Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система изучения антонимов в 5 классе

Работа №158126

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения антонимии в курсе русского 9 языка основной школы
1.1. Лексика в школьном изучении 9
1.2. Изучение антонимов в курсе русского языка основной 12 школы
1.3. Лингвистические основы антонимии 18
1.4. Анализ программ и учебников по русскому языку под ред. 24 Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской и П.А. Леканта
Глава II. Методика работы над словами-антонимами на уроках русского 32 языка в 5 классе
2.1. Анализ УМК по русскому языку под ред. Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской для 5 класса с точки зрения изучения в них антонимов
2.2. Экспериментальное исследование 46
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложение 77
А. Типология упражнений для работы над антонимами в УМК по русскому языку для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской (диаграммы)
Б. Количество упражнений для работы над антонимами в УМК 79 по русскому языку для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской (диаграмма)
В. Словари антонимов
Г. Моё открытие словаря антонимов (проектная деятельность 83 учащихся, 5 класс)
Д. Дополнительные задания из методических рекомендаций по 96 русскому языку для 5 классов, направленные на изучение антонимов

Лексическая, или словарная работа, на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря учащихся, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что «только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями» [61; с. 149]. Вместе с тем большая часть лексической работы имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами противоположного и сходного значения организуются только в связи с обучением правописанию и с изучением грамматики. Вследствие этого у школьников среднего звена недостаточно формируются лексические учебно - языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Считаем, что одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений слов, в том числе антонимия, синонимия и др.
Труды М.Т.Баранова, А.В. Текучева, М.Р. Львова, М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В.Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. В методике работы над словом в школе в среднем звене ставится вопрос о развитии у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Данная работа затрагивает изучение учащимися среднего звена антонимов, поскольку синонимы, антонимы, омонимы и паронимы представляют собой те лексико-семантические группы слов, на примере которых наиболее ярко раскрываются системные связи в лексике русского языка.
Антонимы - слова с противоположным смыслом являются предметом лингвистического анализа, и интерес к их изучению не угасает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований и словарей.
Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, «схватить» полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов и т.д.
Кроме того, актуальность нашего исследования определяется еще двумя причинами:
• во-первых, наличием спорных вопросов в определении лингвистической сущности антонимии, как средства выражения логической противоположности, а также различных подходов к классификации антонимичной лексики;
• во-вторых, недостаточным уровнем разработанности методики изучения слов с противоположными значениями в школе, малой степенью использования приемов работы с данными языковыми явлениями на уроках.
Объект исследования: процесс овладения антонимией учащимися 5 класса, как составная часть освоения лексики русского языка.
Предмет исследования: упражнения для формирования представлений об антонимах в процессе изучения курса русского языка в 5 классе.
Цель исследования: разработать систему упражнений для работы над антонимами на уроках русского языка в 5 классе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Труды ученых (М.Т. Баранова, А.В. Текучева, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др.) положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике, а также определили основные направления словарно-семантической работы в средней школе.
Работа над антонимическими отношениями в лексике на уроках русского языка предполагает выявление сущности понятия слова-антонимы. Это обуславливает возможность разноаспектного их рассмотрения и создания естественных препятствий для однозначного определения слов- антонимов.
Относительно определения понятия слов-антонимов в лингвистике также сформировались две основные точки зрения. Первая опирается на категорию противоположности (Н.М. Шанский, Е.М. Галкина-Федорук и др.), а вторая - на категорию противопоставленности лексем по значению (Л.А. Новиков, В.Н. Комиссаров и др.). Нам представляется, что учащимся доступнее восприятие антонимических отношений на основе понятия противоположности. Поэтому мы руководствуемся следующим определением Л.А. Новикова: антонимы (греч. avil- «против» + ovoiia «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.
Сравнив учебно-методические комплекты по русскому языку для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, М.М. Разумовской и П.А. Леканта, В.В. Бабайцевой, мы выяснили, что авторский коллектив УМК под ред. В.В. Бабайцевой уделяет больше внимания изучению антонимов в курсе русского языка, нежели авторы УМК под ред. Н.М. Шанского, М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Авторы УМК под ред. Н.М. Шанского отводят чуть меньше внимания изучению антонимов через упражнения в 5 классе, чем авторы УМК под ред. В.В. Бабайцевой, но больше, чем авторы УМК под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. (см. Приложение Б, диаграмма 1). Большая часть заданий направлена на подбор антонимов к словам. (см. Приложение А, диаграмма 1).
Также хочется отметить, что М.Т. Баранов, Н.М. Шанский и Т.А. Ладыженская являются единственными авторами учебно-методического комплекта по русскому языку, который предлагает учащимся поработать со школьным словарем антонимов М.Р. Львова, тем самым развивая интерес к антонимии, лексике, русскому языку в целом через лексикографическую работу.
В УМК под ред. В.В. Бабайцевой, как и в методике лексики М.Т. Баранова и А.В. Текучева, делается упор на изучение антонимии в 5 классе. У авторов данного УМК наблюдается самое большое количество упражнений на изучение антонимов. (см. Приложение Б, диаграмма 1). Большая часть заданий, как и у авторов УМК под ред. Н.М. Шанского, направлена на подбор антонимов к словам. (см. Приложение А, диаграмма 2).
Авторы УМК под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта очень мало уделяют внимания словам, противоположным по значению в 5 классе (см. Приложение Б, диаграмма 1). Упражнения направлены на подбор и нахождение антонимов в тексте (см. Приложение А, диаграмма 3).
Анализ трёх действующих программ по русскому языку показал, что лексическая работа над явлениями антонимии предполагается при изучении грамматического материала с целью развития умения правильно и точно употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению.
Школьники средних классов мало наблюдают связь антонимии и синонимии. Немногие задания по тренировке учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных антонимов, для наблюдения над словообразовательными гнездами близких и противоположных по значению слов....


1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957 - 240с
2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика. 2-изд., испр. и доп. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Купалова А.Ю., Никитина Е.И. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебному комплексу / авт.-сост. А.В. Соколова. - Изд.2-е, испр. И доп. - Волгоград: Учитель, 2012. - 207 с.
5. Бабайцева В.В., Купалова А.Ю. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; Под ред. А.Ю. Купаловой. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 368 с.
6. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 336 с.
7. Бабайцева В.В. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория»: 5-9 кл., «Русский язык. Практика»: 5-9 кл. / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 384 с.
8. Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка Раздел: Лексикология. Фразеология. Лексикография Учебно-методический комплекс. — Екатеринбург: Уральский государственный университет имени А. М.
Горького, 2008. — 126 с.
9. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка: 4(5) кл.: Интеллектуальное развитие школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 208 с.
10. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
11. Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
12. Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.
13. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). 5 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 288 с.
14. Бенина Е.Е. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы: сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: //orel2 .rsl .ru/dissert/benina e e/ !benina ee akd//, свободный. - Загл. с экрана.
15. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Учеб. пособие для студентов высших и сред. проф. заведений. — 2-е изд., доп. — Тамбов: Изд-во Тамбовск. гос. техн. ун-та, 2010. — 191 с....(68)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ