Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 7
1.1. Психофизические особенности подросткового возраста 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни среди
подростков 18
1.3. Понятие «здоровый образ жизни», факторы, определяющие здоровый образ
жизни 30
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 37
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ПОДРОСТКОВ 39
3.1. Проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 39
3.2. Методы и средства работы с подростками по формированию здорового образа
жизни 43
3.3. Анализ и оценка результатов опытно-практической работы 53
ВЫВОДЫ 56
Список использованных источников 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является не просто чрезвычайно важной, но и одной из ключевых для всей нашей страны.
Сегодня в России в целом прогрессирует проблема ухудшения состояния здоровья не только пожилых людей и наследственно больных, но и такой группы населения как подростки.
Подростки - особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы. [11]
Под здоровым образом жизни мы понимаем не только правильное питание, физическую активность и благоприятное воздействие окружающей среды. Мы скорее исходим из все известного определения ВОЗ: «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Так же мы исходим из одной из главных аксиом гуманистов о том, что в каждом человеке есть сила роста, развития, становления, оздоровления. Нельзя сказать, что все мы рождаемся здоровыми, душевно благополучными и личностно развитыми, но все мы в той или иной мере стремимся к этому. Это кажется очевидным, но, если вдуматься во многие оздоровительные практики, можно заметить, что они созданы без учета этой внутренней потребности человека в здоровье и душевном благополучии. [18]
Выбор того или иного образа жизни человеком тесно связан с его ценностными ориентациями, сего мотивацией, с его мировоззрением. Современное поколение во многом воспитано на культуре потребления, которая далеко не способствует улучшению и сохранению здоровья подростков и скорее идет в разрез с ценностями здорового образа жизни. [1]
В большинстве своем у подростков нет ясного опытного представления о здоровье, оно для них является какой-то абстракцией. Во многом поэтому в ценностной иерархии подростков здоровье и здоровый образ жизни занимает далеко не самые высокие позиции.
К сожалению, ценности и мировоззренческие установки многих подростков сформированы таким образом, что они идут вразрез с ценностями здорового образа жизни. Конечно, на это влияет и качество продуктов, и экология, и уровень развития медицины, но на наш взгляд, ключевую роль в том, что делает человека здоровым, играет сам человек, его образ жизни, психологическое состояние, установки, образ мышления.[13]
Ананьев В.А. в своей книге «Психология здоровья», что в «описаниях различных специалистов чаще всего звучат определения, связанные с такими понятиями, как «интегрированность», «цельность», однако не говориться о том, что может формировать эти качества, на какой базе можно воспитать, развить в себе эту способность к открытости, самостоятельности и т.п.» [2].
Что касается подростков, то их личность еще только формируется и здесь важно помогать им приобретать качества, способствующие их здоровью, развитию и созданию целостности их личности.
Особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и учебы школьной молодежи. Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.[32]
Особенно это относится к подросткам, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции. Но в силу этих же особенностей подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования. [5]
В целом, проблема мотивации и сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью остается недостаточно изученной в современной научной литературе. Особенно это касается подростков, как наиболее уязвимой группы населения. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования, в разных областях науки педагогики, валеологии, медицины.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни школьников 14-15 лет.
Предмет исследования: особенности формирования здорового образа жизни школьников 14-15 лет.
Цель исследования: формирование ценностного отношения к здоровью и знания о здоровом образе жизни у школьников 14 -15 лет.
Постановка данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть психофизические особенности школьников 14-15 лет;
3) Изучить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни среди подростков;
4) Проанализировать современное состояние формирования здорового образа жизни у подростков;
5) Изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективные современные технологии решения проблемы формирования здорового образа жизни.
Гипотеза исследования заключается в том, что традиционные методы по организации здорового образа жизни, в основном в форме лекций и бесед, утратили свою эффективность среди подростков. В силу психофизических особенностей подростков необходимо использовать подходы развлекательно-информационного характера, что позволит повысить знания подростков о их здоровье и здоровом образе жизни.
1) Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим подростков, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
2) Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. [34]
3) На основании полученных результатов в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, нами была выявлена необходимость в разработке программы, направленной на формирования здорового образа жизни, через обогащение знаний о здоровом образе жизни и ценностного отношения к своему здоровью
4) Программа формирующего этапа исследования состояла из 3 блоков.
Занятия первого блока были направлены на усиление знаний у учащихся о здоровом образе жизни. Второй блок был направлен на повышение интереса к спорту. Третий блок занятий был направлен на формирование ценностного отношения к здоровью. Занятия включали в себя следующие элементы: ритуал приветствия; разминка; основное содержание занятие (информация, беседа, рассуждения, проведение игр, упражнений); рефлексия прошедшего занятия; ритуал прощания. Работа осуществляется с помощью различных методов психологического воздействия: метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций и другие.
5) С целью анализа и оценки результативности опытно-экспериментальной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Проанализировав и обобщив данные, мы можем сказать, что в среднем повысился уровень знаний подростков о факторах, влияющих на здоровый образ жизни и самооценка уровня здоровья на 80%. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Арсалиев, Ш.М.Х. Проблемы проектирования основ в разработке этнопедагогического процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. - 26-28
2. Аслаханов, С.А.М. История физической культуры и спорта [Текст] : учебно-методический комплекс / С.-А. М. Аслаханов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чеченский гос. пед. ин-т". - Грозный : ЧГПИ. - 2012. - 306 с.
3. Ашибоков, М.Д., Рюхина, О.Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом / М.Д. Ашибоков, О.Ф. Рюхина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2007. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ formirovanie - zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyah-voleybolom (дата обращения 19.09.2021).
4. Бароненко, В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья / ВА. Бароненко // Валеология. - 2002. - №3. - С.74-77.
5. Беленов, В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания [Текст]: дис. канд. пед. наук: спец 13.00.01 / Беленов Валерий Николаевич. - Самара, 2000. - 163с.
6. Бикмухаметов, Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов / Р.К. Бикмухаметов // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №4. - С.147-156.
7. Боровикова, М.П. Состояние здоровья школьников Калужской области /
М.П. Боровикова, Г.В. Агеева, Е.И. Темникова, А.Ф. Антонов // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико -
психологический аспект»: материалы конференции. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. -2004. - С.5-10.
8. Быховская, И.М. Здоровье как практическая аксиология тела / И.М. Быховская // Мир психологии. - М. - Воронеж, 2000.- №1 (21). - С.82-89.
9. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004. - №1. -С.21-25.
10. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Ценностное отношение к здоровью и процесс его формирования у студентов // Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции 12-13 декабря 2011г. - Киров: Изд-во Вят. ГГУ. - 2012. - С.19-23.
11. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного
отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Воднева Елена
Викторовна. - Смоленск, 2003. - 207с.
12. Гаирбеков, М.М. Методологические основы и сущность содержательных характеристик потребностей молодежи // Вестник Университета Российской Академии образования. №5 (78). - М.: Изд. УРАО. - 2015. - С. 67-71.
13. Гаирбеков, М.М., Коноплева, А.Н., Кожемов, А.А. Педагогическое моделирование формирования у молодежи потребности в здоровом образе жизни средствами волейбола // Гуманизация образования. - №2. - 2018 - С.80-85.
14. Гаирбеков, М.М. Развитие эмоционально -волевой сферы студентов средствами спортивного скалолазания // Теория и практика физической культуры. -Москва. - 2019. - № 8. - 71-73.
15. Глузман, А.В., Глузман, А.А. Технология профессионально -педагогической подготовки студентов университета: системный подход // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 1. С. 43.
...
44 источника