Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования лексики морально-этической сферы в современной публицистике 6
1.1 Понятия «мораль» и «этика» 6
1.2 Языковые особенности публицистических текстов 19
1.3 Этические аспекты массовой коммуникации 25
Выводы по первой главе: 31
Глава 2. Функционирование лексики морально-этической сферы в текстах современных русскоязычных публицистических статей 32
2.1 Лексика с положительной семантикой 32
2.1.1 Значения слов с положительной семантикой в толковых словарях 32
2.1.2 Функционирование лексики с положительной семантикой в
публицистическом тексте 38
2.2 Лексика с отрицательной семантикой 48
2.1.1 Значения слов с отрицательной семантикой в толковых словарях 48
2.1.2 Функционирование лексики с отрицательной семантикой в
публицистическом тексте 53
Выводы по второй главе: 58
Заключение 59
Список литературы 62
Данная дипломная работа посвящена исследованию лексики морально-этической сферы в публицистических текстах.
На сегодняшний день средствам массовой коммуникации, в частности газетам и журналам, отводится исключительно важная роль в жизни общества, поскольку они формируют общественное мнение и оказывают прямое или косвенное влияние на развитие хода истории.
Лексика морально-этической сферы представляет собой значительный пласт лексики с манипулятивной точки зрения. Как известно, язык газеты, отличаясь как лексическим разнообразием, так и использованием выразительных средств, позволяет определить не только изменения, происходящие в языке на всех уровнях, но и перемены, происходящие в общественно-политических и социально-экономических аспектах жизни.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена научным интересом к публицистическим текстам с точки зрения отражения в них морально-этических установок современного общества. Кроме того, актуальность объясняется и постоянным пополнением контента выбранных для анализа периодических изданий.
Цель дипломной работы - выявить особенности функционирования лексики морально-этической сферы в публицистических текстах.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость последовательного решения следующего ряда практических задач:
• ознакомиться с определениями понятий «мораль» и «этика»;
• обозначить языковые особенности публицистических текстов;
• раскрыть этические аспекты массовой коммуникации;
-проанализировать значения слов с положительной и с отрицательной семантикой, относящихся к морально-этической сфере, в толковых словарях;
- на практических примерах рассмотреть особенности функционирования лексики с положительной и отрицательной семантикой в публицистическом тексте.
Решение поставленных задач проводилось с привлечением следующих методов и приемов: основным методом исследования является метод лингвистического описания, позволяющий проанализировать особенности функционирования лексики с положительной и отрицательной семантикой в публицистическом тексте. В процессе работы также использовались такие методы, как изучение научной литературы, метод выборки примеров, сравнения и систематизации.
Материалом исследования послужили статьи из современных передовых российских изданий - «Аргументы и Факты», «Ведомости» и «Коммерсантъ». Следует уточнить, что в работе были использованы электронные ресурсы - сайты и электронные архивы указанного издания.
Методологической и теоретической базой данной работы выступают труды таких исследователей, как Архангельский Л. М., Гусейнов А. А., Васильев А. Д., Клушина Н. И., Крутов Н. Н., Анисимов С. Ф.
Предметом исследования являются особенности функционирования лексики морально-этической сферы в публицистическом тексте.
Объектом исследования являются лексические единицы, относящиеся к сфере морали и этики.
Цели и задачи данного исследования определили его структуру. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранного направления исследования, излагаются цели и задачи, обозначаются методы
исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования лексики морально-этической сферы в современной публицистике» происходит ознакомление с определениями понятий «мораль» и «этика»; обозначаются языковые особенности публицистических текстов; раскрываются этические аспекты массовой коммуникации.
...
На основании проведенного теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:
• мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Моральные принципы обладают всеобщим значением, они распространяются на всех людей. Ведущие функции морали - регулятивная и воспитательная. Нравственное сознание является одним из элементов морали, который представляет собой ее субъективную, идеальную сторону.
• моральные отношения появляются между людьми в результате их деятельности, которая имеет нравственный характер. Они различаются содержанием, формой, способом социальной связи между субъектами;
• нравственная деятельность - объективная сторона морали, ее первичный элемент - это поступок. Он наполнен мотивом, намерением, целью, деянием, последствиями;
• моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, они определяют содержание поведения, то, как нужно поступать в конкретной ситуации, то есть то, какие нравы присущи этому обществу, социальной группе; моральная норма рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение может повлечь за собой моральные санкции;
• этика - это философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Все поступки и поведение людей, социальных групп, организаций могут быть оценены (и постоянно оцениваются) с этической (моральной) точки зрения, они имеют моральное значение;
• термины «этика» и «мораль» принято считать близкими по смыслу, взаимозаменяемыми и нередко взаимодополняемыми. Содержательная близость понятий «мораль» и «этика», которая сохранилась в современном языке философии и науки и проявляется, в частности, в том, что «этика» практически всегда определяется через «мораль», с одной стороны, приводит к неоправданному сужению предмета этики, с другой - к такой же неоправданной расширенной трактовке морали, к размытию ее специфики;
• язык СМИ, имеющих высокий престиж и самые современные средства распространения, отличается своими особенностями. Для них характерна среди которых высокая степень стандартизации, экспрессивность, широкое употребление реалий, сниженная, разговорная лексика, образная фразеология и идиоматическая лексика, фигуры речи;
• сегодня в основе деятельности современных российских массмедиа лежит этический критерий, поскольку деятельность СМИ тесно связана с освещением острых социальных вопросов;
• важным для нашего исследования является семантика лексем, используемых в манипулятивном акте коммуникации;
• проанализировав особенности функционирования лексики морально-этической сферы с положительной семантикой, мы сделали вывод, что она выполняет в публицистических текстах не только свое прямое предназначение - пропаганду этих ценностей в обществе. Она может служить инструментом манипуляции при создании положительного образа отдельного человека или события, может быть средством реализации авторской критики или иронии, а может являться просто составной частью распространенных журналистских речевых клише;
• проанализировав особенности функционирования лексики морально-этической сферы с отрицательной семантикой, мы сделали вывод, что лексика морально-этической сферы с отрицательной семантикой также, как и с положительной, выполняет в публицистических текстах не только свое прямое предназначение - пропаганду отказа от каких-либо пороков. Она может служить инструментом манипуляции при создании отрицательного образа отдельного человека или события, может быть средством реализации авторской критики или иронии, а может являться просто составной частью распространенных журналистских речевых клише.
1. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение; Мысль - Москва, 2013. - 313 с.
2. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.
3. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37—46.
4. Ахелис Т. Этика; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 343 с.
5. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Нравственность; МПСИ, МОДЭК - Москва, 2011. - 336 с.
6. Васильев А. Д. Игра в слова. - С.-П.: Златоуст, 2015.
7. Горелов А. А., Горелова Т. А. Этика; Флинта, МПСИ - Москва, 2011. - 416 с.
8. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.
9. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.
10. Дзялошинский И.М. Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиа-пространстве России: Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. — М.: Ф-т журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.
11. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.
12. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое
сознание: взаимовлияние и взаимозависимость: Российское общество:
становление демократических ценностей. - М.: «Гендальф», 1999. - 239 с.
13. Ирисханова К.М. Стилистическая маркированность и норма //
Проблемы стилистической маркированности. - М., 1990. - С. 10-15.
(Тр./МГПИИЯ им. М. Тореза; вып. 356.
14. Клушина Н. И. Этические аспекты массовой коммуникации // Вестник РУДН, серия Лингвистика, 2014, № 1, с. 59-65.
15. Клушина Н.И. Русский национальный стиль и его реализация в текстах современных СМИ. Stylistyka XXI. — Opole, 2012. — С. 19—34.
16. Крутов Н. Н. Мораль в действии; Издательство политической литературы - Москва, 2012. - 256 с.
17. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
... всего 46 источников