Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словообразовательное гнездо как комплексная единица современной системы словообразования

Работа №158127

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Словообразование как важнейший раздел современного языкознания
Глава II. Словообразовательное гнездо

Любое слово языка является знаком, составляющим часть системы знаков. Как известно, слова имеют план выражения и план содержания, и каждый из этих планов выполняет особую функцию в текстах, как устных, так и письменных. В частности, на плане выражения и плане содержания слова могут быть основаны различные приемы художественной литературы.
Будучи знаками, слова имеют набор свойств, позволяющих рассматривать их в категориях семиотики: в частности, слову свойственно различение сигнификата, денотата (референта) и собственно формы - звуков или букв, составляющих план выражения.
В языке слова объединяются в лексико-семантические группы, для которых имеется общая сема или общая сфера употребления. Также слова могут быть связаны по лексическим параметрам. Однако в целом лексика обладает меньшей системностью, чем морфология или синтаксис, так как одно слово может входить в несколько тематических групп по разным семам, представленным в значении данного слова.
Дипломная работа посвящена словообразованию в русском языке и его отражению в словообразовательных словарях. Актуальностьтемы обусловлена тем, что анализ словообразовательной структуры слова позволяет всесторонне осмыслить его употребление, рассмотреть различные оттенки значения. Это, в свою очередь, позволяет грамотно использовать слова и учитывать их смысловые связи в родном языке.
Язык является универсальной системой общения, состоящей из знаков. Эта система охватывает все сферы человеческой жизни, и ее задача - передать и сохранить информацию. Многие слова в продолжение своего функционирования в языке меняют свое значение, зачастую старое и новое значение того или иного слова сосуществуют в языке, образуя полисемию. При изучении языка человек часто усваивает одно, основное, значение слова, а все остальные остаются ему неизвестными, что может приводить к непониманию контекста. Деривация часто прибавляет слову определенные оттенки значения.
Цель настоящего исследования: проанализировать словообразовательное гнездо как комплексную единицу современной системы словообразования. Поставленная цель предопределяет решение ряда конкретных задач:
1) рассмотрение словообразования как важнейшего процесса в языке;
2) рассмотрение способов словообразования в современном русском языке;
3) анализ словообразовательных гнезд как комплексных единиц словообразования.
Объектом исследованияпослужили комплексные единицы словообразования - лексико-словообразовательные гнезда, предметом исследования- структура словообразовательных гнезд, осуществляемая с единых методологических подходов к комплексным единицам словообразовательной системы русского языка.
Источником исследованияявляются словообразовательные словари:
1. Тихонов А.Н. Большой словообразовательный словарь. - М.: Энциклопедия, 1990.
2. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. - М.: Школа-Пресс, 1996.
3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М.: Культура и традиции, 1997.
4. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. - М.: АСТ, 2004....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании нас интересовало, каким образом процессы категоризации и концептуализации находят отражение в словообразовательных единицах. Основной целью дипломной работы было рассмотреть словообразовательные гнезда в русском языке в разнообразии их компонентов, показать дериваты и оттенки значения, связанные с деривационным значением. Поставленная цель была достигнута путем решения следующих задач: рассмотрение словообразования как важнейшего процесса в языке; рассмотрение способов словообразования в современном русском языке; анализ словообразовательных гнезд как комплексных единиц словообразования.
Непосредственным объектом нашего анализа явились лексико-словообразовательные гнезда.
По итогу работы в целом можно сделать следующие выводы:
Во-первых, когнитивное направление в лингвистике позволяет по- новому взглянуть как на производное слово как центральный объект словообразования, а также на основные комплексные единицы словообразовательной системы. В метаязыке когнитивного подхода применительно к словообразованию производное слово понимается как единица хранения информации о мире, более того, когнитивной значимостью обладают структура деривата, его словообразовательное и лексическое значения.
Во-вторых, комплексными единицами дериватологии являются словообразовательный тип и лексико-словообразовательное гнездо, которые были основным объектом настоящего исследования и определяются в нем как иерархически устроенные системные образования, имеющие не одну, а две основные функции. Данные единицы трактуются как единицы, содержащие информацию в упорядоченном виде, объективируя данные о мире, а также как репрезентирующие и концептуальный, и языковой мир единицы.
Словообразовательная система русского языка, таким образом, представляет собой не простое множество никак не взаимодействующих друг с другом словообразовательных типов и словообразовательных гнезд, а является сетью постоянно развивающихся и связанных комплексных единиц, имеющих значительное сходство в семантической и логической организации.
Результаты проделанной работы еще раз подчеркивают необходимость изучения словообразовательных гнезд с разных точек зрения и развитие словообразования как науки в настоящее время.


1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // http: //genhis.philol.msu.ru/article_67.shtml
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: АСТ, 1999.
3. Ахманова О.С. Очерки по общей русской лексикологии. - М.: Наука, 1957.
4. Батурина О. В. Идиоматичность словообразовательной формы (на материале микологической лексики русского языка) //http://docplayer.ru/63325798-Baturina-olga-vladimirovna-idiomatichnost-slovoob razovatelnoy-formy- na-materiale-mikologicheskoy-leksiki-russkogo- yazyka.html
5. Блинов А.В., Богатырева И.И., Мурат В.П., Рапова Г.И. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». - М.: издательство Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, 1996.
6. Виноградова Н.В. Современная языковая ситуация в России и проблема подъязыков, их структура, семантика и функции по отношению к литературному языку (постановка проблемы на примере русского компьютерного жаргона). // http: //www.computerrarium.narod.ru/teхt0009.html
7. Гак В.Г. Сравнительная лексикология. - М.: Наука, 2009.
8. Гак В.Г. Проблемы лексико-грамматической организации предложения. - М.: Наука, 1968.
9. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М.: Флинта, 1998.
10. Голев Н.Д. О некоторых типах мотивирующих единиц в русском языке // http://lingvо.asu.ru/gоlev/articles/z13.html
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Наука, 1997.
12. Даниленко В.П. Ономасиологическое направление в истории грамматики. - Вопросы языкознания, 1988, № 3.
13. Ельмслев Л. Пролегомены к науке о языке // Новое в зарубежной лингвистике. - выпуск 1. - М., 1960.
14. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Флинта - Наука, 2011.
15. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. - М.: Дрофа, 2015...(35)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ