разнообразных заданий, побуждающих к активному использованию словарей на уроках русского языка. Понимание особенностей восприятия и способов усвоения учащимися младших классов иноязычных слов позволяет учителю, работающему в младших классах избежать возникающие при обучении трудности и создать комфортные условия для достижения более высоких результатов с учетом индивидуальных потребностей обучаемых.
Нами был разработан комплекс упражнений, направленный на повышение уровня усвоения заимствованной лексики младшими школьниками, он включает в себя 23 упражнения. Комплекс представлен 4 группами заданий: работа со словарем, работа по подбору синонимов, работа над правописанием и определение признаков заимствованных слов. Также нами был разработан словник из актуальных на сегодняшний день заимствований, который дополняет существующие словари заимствованных слов, размещенные в учебниках.
Мы считаем, что комбинированные задания, объединяющие разные аспекты работы над заимствованным словом: лексический, грамматический, орфографический — будут способствовать более эффективному усвоению младшими школьниками заимствованной лексики.


1. Володарская Э.Ф. Заимствование как отражение русско-английских контактов / Э.Ф. Володарская // Вопросы языкознания. - 2002. - № 4. - С. 96-118.
2. Володарская Э. Ф. Заимствование как универсальное лингвистическое явление // Вопросы филологии. 2010. № 1(7). С. 11.
3. Воронина А.В. Методическая система изучения заимствованной лексики в начальной школе [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/taras/Downloads/metodicheskaya-sistema-izucheniya- zaimstvovannoy-leksiki-v-nachalnoy-shkole.pdf(дата обращения 31.04.2021)
4. Гамзатова Дж., Махаева Г. М. Особенности формирования
коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste
5. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы. УМК «Школа России» / В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2013. - 97 с.
6. Дунев А.И., Ефремов В.А., Сергеева Е.В., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. - СПБ., М: САГА: ФОРУМ, 2008. - 102-116 с.
7. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант»,2014.—800с.
8. Жесткова Е.А Изучение иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в начальной школе / Е.А Жесткова, Е.С Сбитнева // eLIBRARY. - 2017. - № 1. - С. 99
9. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с. - С.121
10. Иванов С. В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - Ч. 2 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 160 с. 14.
11. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / С. В. Иванов. - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 160 с.
12. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2. / С. В. Иванов. - 2-е изд., с уточн. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 160 с.
13. Иванов С. В. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1. / С. В. Иванов. - М.: Вентана- Граф, 2004. - 160 с.
14. Иванов С. В. Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 1 / С. В. Иванов и др. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 144 с.
15. Иванов С. В. Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч. 2 / С. В. Иванов и др. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 144 с.
...
33 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ