Любое слово языка является знаком, составляющим часть системы знаков. Как известно, слова имеют план выражения и план содержания, и каждый из этих планов выполняет особую функцию в текстах, как устных, так и письменных. В частности, на плане выражения и плане содержания слова могут быть основаны различные приемы художественной литературы.
Будучи знаками, слова имеют набор свойств, позволяющих рассматривать их в категориях семиотики: в частности, слову свойственно различение сигнификата, денотата (референта) и собственно формы - звуков или букв, составляющих план выражения.
В языке слова объединяются в лексико-семантические группы, для которых имеется общая сема или общая сфера употребления. Также слова могут быть связаны по лексическим параметрам. Однако в целом лексика обладает меньшей системностью, чем морфология или синтаксис, так как одно слово может входить в несколько тематических групп по разным семам, представленным в значении данного слова.
Дипломная работа посвящена словообразованию в русском языке и его отражению в словообразовательных словарях. Актуальностьтемы обусловлена тем, что анализ словообразовательной структуры слова позволяет всесторонне осмыслить его употребление, рассмотреть различные оттенки значения. Это, в свою очередь, позволяет грамотно использовать слова и учитывать их смысловые связи в родном языке.
Язык является универсальной системой общения, состоящей из знаков. Эта система охватывает все сферы человеческой жизни, и ее задача - передать и сохранить информацию. Многие слова в продолжение своего функционирования в языке меняют свое значение, зачастую старое и новое значение того или иного слова сосуществуют в языке, образуя полисемию. При изучении языка человек часто усваивает одно, основное, значение слова, а все остальные остаются ему неизвестными, что может приводить к непониманию контекста. Деривация часто прибавляет слову определенные оттенки значения.
Цель настоящего исследования: проанализировать словообразовательное гнездо как комплексную единицу современной системы словообразования. Поставленная цель предопределяет решение ряда конкретных задач:
1) рассмотрение словообразования как важнейшего процесса в языке;
2) рассмотрение способов словообразования в современном русском языке;
3) анализ словообразовательных гнезд как комплексных единиц словообразования.
Объектом исследованияпослужили комплексные единицы словообразования - лексико-словообразовательные гнезда, предметом исследования- структура словообразовательных гнезд, осуществляемая с единых методологических подходов к комплексным единицам словообразовательной системы русского языка.
Источником исследованияявляются словообразовательные словари:
1. Тихонов А.Н. Большой словообразовательный словарь. - М.: Энциклопедия, 1990.
2. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. - М.: Школа-Пресс, 1996.
3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Культура и традиции, 1997.
4. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. - М.: АСТ, 2004....
В настоящем исследовании нас интересовало, каким образом процессы категоризации и концептуализации находят отражение в словообразовательных единицах. Основной целью дипломной работы было рассмотреть словообразовательные гнезда в русском языке в разнообразии их компонентов, показать дериваты и оттенки значения, связанные с деривационным значением. Поставленная цель была достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение словообразования как важнейшего процесса в языке; рассмотрение способов словообразования в современном русском языке; анализ словообразовательных гнезд как комплексных единиц словообразования.
Непосредственным объектом нашего анализа явились лексико-словообразовательные гнезда.
По итогу работы в целом можно сделать следующие выводы:
Во-первых, когнитивное направление в лингвистике позволяет по- новому взглянуть как на производное слово как центральный объект словообразования, а также на основные комплексные единицы словообразовательной системы. В метаязыке когнитивного подхода применительно к словообразованию производное слово понимается как единица хранения информации о мире, более того, когнитивной значимостью обладают структура деривата, его словообразовательное и лексическое значения.
Во-вторых, комплексными единицами дериватологии являются словообразовательный тип и лексико-словообразовательное гнездо, которые были основным объектом настоящего исследования и определяются в нем как иерархически устроенные системные образования, имеющие не одну, а две основные функции. Данные единицы трактуются как единицы, содержащие информацию в упорядоченном виде, объективируя данные о мире, а также как репрезентирующие и концептуальный, и языковой мир единицы.
Словообразовательная система русского языка, таким образом, представляет собой не простое множество никак не взаимодействующих друг с другом словообразовательных типов и словообразовательных гнезд, а является сетью постоянно развивающихся и связанных комплексных единиц, имеющих значительное сходство в семантической и логической организации.
Результаты проделанной работы еще раз подчеркивают необходимость изучения словообразовательных гнезд с разных точек зрения и развитие словообразования как науки в настоящее время.
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // http: //genhis.philol.msu.ru/article_67.shtml
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: АСТ, 1999.
3. Ахманова О.С. Очерки по общей русской лексикологии. - М.: Наука, 1957.
4. Батурина О. В. Идиоматичность словообразовательной формы (на материале микологической лексики русского языка) //http://docplayer.ru/63325798-Baturina-olga-vladimirovna-idiomatichnost-slovoob razovatelnoy-formy- na-materiale-mikologicheskoy-leksiki-russkogo- yazyka.html
5. Блинов А.В., Богатырева И.И., Мурат В.П., Рапова Г.И. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». - М.: издательство Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, 1996.
6. Виноградова Н.В. Современная языковая ситуация в России и проблема подъязыков, их структура, семантика и функции по отношению к литературному языку (постановка проблемы на примере русского компьютерного жаргона). // http: //www.computerrarium.narod.ru/teхt0009.html
7. Гак В.Г. Сравнительная лексикология. - М.: Наука, 2009.
8. Гак В.Г. Проблемы лексико-грамматической организации предложения. - М.: Наука, 1968.
9. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М.: Флинта, 1998.
10. Голев Н.Д. О некоторых типах мотивирующих единиц в русском языке // http://lingvо.asu.ru/gоlev/articles/z13.html
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Наука, 1997.
12. Даниленко В.П. Ономасиологическое направление в истории грамматики. - Вопросы языкознания, 1988, № 3.
13. Ельмслев Л. Пролегомены к науке о языке // Новое в зарубежной лингвистике. - выпуск 1. - М., 1960.
14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Флинта - Наука, 2011.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. - М.: Дрофа, 2015...(35)