Обучение чтению на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава I. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная
характеристика чтения 7
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 7
1.2. Психолого - педагогические особенности обучения младших
школьников иностранному языку 18
Глава II. Опытно - педагогическая работа по обучению чтению на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы 33
2.1. Диагностика сформированности навыка чтения на английском языке
у учащихся начальной школы 33
2.2. Методика организации литературного чтения на английском языке в
младших классах 51
2.2.1. Читательский дневник как средство организации литературного чтения на английском языке в начальной школе 51
2.2.2. Система организации литературного чтения на английском языке на
начальном этапе 54
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 1 67
Приложение 2
Глава I. Психологическая, лингвистическая и коммуникативная
характеристика чтения 7
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 7
1.2. Психолого - педагогические особенности обучения младших
школьников иностранному языку 18
Глава II. Опытно - педагогическая работа по обучению чтению на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы 33
2.1. Диагностика сформированности навыка чтения на английском языке
у учащихся начальной школы 33
2.2. Методика организации литературного чтения на английском языке в
младших классах 51
2.2.1. Читательский дневник как средство организации литературного чтения на английском языке в начальной школе 51
2.2.2. Система организации литературного чтения на английском языке на
начальном этапе 54
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение 1 67
Приложение 2
Современная жизнь требует от людей знания иностранных языков. С помощью языка происходят коммуникации в разных сферах - от повседневного общения до рабочих переговоров. Поэтому перед обществом стоит задача воспитания человека, владеющего иноязычной коммуникативной компетенцией.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, предмет «Иностранный язык» включен в число дисциплин начального уровня образования. Основные задачи иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности учащихся, в формировании готовности использовать его в непосредственном общении, а также как способ изучения другой национальной культуры. Раннее изучение иностранного языка помогает ученикам с легкостью в дальнейшем усваивать предмет в основной школе. А это, в свою очередь, дает учащемуся возможность начать изучение второго иностранного языка, владение которым в современном мире становится все более востребованным.
Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком; средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка; средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации.
Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «переработкой материала чтения вслух, вопросно-ответной формой работы, переводом, пересказом и т.д. Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя. Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть. Устная речь и чтение - два вида речевой деятельности. При всей их взаимосвязи они не имеют свою специфику. Как неправомерно было бы обучать устной речи на основе только печатных текстов, без применения других средств, стимулирующих высказывание, так не целесообразно и неэффективно обучать чтению только на основе устной речи.
Вышеизложенные факты определяют актуальность нашего исследования. Во - первых, чтение является одним из главных компонентов в изучении иностранного языка. Оно может являться как целью, так и средством обучения. Во - вторых, процесс чтения играет огромную роль в становлении личности. Чтение связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Сформированные навыки чтения помогут понять текст более точно. Чтение включает в себя анализ, обобщение, выводы и предположения, выполняет воспитательную и образовательную функцию, развивает интеллект.
Проблеме обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе посвящен целый ряд научных работ [Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, З.И. Клычникова, С. К. Фоломкина и др.]. Однако нельзя утверждать, что все вопросы обучения чтению в учебном процессе достаточно исследованы.
В соответствии со школьной программой, иностранный язык изучают со второго класса, что является признанием социального интереса к изучению английского языка и подтверждением важности данного предмета для развития личности. Обучение чтению вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как такая методика помогает учащемуся укрепить связь между написанием слова и его произношением.
При работе с младшими школьниками, возникла острая необходимость в быстром и эффективном овладении навыком чтения на английском языке, в связи с этим и была выбрана тема данной работы: «Обучение чтению на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы».
Цель исследования: изучить чтение как вид речевой деятельности и продемонстрировать методику обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе.
Объектом исследования являются чтение как вид речевой деятельности и методика обучения чтению на уроках английского языка.
Предметом исследования является чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе на уроке английского языка.
Цель реализуется в следующих задачах:
1. Проанализировать чтение как вид речевой деятельности;
2. Рассмотреть психологический аспект обучения чтению на иностранном языке младших школьников;
3. Продиагностировать уровень сформированности навыка чтения в младших классах общеобразовательной школы;
4. Разработать читательский дневник;
5. Создать систему организации литературного чтения на английском языке на начальном этапе.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта, анкетирование, наблюдение, беседа.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанные читательский дневник и система организации литературного чтения на английском языке на начальном этапе могут быть использованы в учебных учреждениях при планировании и проведении учителями работы по обучению чтению с помощью приемов и средств, выходящих за рамки учебно-методического комплекса.
Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость и научную новизну работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы чтения как вида речевой деятельности и особенности обучения младших школьников иностранному языку с точки зрения педагогики и психологии. Во второй главе данной работы рассматриваются приемы обучения чтению на конкретных примерах, работа с читательским дневником на уроках английского языка, система организация литературного чтения на английском языке на начальном этапе, предлагаются возможные варианты заданий для обучения чтению в младших классах.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, предмет «Иностранный язык» включен в число дисциплин начального уровня образования. Основные задачи иностранного языка как школьного учебного предмета заключаются в развитии общей речевой способности учащихся, в формировании готовности использовать его в непосредственном общении, а также как способ изучения другой национальной культуры. Раннее изучение иностранного языка помогает ученикам с легкостью в дальнейшем усваивать предмет в основной школе. А это, в свою очередь, дает учащемуся возможность начать изучение второго иностранного языка, владение которым в современном мире становится все более востребованным.
Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком; средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка; средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации.
Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «переработкой материала чтения вслух, вопросно-ответной формой работы, переводом, пересказом и т.д. Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя. Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть. Устная речь и чтение - два вида речевой деятельности. При всей их взаимосвязи они не имеют свою специфику. Как неправомерно было бы обучать устной речи на основе только печатных текстов, без применения других средств, стимулирующих высказывание, так не целесообразно и неэффективно обучать чтению только на основе устной речи.
Вышеизложенные факты определяют актуальность нашего исследования. Во - первых, чтение является одним из главных компонентов в изучении иностранного языка. Оно может являться как целью, так и средством обучения. Во - вторых, процесс чтения играет огромную роль в становлении личности. Чтение связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Сформированные навыки чтения помогут понять текст более точно. Чтение включает в себя анализ, обобщение, выводы и предположения, выполняет воспитательную и образовательную функцию, развивает интеллект.
Проблеме обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе посвящен целый ряд научных работ [Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, З.И. Клычникова, С. К. Фоломкина и др.]. Однако нельзя утверждать, что все вопросы обучения чтению в учебном процессе достаточно исследованы.
В соответствии со школьной программой, иностранный язык изучают со второго класса, что является признанием социального интереса к изучению английского языка и подтверждением важности данного предмета для развития личности. Обучение чтению вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как такая методика помогает учащемуся укрепить связь между написанием слова и его произношением.
При работе с младшими школьниками, возникла острая необходимость в быстром и эффективном овладении навыком чтения на английском языке, в связи с этим и была выбрана тема данной работы: «Обучение чтению на уроках английского языка в младших классах средней общеобразовательной школы».
Цель исследования: изучить чтение как вид речевой деятельности и продемонстрировать методику обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе.
Объектом исследования являются чтение как вид речевой деятельности и методика обучения чтению на уроках английского языка.
Предметом исследования является чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе на уроке английского языка.
Цель реализуется в следующих задачах:
1. Проанализировать чтение как вид речевой деятельности;
2. Рассмотреть психологический аспект обучения чтению на иностранном языке младших школьников;
3. Продиагностировать уровень сформированности навыка чтения в младших классах общеобразовательной школы;
4. Разработать читательский дневник;
5. Создать систему организации литературного чтения на английском языке на начальном этапе.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучение практического опыта, анкетирование, наблюдение, беседа.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанные читательский дневник и система организации литературного чтения на английском языке на начальном этапе могут быть использованы в учебных учреждениях при планировании и проведении учителями работы по обучению чтению с помощью приемов и средств, выходящих за рамки учебно-методического комплекса.
Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость и научную новизну работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы чтения как вида речевой деятельности и особенности обучения младших школьников иностранному языку с точки зрения педагогики и психологии. Во второй главе данной работы рассматриваются приемы обучения чтению на конкретных примерах, работа с читательским дневником на уроках английского языка, система организация литературного чтения на английском языке на начальном этапе, предлагаются возможные варианты заданий для обучения чтению в младших классах.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Язык - важнейшее средство общения, при его помощи происходит существование и развитие человеческого общества, развитие международных отношений.
Изучение этого предмета в начальной школе является признаком возрастающего социального интереса к изучению иностранных языков, подтверждением важности этого предмета для всестороннего личностного развития индивида и его успешности в современном мире.
Чтение - один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на извлечение информации из письменного текста. Рецептивный характер этого вида речевой деятельности является предпосылкой к доступности и легкости его изучения.
Чтение рассматривается в школьной методике как цель и средства обучения иностранному языку. Цель обучения чтению: извлекать информацию из прочитанного. При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом психических и лингвистических трудностей. Для формирования техники чтения необходимо читать вслух, для других. Техника чтения - показатель понимания прочитанного. Существует система упражнений на отработку техники чтения:
• чтение отдельных букв, словосочетаний;
• чтение отдельных слов, фраз;
• чтение речевых образцов, устойчивых выражений;
• чтение коротких текстов.
Существует несколько подходов в классификации чтения с извлечением информации (Фоломкина С.К.): чтение с извлечением основной информации (основное содержание), чтение с извлечением всей (детальной) информации. Автор выделяет основные виды чтения по типу проникновения в содержание:
• на уровне слова: найти географические названия, дату (reading for specific information);
• на уровне смысла: определить главную мысль текста, главного героя (reading for the main idea);
• понимание всей информации: степень понимания зависит от
имеющегося жизненного опыта у читающего (reading for detail).
Имеется ряд трудностей в обучении иностранному языку:
• при обучении иноязычному чтению в памяти младших школьников нет прочных слухо-речемоторных образов читаемых слов. Преодолеть это препятствие можно, используя метод устного опережения.
• необходимость овладения системой графических знаков, отличающихся от знаков родного языка, а также умение соотносить их с иноязычными звуками.
Мы провели диагностику сформированности навыка чтения в младших классах средней общеобразовательной школы, представили фрагмент урока как элемент опытно - педагогической работы по обучению технике чтения, разработали методические рекомендации по организации литературного чтения на английском языке в начальной школе.
Проведенное исследование подтвердило, что проблема обучения чтению актуальна в современном мире и требует особого внимания.
Изучение этого предмета в начальной школе является признаком возрастающего социального интереса к изучению иностранных языков, подтверждением важности этого предмета для всестороннего личностного развития индивида и его успешности в современном мире.
Чтение - один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на извлечение информации из письменного текста. Рецептивный характер этого вида речевой деятельности является предпосылкой к доступности и легкости его изучения.
Чтение рассматривается в школьной методике как цель и средства обучения иностранному языку. Цель обучения чтению: извлекать информацию из прочитанного. При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом психических и лингвистических трудностей. Для формирования техники чтения необходимо читать вслух, для других. Техника чтения - показатель понимания прочитанного. Существует система упражнений на отработку техники чтения:
• чтение отдельных букв, словосочетаний;
• чтение отдельных слов, фраз;
• чтение речевых образцов, устойчивых выражений;
• чтение коротких текстов.
Существует несколько подходов в классификации чтения с извлечением информации (Фоломкина С.К.): чтение с извлечением основной информации (основное содержание), чтение с извлечением всей (детальной) информации. Автор выделяет основные виды чтения по типу проникновения в содержание:
• на уровне слова: найти географические названия, дату (reading for specific information);
• на уровне смысла: определить главную мысль текста, главного героя (reading for the main idea);
• понимание всей информации: степень понимания зависит от
имеющегося жизненного опыта у читающего (reading for detail).
Имеется ряд трудностей в обучении иностранному языку:
• при обучении иноязычному чтению в памяти младших школьников нет прочных слухо-речемоторных образов читаемых слов. Преодолеть это препятствие можно, используя метод устного опережения.
• необходимость овладения системой графических знаков, отличающихся от знаков родного языка, а также умение соотносить их с иноязычными звуками.
Мы провели диагностику сформированности навыка чтения в младших классах средней общеобразовательной школы, представили фрагмент урока как элемент опытно - педагогической работы по обучению технике чтения, разработали методические рекомендации по организации литературного чтения на английском языке в начальной школе.
Проведенное исследование подтвердило, что проблема обучения чтению актуальна в современном мире и требует особого внимания.
Подобные работы
- Обучение технике письма на уроках английского языка во 2 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование грамматических навыков на уроках английского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10
КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Исправление фонетических ошибок учителем на уроках английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Обучение чтению на уроках английского языка на начальном этапе в образовательных организациях РТ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Обучение говорению младших школьников на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



