Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов в обучении лексике на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 7
1.1 Понятие и характеристики интерактивных методов обучения 7
1.2 Обучение лексической стороне иноязычной речи как актуальная
методическая проблема 14
1.3 Характеристики интерактивных сервисов и приложений для обучения лексике в средней общеобразовательной школе, их достоинства и
недостатки 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Практические основы по использованию интерактивных методов в обучении лексике на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 25
2.1. Возможности использования онлайн-платформ в обучении лексике ... 25
2.2. Фрагмент урока английского языка в 5 классе с использованием
онлайн-платформ в обучении лексике 28
2.3. Сравнительные результаты проведенного опытного обучения на основе
материалов УМК и с применением интерактивных методов обучения 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список литературы 422
Приложение 1 427
Приложение 2 42
Приложение 3 42
Приложение 4 50
Актуальность исследования. Потребность во внедрении и использовании интерактивных сервисов и Интернет-технологий в образовательный процесс в рамках изучения английского языка в школе способна вызвать заинтересованность учащихся, живущих в информационном обществе, пробудить стремление к изучению иностранного языка.
Те учителя, которые используют интерактивные упражнения на своих уроках, сталкиваются со второй проблемой - необходимостью поиска информации о существующих платформах для создания и подбора необходимых цифровых интерактивных и мультимедийных ресурсов. Педагогам приходится становиться «первооткрывателями» в сфере цифрового обучения, изучать онлайн-сервисы для подбора викторин, упражнений и мини-игр, подходящих по теме и покрывающих именно тот материал, который нужно затронуть, что занимает большое количество времени.
Если преподавателю не удается найти подходящих материалов для своего урока и существует потребность повысить вовлеченность и мотивацию учащихся, принимается решение разработать свои цифровые интерактивные упражнения, что подводит к следующей проблеме - недостатку компьютерной грамотности и сложности освоения выбранных онлайн-платформ. Педагогу приходится тратить время и ресурсы на изучение материалов, освещающих каждую проблему, с которой пришлось столкнуться.
Несмотря на все вышеописанные сложности, идея использования интерактивных материалов на уроках не отвергнута большей частью преподавателей. Из-за форсированного перехода к цифровым методам обучения, повысился уровень цифровых компетенций и компьютерной грамотности учителей. Педагоги сохраняют тенденцию к использованию цифровых интерактивных сервисов, что, как ожидается, положительно скажется на заинтересованности учеников, эффективности подачи материала и качестве урока в целом.
Вопросами цифрового образования и использования интерактивных технологий в обучении лексике занимаются как отечественные (А.И. Азевич, М.А. Арипова, И.В. Беленкова, О.В. Гордиенко, С.С. Кашлев, А.Н. Макаренко и др.), так и зарубежные исследователи (K. Caro, N. Chomsky, B. Klimova, S.C. Wong). Помимо вопросов цифрового образования в целом, отечественными учеными проведены исследования в области цифровой грамотности и цифровых компетенций учителя (Л.М. Андрюхина, Т.С. Анисифорова, О.А. Бойченко, Л.Г. Смышляева и др.).
Объект исследования - процесс обучения лексике на уроках английского языка с использованием интерактивных методов.
Предмет исследования - интерактивные методы как средство формирования лексической компетенции обучающихся средней общеобразовательной школы...
Таким образом, проведя данное исследование, приходим к следующим выводам.
С изобретением компьютера человечество вступило в новую эру информатизации. Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий коренным образом повлияло на все сферы жизни общества, изменив скорость, методы и средства восприятия информации человеком. Образование, как важнейший источник формирования информационного пространства, столкнулось с важными изменениями, связанными с проникновением в него инновационных технологий. Но важно понимать, что цели их создания и развития во многом совпадают с целями образования.
ИКТ являются неотъемлемой частью в обучении языка, так как помогают ученикам наиболее быстро и качественно изучить и повторить новый материал. Однако использование информационных технологий должно осуществляться по определенным правилам и соответствовать требованиям, которые были изложены в данной главе.
Нельзя не заметить взаимосвязь Интернет-ресурсов с интерактивным подходом в обучении. Данный подход в настоящее время является оптимальным и эффективным как для учеников, так и для учителей. При таком подходе учитель выполняет роль организатора и наставника, который направляет учащихся, создает условия для их взаимодействия на уроках. Интерактивный подход помогает решить большое количество дидактических задач, справиться с трудностями в отстаивании своего мнения, при этом оставаясь толерантным по отношению к своим товарищам.
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям учителя могут разнообразить уроки, сделать их более яркими. Они могут с лёгкостью воспользоваться интерактивными онлайн сервисами или приложениями как на уроке, так и дать в них задания в качестве домашней работы. Преподавателю нужно всего лишь выбрать цель использования Интернет- ресурса. Данные сервисы пользуются популярностью и среди обучающихся, изучающих иностранные языки. Ведь изучение новой лексики в разных форматах: играх, карточках, викторинах, квестах, опросах и так далее становится более интересным...
1. Азевич А.И. Визуализация педагогической информации: учебно¬
методический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». -
2019. - № 3 (37). - С. 74-82.
2. Азевич А.И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: МГПУ, 2020. - 213 с.
3. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. -№ 1. - С. 30-43.
4. Анисифорова Т.С., Клочкова Г.М. Развитие лексики английского языка у детей поколения Альфа посредством мобильных приложений // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5, № 2. - С. 158-162.
5. Арипова М.А. Использование информационных технологий в процессе изучения иностранного языка // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - № 1. - С. 50-51.
6. Беленкова И.В. Использование интерактивных сервисов обучения для
представления учебной информации // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http s://scienceforum.ru/2014/article/2014004339?ysclid=l3vq31ms7q
(дата обращения: 15.01.2023).
7. Бойченко О.В., Смирнова О.Ю. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии в образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 29-33.
8. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем. - 2018. - № 28. - С. 705-706.
9. Ваганова О.И. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности // БГЖ. - 2020. - №3 (32). С. 135-139.
10. Взнания: официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://vznaniya.ru (дата обращения: 15.01.2023).
11. Главный государственный санитарный врач РФ. [Электронный ресурс]
Режим доступа: URL:
https://lyceum.urfu.rU/fileadmin/user_upload/docs/SP_2.4.3648-20.pdf (дата
обращения: 15.01.2023).
12. Гордиенко О.В., Соколова А.А., Симонова А.А. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 3. - С. 9-21.
13. Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.П. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования // Человек и образование. - 2019. - № 4. - С. 83-89.
14. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 2017. - № 1. - С. 8-15.
15.Забирова В.Х., Таджибова А.Н. Обучение лексике английского языка в средних классах общеобразовательной школы с применением компьютерных программ // Образование и право. - 2020. - № 2. - С. 259-263...46