Анализ связи самоотношения детей дошкольного возраста с типом материнского отношения
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Самоотношение в структуре самосознания человека 7
1.2. Проявления самосознания в дошкольном возрасте. Его связь с
другими показателями развития 17
1.3. Влияние родительского отношения на формирование
самоотношения детей на разных этапах развития 25
1.4. Типы родительского отношения и их влияние на развитие личности
ребенка 31
Глава 2. Изучение связи самоотношения с родительским отношением у детей дошкольного возраста
2.1. Описание процедуры и методов исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 49
Выводы 64
Заключение 67
Список используемых источников 68
Приложение 72
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Самоотношение в структуре самосознания человека 7
1.2. Проявления самосознания в дошкольном возрасте. Его связь с
другими показателями развития 17
1.3. Влияние родительского отношения на формирование
самоотношения детей на разных этапах развития 25
1.4. Типы родительского отношения и их влияние на развитие личности
ребенка 31
Глава 2. Изучение связи самоотношения с родительским отношением у детей дошкольного возраста
2.1. Описание процедуры и методов исследования 46
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 49
Выводы 64
Заключение 67
Список используемых источников 68
Приложение 72
Важность изучения самоотношения на разных этапах развития человека подтверждается большим числом исследований по проблеме самосознания и, в частности, самоотношения, как его структурного компонента. В психологии описана структура самоотношения, показано его значение в формировании личности, его влияние на способность человека к самореализации. Эти и другие вопросы, связанные с самоотношением, рассмотрены в работах А.Н. Леонтьева, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других авторов. Проблема самоотношения наиболее детально изучалась в отечественной психологии. Работы В.Н. Мясищева, А.Ф. Лазурского, В.В. Столина послужили источником для последующих научных исследований этого феномена.
Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания, оно определяет представления человека о себе и, связанные с ними, поведенческие проявления. Самоотношение определяет восприятие индивидом себя и его отношение к другим людям.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа в основном осуществляется путем разграничения в самосознании двух аспектов - процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения как некоторой стабильной характеристикой субъекта.
В рамках возрастной психологии изучаются механизмы возникновения и формирования самосознания и самоотношения. Этим вопросам посвящены работы A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека в течение всей его последующей жизни. К концу дошкольного возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой, которая играет важную роль в дальнейшем личностном становлении ребенка, в том числе в формировании его внутренней позиции и готовности к школьному обучению...
Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания, оно определяет представления человека о себе и, связанные с ними, поведенческие проявления. Самоотношение определяет восприятие индивидом себя и его отношение к другим людям.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа в основном осуществляется путем разграничения в самосознании двух аспектов - процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения как некоторой стабильной характеристикой субъекта.
В рамках возрастной психологии изучаются механизмы возникновения и формирования самосознания и самоотношения. Этим вопросам посвящены работы A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др.
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека в течение всей его последующей жизни. К концу дошкольного возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой, которая играет важную роль в дальнейшем личностном становлении ребенка, в том числе в формировании его внутренней позиции и готовности к школьному обучению...
Самосознание формируется через осознание человеком своей самостоятельности в ходе развития своих отношений с окружающими людьми. Ребенок познает себя через познание других людей и переживание их отношения к нему. Изучение процесса формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизни человека, того реального жизненного пространства, в котором оно осуществляется.
Дошкольное детство является периодом формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека во взрослом состоянии. К концу этого возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой.
В дошкольном детстве мир предстает перед ребенком как система семейного взаимодействия. Именно родители ребенка являются носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Семья в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности ребенка.
Для нормального развития необходимо эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. Иначе у ребенка будет развиваться недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом тормозит становление его личности.
Выдвинутое предположение о связи между типом материнского отношения с такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола, нашло свое подтверждение.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольниками, а также в консультативной практике с родителями детей данной возрастной категории.
Дошкольное детство является периодом формирования тех особенностей отношения к себе, которые будут проявляться у человека во взрослом состоянии. К концу этого возраста самоотношение ребенка становится целостной и устойчивой личностной структурой.
В дошкольном детстве мир предстает перед ребенком как система семейного взаимодействия. Именно родители ребенка являются носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром. Семья в этом качестве является важнейшим фактором повседневного существования и развития личности ребенка.
Для нормального развития необходимо эмоционально-позитивное самоощущение и переживание ребенком своей значимости. Иначе у ребенка будет развиваться недоверие к окружающему миру, тревожность, неверие в себя, низкая самооценка, что существенным образом тормозит становление его личности.
Выдвинутое предположение о связи между типом материнского отношения с такими показателями самоотношения детей дошкольного возраста, как: самооценка, степень самопринятия, наличие критичности, принятие своего пола, нашло свое подтверждение.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с дошкольниками, а также в консультативной практике с родителями детей данной возрастной категории.
Подобные работы
- Образ первого ребенка у матерей с разным типом родительского
отношения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности материнской привязанности ВИЧ-инфицированных женщин
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - Изучение типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и не работающих матерей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМ РАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ "МАТЬ-РЕБЕНОК" У ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА
ОТЦОВСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Восприятие родителями стиля воспитания подростков в полных и не полных семьях (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



