Художественная культура России в конце XX - начале XXI вв. (на примере Пензенской области)
|
Введение 3
Глава I. Особенности развития художественной культуры в
Пензенской области в конце XX - начале XXI в 9
1.1 Основные тенденции развития художественной культуры в России в
конце XX - начале XXI в 9
1.2 Особенности развития провинциальной художественной культуры... 18
Глава II. Применение результатов исследования по теме «Развитие художественной культуры в России в конце XX - начале XXI в. (по материалам Пензенской области)» во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях 74
2.1. Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.» 74
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 90
Глава I. Особенности развития художественной культуры в
Пензенской области в конце XX - начале XXI в 9
1.1 Основные тенденции развития художественной культуры в России в
конце XX - начале XXI в 9
1.2 Особенности развития провинциальной художественной культуры... 18
Глава II. Применение результатов исследования по теме «Развитие художественной культуры в России в конце XX - начале XXI в. (по материалам Пензенской области)» во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях 74
2.1. Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.» 74
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 90
Актуальность исследования. Одним из важнейших компонентов культуры как совокупности созданных человечеством ценностей является художественная культура. Художественная культура - это сложное, многослойное образование, которое объединяет все виды искусства, сам процесс художественного творчества, его результаты и систему мероприятий по созданию, сохранению и распространению художественных ценностей, воспитанию творческих кадров и зрительской аудитории.
Понимая культуру как "вторую природу", как совокупность ценностей материальных и духовных, как развитие сущностных сил человека, способ воспроизводства человеком самого себя как существа духовного, мы рассматриваем художественную культуру как наиболее стабильный гуманистический регион культуры. Ведь среди разветвленной системы исторически выработанных и закрепленных традицией духовных ценностей - религиозных, философских, моральных именно художественные, эстетические ценности, сохраняя великие достижения человеческого гения в произведениях искусства, стоят на страже целостности культуры и жизненного опыта, собранного человечеством в течение тысячелетий.
Ядром художественной культуры, ее системообразующим фактором выступает искусство как художественно-образное воспроизведение действительного и воображаемого.
Структура художественной культуры включает в себя:
■ собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);
■ его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);
■ его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);
■ художественное образование и повышение квалификации;
■ художественную критику и научное искусствознание;
■ художественные образы;
■ эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);
■ реставрацию и сохранение художественного наследия;
■ техническую эстетику и дизайн;
■ государственную политику в этой области.
Центральное место в художественной культуре занимает искусство - литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.
Способность человека к художественному творчеству основывается на процессе чувственного восприятия действительности и непосредственно- эмоциональном отношении к ней, что выражается в переживаниях (восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание и т.п.) и принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Чувственное переживание действительности выражается с помощью слов, звуков, красок, линий, объемов и т.д. и завершается созданием образов - субъективных отражений объективного мира. При этом степень совпадения возникающих образов и породившей их действительности может быть самой разной.
История культуры позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в стране социальных трансформации. От того, в каком направлении и с какой энергией люди искусства реализуют свой потенциал, от эффективности взаимодействия общества и государства, зависит состояние и внешний облик российской культуры. В современных условиях в обществе проявляется потребность в «не телевизионном» творчестве, вследствие чего возрождается интерес к творениям провинциальных художников, музыкантов, поэтов, писателей. Таким образом, анализ литературы показывает, что тема развития художественной культуры в России конца XX - начала XXI века на сегодняшний день является актуальной.
Объектом исследования выступает художественная культура Пензенской области в конце XX - начале XXI в.
Предметом исследования является деятельность системы учреждений культуры, творческих коллективов и художественной интеллигенции по формированию социокультурного пространства в Пензенской области в конце XX - начале XXI века.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии степень изученности вопроса развития художественной культуры конца XX - начала XXI века неоднородна. Исследование данной темы отличается не столько по интенсивности изучения в тот или иной временной период, сколько тем, что либо данный вопрос освещен, как правило, в общем смысле, либо по тематическому разделению данной проблемы на отдельные её аспекты.
Так, в монографии Н.М. Инюшкина «Провинциальная культура: взгляд изнутри» (2004 г.) особое внимание уделяется культуре провинциальной, её отличию от культуры столичной. Работа носит глубокий аналитический и обобщающий характер, в ней отражена многолетняя работа автора по исследованию огромного материала, как на личной действительности, так и представленного в виде трудов предшественников. В справочном пособии Н.П. Пугачевой, И.Н. Мавлюдова «Культура Пензенского края» (2012 г.), затрагиваются вопросы отечественной истории и культурологии, а так же содержатся материалы по истории и культуре Пензенского края, в монографии под редакцией О.А. Суховой «Пензенский край в истории и культуре России» (2014 г.), раскрывается своеобразие исторического пути российской провинции, определяются ее место и роль в истории и культуре России. В книгах знаменитого пензенского краеведа - писателя О.М. Савина «Пенза музыкальная» (1994г.), «Пенза литературная» (1984г.), автор подробно рассказывает о разнообразии литературных и музыкальных связей, которыми по праву гордится наша земля, в книге О.М.Савина «Пенза театральная» (2008 г.) уделяется особое внимание театральной жизни нашего края, которая поражает своим богатством и активностью.
Особое место по изучению данной темы отводится Пензенской энциклопедии под редакцией К.Д. Вишневского (2001 г.). Данная энциклопедия - это первый систематизированный свод информации о природе, населении, истории, культуре Пензенского края, о его выдающихся людях в различных сферах жизни и деятельности.
Другой областью изучения данной темы стали статьи в периодической печати. Это в основном 90-е годы. В газетах «Правда», «Комсомольская правда» имеются публикации о деятельности различных творческих коллективов и ярких представителях художественной культуры Пензенской области. В газете «Наша Пенза» можно встретить систематические рассказы, заметки о больших и малых культурных событиях, о деятелях культуры Пензы и области.
В настоящее время тема развития художественной культуры Пензенской области конца XX - начала XXI века не утратила своей актуальности. Регулярно в периодической печати, рассказывая о знаменательных событиях Пензы и области или о деятельности представителей культуры Пензенской области, авторы обращаются к истокам возникновения описываемых событий, которые часто берут своё начало в 90-е годы XX века. Быть в центре культурной жизни Пензенской области должен каждый житель нашего края, независимо от возраста, пола, вероисповедания, т.к. культурная жизнь нашей области - это неотъемлемая часть истории Пензенского края и истории России в целом.
Цель исследования состоит в комплексном анализе специфики развития художественной культуры Пензенской области и методической разработке практического применения результатов исследования.
Задачи исследования:
- проанализировать основные тенденции развития художественной культуры в России в конце XX - начале XXI в.;
- выявить особенности развития художественной культуры в Пензенской области;
- подготовить методическую разработку для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.».
Источниковая база исследования. По теме, связанной с развитием художественной культуры в Пензенской области существует немало источников, разных по своему происхождению и содержанию. Условно их можно разделить на несколько основных групп: делопроизводственные документы, материалы личного происхождения, периодические издания, произведения творческой интеллигенции.
Методология исследования данной работы базируется на основном принципе исторического исследования - историзме. Принцип историзма использовался в первую очередь при анализе источников.
В данной работе используются общенаучные методы: системный анализ, комплексный подход.
При исследовании были использованы конкретно-исторические методы. Историко-описательный метод дал возможность изложить фактический материал, сравнительно-исторический - сравнить исторические факты по аналогии, а так же способствовал выявлению общего и особенного в данном историческом периоде. Помимо этого применялся хронологически - проблемный метод, т.е. изучение исторических событий по определенному периоду, а внутри периода - по проблемам. Метод периодизации помог выявить качественные изменения в событийно-историческом контексте.
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе дается всесторонняя характеристика особенностей развития художественной культуры Пензенской области на основе комплексного анализа всех доступных источников и материалов по данной теме.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке классных часов, факультативных занятий, уроков патриотизма и других внеклассных мероприятий в среднем общеобразовательном учреждении.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, литературы и приложения.
Понимая культуру как "вторую природу", как совокупность ценностей материальных и духовных, как развитие сущностных сил человека, способ воспроизводства человеком самого себя как существа духовного, мы рассматриваем художественную культуру как наиболее стабильный гуманистический регион культуры. Ведь среди разветвленной системы исторически выработанных и закрепленных традицией духовных ценностей - религиозных, философских, моральных именно художественные, эстетические ценности, сохраняя великие достижения человеческого гения в произведениях искусства, стоят на страже целостности культуры и жизненного опыта, собранного человечеством в течение тысячелетий.
Ядром художественной культуры, ее системообразующим фактором выступает искусство как художественно-образное воспроизведение действительного и воображаемого.
Структура художественной культуры включает в себя:
■ собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);
■ его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);
■ его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);
■ художественное образование и повышение квалификации;
■ художественную критику и научное искусствознание;
■ художественные образы;
■ эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);
■ реставрацию и сохранение художественного наследия;
■ техническую эстетику и дизайн;
■ государственную политику в этой области.
Центральное место в художественной культуре занимает искусство - литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.
Способность человека к художественному творчеству основывается на процессе чувственного восприятия действительности и непосредственно- эмоциональном отношении к ней, что выражается в переживаниях (восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание и т.п.) и принципиально отличается от всех других форм постижения реальности. Чувственное переживание действительности выражается с помощью слов, звуков, красок, линий, объемов и т.д. и завершается созданием образов - субъективных отражений объективного мира. При этом степень совпадения возникающих образов и породившей их действительности может быть самой разной.
История культуры позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в стране социальных трансформации. От того, в каком направлении и с какой энергией люди искусства реализуют свой потенциал, от эффективности взаимодействия общества и государства, зависит состояние и внешний облик российской культуры. В современных условиях в обществе проявляется потребность в «не телевизионном» творчестве, вследствие чего возрождается интерес к творениям провинциальных художников, музыкантов, поэтов, писателей. Таким образом, анализ литературы показывает, что тема развития художественной культуры в России конца XX - начала XXI века на сегодняшний день является актуальной.
Объектом исследования выступает художественная культура Пензенской области в конце XX - начале XXI в.
Предметом исследования является деятельность системы учреждений культуры, творческих коллективов и художественной интеллигенции по формированию социокультурного пространства в Пензенской области в конце XX - начале XXI века.
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии степень изученности вопроса развития художественной культуры конца XX - начала XXI века неоднородна. Исследование данной темы отличается не столько по интенсивности изучения в тот или иной временной период, сколько тем, что либо данный вопрос освещен, как правило, в общем смысле, либо по тематическому разделению данной проблемы на отдельные её аспекты.
Так, в монографии Н.М. Инюшкина «Провинциальная культура: взгляд изнутри» (2004 г.) особое внимание уделяется культуре провинциальной, её отличию от культуры столичной. Работа носит глубокий аналитический и обобщающий характер, в ней отражена многолетняя работа автора по исследованию огромного материала, как на личной действительности, так и представленного в виде трудов предшественников. В справочном пособии Н.П. Пугачевой, И.Н. Мавлюдова «Культура Пензенского края» (2012 г.), затрагиваются вопросы отечественной истории и культурологии, а так же содержатся материалы по истории и культуре Пензенского края, в монографии под редакцией О.А. Суховой «Пензенский край в истории и культуре России» (2014 г.), раскрывается своеобразие исторического пути российской провинции, определяются ее место и роль в истории и культуре России. В книгах знаменитого пензенского краеведа - писателя О.М. Савина «Пенза музыкальная» (1994г.), «Пенза литературная» (1984г.), автор подробно рассказывает о разнообразии литературных и музыкальных связей, которыми по праву гордится наша земля, в книге О.М.Савина «Пенза театральная» (2008 г.) уделяется особое внимание театральной жизни нашего края, которая поражает своим богатством и активностью.
Особое место по изучению данной темы отводится Пензенской энциклопедии под редакцией К.Д. Вишневского (2001 г.). Данная энциклопедия - это первый систематизированный свод информации о природе, населении, истории, культуре Пензенского края, о его выдающихся людях в различных сферах жизни и деятельности.
Другой областью изучения данной темы стали статьи в периодической печати. Это в основном 90-е годы. В газетах «Правда», «Комсомольская правда» имеются публикации о деятельности различных творческих коллективов и ярких представителях художественной культуры Пензенской области. В газете «Наша Пенза» можно встретить систематические рассказы, заметки о больших и малых культурных событиях, о деятелях культуры Пензы и области.
В настоящее время тема развития художественной культуры Пензенской области конца XX - начала XXI века не утратила своей актуальности. Регулярно в периодической печати, рассказывая о знаменательных событиях Пензы и области или о деятельности представителей культуры Пензенской области, авторы обращаются к истокам возникновения описываемых событий, которые часто берут своё начало в 90-е годы XX века. Быть в центре культурной жизни Пензенской области должен каждый житель нашего края, независимо от возраста, пола, вероисповедания, т.к. культурная жизнь нашей области - это неотъемлемая часть истории Пензенского края и истории России в целом.
Цель исследования состоит в комплексном анализе специфики развития художественной культуры Пензенской области и методической разработке практического применения результатов исследования.
Задачи исследования:
- проанализировать основные тенденции развития художественной культуры в России в конце XX - начале XXI в.;
- выявить особенности развития художественной культуры в Пензенской области;
- подготовить методическую разработку для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.».
Источниковая база исследования. По теме, связанной с развитием художественной культуры в Пензенской области существует немало источников, разных по своему происхождению и содержанию. Условно их можно разделить на несколько основных групп: делопроизводственные документы, материалы личного происхождения, периодические издания, произведения творческой интеллигенции.
Методология исследования данной работы базируется на основном принципе исторического исследования - историзме. Принцип историзма использовался в первую очередь при анализе источников.
В данной работе используются общенаучные методы: системный анализ, комплексный подход.
При исследовании были использованы конкретно-исторические методы. Историко-описательный метод дал возможность изложить фактический материал, сравнительно-исторический - сравнить исторические факты по аналогии, а так же способствовал выявлению общего и особенного в данном историческом периоде. Помимо этого применялся хронологически - проблемный метод, т.е. изучение исторических событий по определенному периоду, а внутри периода - по проблемам. Метод периодизации помог выявить качественные изменения в событийно-историческом контексте.
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе дается всесторонняя характеристика особенностей развития художественной культуры Пензенской области на основе комплексного анализа всех доступных источников и материалов по данной теме.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке классных часов, факультативных занятий, уроков патриотизма и других внеклассных мероприятий в среднем общеобразовательном учреждении.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, литературы и приложения.
В ходе работы был проведен теоретический анализ различных литературных источников, который показал, что художественная культура - это сложное, многостороннее явление, которое является неотъемлемой частью жизни человека.
За последние годы кардинально изменилось отношение к художественной культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание художественной культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли художественной культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, которая закладывает основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
В конце XX - начале XXI в России в целом и в Пензенской области в частности кардинально изменилось место художественной культуры в иерархии ценностей, формы и объем потребления культуры населением, как и вся парадигма культурного развития. Тем самым художественная культура ищет новые пути развития, начинает занимать все большее место в жизни человечества. Люди используют художественную культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Художественная культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Именно поэтому художественная культура является важной частью социальной жизни.
В конце XX - начале XXI века в Пензенской области появилось много ярких имён в различных областях художественной культуры: живописи, музыке. В это время в Пензенской области родилось много новых танцевальных и музыкальных коллективов, уже известные и любимые коллективы продолжают плодотворно работать и развиваться. В данный период времени в Пензе и области было воздвигнуто и открыто множество памятников, монументов, скульптур; активно развивалась театральная жизнь, а так же на территории Пензенской области было открыто множество музеев.
Таким образом, мы теоретически проанализировали развитие художественной культуры России конца XX - начала XXI века на примере Пензенской области, что позволило нам подготовить методическую разработку для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.», которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий, а так же при изучении соответствующих тем по краеведению в среднем общеобразовательном учреждении.
За последние годы кардинально изменилось отношение к художественной культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание художественной культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли художественной культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, которая закладывает основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
В конце XX - начале XXI в России в целом и в Пензенской области в частности кардинально изменилось место художественной культуры в иерархии ценностей, формы и объем потребления культуры населением, как и вся парадигма культурного развития. Тем самым художественная культура ищет новые пути развития, начинает занимать все большее место в жизни человечества. Люди используют художественную культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Художественная культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. Именно поэтому художественная культура является важной частью социальной жизни.
В конце XX - начале XXI века в Пензенской области появилось много ярких имён в различных областях художественной культуры: живописи, музыке. В это время в Пензенской области родилось много новых танцевальных и музыкальных коллективов, уже известные и любимые коллективы продолжают плодотворно работать и развиваться. В данный период времени в Пензе и области было воздвигнуто и открыто множество памятников, монументов, скульптур; активно развивалась театральная жизнь, а так же на территории Пензенской области было открыто множество музеев.
Таким образом, мы теоретически проанализировали развитие художественной культуры России конца XX - начала XXI века на примере Пензенской области, что позволило нам подготовить методическую разработку для обучающихся 10-11 классов «Развитие художественной культуры в Пензенской области в конце XX - начале XXI в.», которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий, а так же при изучении соответствующих тем по краеведению в среднем общеобразовательном учреждении.
Подобные работы
- УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Социально-экономическое развитие тыловых регионов СССР в годы Великой Отечественной войны (на примере Кузнецкого района Пензенской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В КОНЦЕ XII-XIV ВВ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОРЕФОРМЕННОГО КРЕСТЬЯНСТВА КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ В ИТАЛЬЯНСКОМ НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: «IL САРРОТТО» («ШИНЕЛЬ») А. ЛАТТУАДЫ И «GLI ANNI RUGGENTI» («РЕВУЩИЕ ГОДЫ») Л. ДЗАМПЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ДВОРЯНОК В СЕМЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛОЖЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ДВОРЯНОК В
СЕМЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
(НА МАТЕРИАЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



