Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста

Работа №158049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование представлений о природе у детей старшего
дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования 9
1.2. Моделирование как педагогическая технология 17
1.3. Значение использования моделирования в процессе формирования
представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о природе у
детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по использованию моделирования в работе по
формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 41
2.3. Анализ эффективности использования моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59


В современном мире проблема экологии является одной из самых глобальных проблем человечества, которая с каждым годом набирает свои обороты. Вследствие этого ухудшается здоровье человека, что в конечном итоге может поставить под угрозу жизнь всего общества. Поэтому необходимо, чтобы человек, уже начиная с раннего детства, понимал и осознавал важность природы для существования всего человеческого общества.
Человек является частью природы, хотя он часто превозносит себя над ней. Люди с давних пор привыкли потребительски относиться к природе, забывая о важности сохранения и бережном отношении к ней, природным ресурсам.
Природа, по мнению многих ученых и педагогов, является одним из самых важных источников знаний. Она дает богатый и обширный материал для нашего воображения, фантазии, развивает ум.
Природа - одна из первых помогает ребенку приобщиться к окружающей действительности. Она помогает воспитать в ребенке духовно-нравственные чувства, обогатить эмоциональную сферу. Знаменитый педагог, сторонник личностно-ориентированной модели воспитания В.А. Сухомлинский подчеркивал, что дошкольный возраста это тот этап развития человека, при котором необходимо сформировать в нем «тонкость и эмоциональную культуру восприятия окружающего мира», «развитие сердечной чуткости к прекрасному в природе».
В дошкольном возрасте ребенок способен получать эмоциональные впечатления о природе, накапливать представления о разных формах жизни, то есть на этой основе у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Для того, чтобы это происходило, нужно, чтобы соблюдалось одно значительное условие: взрослые, воспитывающие ребенка, сами должны обладать экологической культурой, показывать ребенку прекрасный и удивительный мир природы, помочь установить положительное взаимодействие с ним. Но если данное условие будет отсутствовать, то процесс формирования экологической культуры у ребенка будет малоэффективным.
Ученые в области экологического образования детей дошкольного возраста такие как С.Н. Николаева [31], Н.Н. Кондратьева [20] и Н.А. Рыжова [34] доказали, что учитывая специфику познания дошкольниками природы, период дошкольного детства считается наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований.
Специалист дошкольного образования Н.А. Рыжова подчеркивает, что формировать представления о природе можно начинать уже с раннего детства, так как мышление в этом возрасте связанно с непосредственным восприятием, поэтому, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им [35].
В настоящее время в российской системе образования, в частности на дошкольном уровне образования, экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении подрастающего поколения. Поэтому для реализации экологического образования дошкольников нужно подобрать такие методы, приемы и средства, чтобы заложить в них основы экологической культуры.
На сегодняшний день существует большое количество методов и приемов, которые используются в работе по формированию представлений о природе у детей дошкольного возраста. Наибольший эффект их использования может быть достигнут благодаря наглядности. Еще Ян Амос Коменский выделял принцип наглядности как один из основополагающих в дидактике, указывая, как важно ребенку видеть на иллюстративном примере то, о чем говорит педагог. Одним из наиболее современных и удобных способов реализации этого принципа в дошкольном возрасте является метод моделирования. Это связано с тем, что мышление детей отличается конкретностью и образностью, поэтому им требуются яркие, определенные образы, помогающие запоминать информацию.
Использование моделей и моделирования в ДОО помогает обеспечить такое условие, при котором происходит успешное усвоение дошкольниками знаний об характерных особенностях природных объектов и явлений. В детском саду моделирование используется, начиная с младшего дошкольного возраста, постепенно усложняясь в зависимости от возраста детей.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует противоречие между потребностью организации работы, направленной на формирование представлений об объектах окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста, и необходимостью теоретического и практического обоснования наиболее эффективных способов ее реализации. В связи с этим проблема поиска методов и средств, повышающих результативность данного процесса, является достаточно актуальной.
Объект исследования: процесс формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: моделирование как средство формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста как научную и психолого-педагогическую категорию;
3) выделить возрастные особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4) охарактеризовать возможности использования моделирования в работе по формированию представлений о природе у дошкольников;
5) подобрать методику и провести диагностику сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста;
6) определить содержание работы по формированию представлений о природе детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделирования и провести ее апробацию;
7) изучить эффективность проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май - август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходных уровней сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста;
- III этап (октябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию ООД по формированию представлений о природе у старших дошкольников, основанных на использовании моделирования в качестве ведущего средства воздействия;
- IV этап (май 2024 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в уровне сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, а, следовательно, и эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что моделирование является эффективным средством в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические:
- обобщение и систематизация информации (теоретической, практической);
- обобщение результатов практических исследований;
2) эмпирические:
- педагогический эксперимент;
- беседа.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы С.Н. Николаевой, В.П. Арсентьева, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Поддъякова, П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой, Е.Ю. Виноградовой, В.А. Зебзеевой, Н.Н. Кондратьевой, Л.В. Лупийко и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ детского сада №109 «Планета детства» г. Пензы.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигаются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты использования моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста» рассматриваются психологические и педагогические особенности формирования представлений о природе у старших дошкольников, а также возможности использования в работе по данному направлению в ДОО моделирования.
Во второй главе «Экспериментальная работа по использованию моделирования как средства формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста» описывается констатирующий эксперимент по определению уровня сформированное™ представлений о природе у старших дошкольников, представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования, а также проводится проверка эффективности полученных результатов.
Заключение содержит результаты и выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование представлений о природе является важной частью экологического образования дошкольников, основная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры и становление на этой основе научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практико-деятельного отношения к природе.
Экологическая культура - это осознанно-правильное отношение к природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные и духовные ценности. Это отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Также это осознание, что с природой нужно взаимодействовать не разрушительно, а созидательно.
Так, на основе ознакомления детей дошкольного возраста с природой в их сознании формируются объективные знания об окружающем мире называемыми экологическими представлениями. Наиболее благоприятным периодом для формирования представлений о природе считается возраст 5-7 лет, так как в это время появляются первые осмысленные представления об окружающей ребенка природе.
Процесс формирования экологических представлений должен иметь системный и интегрированный характер, так как при таком подходе ребенку легче осознать наиболее значимые связи между природными объектами.
Одним из эффективных методов организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому образованию является моделирование. Модель в дошкольной педагогике представляет собой предметное, графическое или действенное изображение какого-либо предмета. Использование моделей в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и явлениями способствует расширению кругозора детей в области экологии, а также формирует у них способность видеть основные и скрытые свойства изучаемых природных объектов, заменять их знаками и символами, что развивает их воображение и абстрактное мышление. Помогает увидеть природный объект во всем его многообразии.
Стоит отметить, что при организации экологического воспитания дошкольников особое значение имеет метод воспитания как пример того, кто воспитывает ребенка, то есть любовь и заботливое отношение к природе развивается при условии, если ребенок видит положительный пример педагогов и родителей.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается. Первоначальные представления о природе, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, бережно к ней относиться.
На этапе дошкольного детства складывается первоначальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но это происходит только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Как уже говорилось, одним из методов, который может использоваться в процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о природе ,является моделирование. Отношение к природе в процессе моделирующей деятельности у детей формируется косвенно как результат совместной с воспитателем работы. Создание любой модели не может осуществляться без участия воспитателя - даже старшие дошкольники еще не способны сделать это самостоятельно. Поэтому взрослый формирует умение детей обозначать картинками явления природы, увиденные на прогулке, сам создает рисунок растения, за которым ведутся специальные наблюдения. Практическое участие детей в этом процессе незначительно - они в основном наблюдают за воспитателем. Тем не менее, это совместная деятельность, в которой рождается заинтересованное отношение к моделированию и к объекту природы одновременно. Именно поэтому отношение, возникающее у старших дошкольников к моделированию, особенно важно для развития личности ребенка - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, что значимо для детей, готовящихся к поступлению в школу.
В практической части данного исследовании проводилась диагностика уровня сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, по результатам которой была выявлена необходимость организации целенаправленной работы по его повышению. Была разработана и реализована программа ООД с использованием моделирования. После реализации данной программы с детьми экспериментальной группы, в обеих группах была проведена повторная диагностика уровня сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе к высокому уровню относится 40% детей (4 ребенка), в контрольной группе на 30% меньше:10% (1 ребенок). В ЭГ 50% (5 детей) показали средний уровень, в КГ данный показатель составляет 70% (7 детей), в ЭГ 10% (1 ребенок) был отнесен к низкому уровню, в контрольной группе таких детей на 10% больше: 20% детей (2 ребенка).
По результатам повторной диагностики выяснилось, что уровень сформированности представлений о природе у старших дошкольников экспериментальной группы повысился, что говорит об эффективности проведенной работы, и подтверждает гипотезу исследования о том, что моделирование является эффективным средством в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Также немаловажной является организация работы с родителями дошкольников по формированию представлений о природе, которая предусматривала различные формы проведения: родительское собрание, семинары-практикумы, природоохранные акции и т.д. Большинство родителей проявляли заинтересованность в проблеме экологического воспитания дошкольников: задавали вопросы, принимали активное участие в данных мероприятиях.
На основе проведенной работы в экспериментальной части исследования были сформулированы методические рекомендации по использованию моделирования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе:
- систематически вариативно использовать экологические модели в совместной деятельности с детьми;
- включение используемых моделей происходит на основе учёта особенностей представлений детей о животных;
- последовательность осваиваемых моделей должна отражать усложнение представлений об объектах природы;
- предлагать вариативные задания по применению приобретённых дошкольниками представлений в разнообразной деятельности, стимулировать детей к активному самостоятельному созданию моделей;
- размещать в предметно-развивающей среде разнообразные виды моделей экологического содержания.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов;
- модель должна раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Экологическое воспитание начинается с формирования знаний об объектах и явлениях окружающего мира. Эти знания помогают ориентироваться в качествах, свойствах и признаках предметов. Путем усвоения знаний о природе у детей развивается познавательное отношение к ней.
Главная задача взрослого в экологическом воспитании детей дошкольного возраста - разнообразить детскую деятельность, применить интегрированный подход в обучении, который будет способствовать формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
Ознакомление дошкольников с природой - это способ, который формирует в их сознании реалистические знания об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитания правильного отношения к ней. Воспитание любви и заботливого отношения к родной природе должно осуществляться через тесное сотрудничество родителей и педагогов.
Экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным. Необходимо воспитывать в детях гуманное и бережное отношение ко всему живому, понимание единства и тесной связи всех живых существ. Ребенок должен не только осознавать, что нельзя разорять гнезда птиц, бросать в них палки, рвать цветы, убивать лягушек, но и заботиться и защищать их.
Таким образом, исходя из результатов проведенной работы, можно сказать, что использование моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста является эффективным, что подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования, также в ходе работы достигнута цель и решены поставленные задачи.



1. Аксенова П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника: автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2012. - 25 с.
2. Аракчаева Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. - М.: Наука, 2001. - 102 с.
3. Бутенко Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей. / Н. В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова. - Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. - 45-49 с.
4. Бутенко Н.В. Интеграция как фактор развития художественно - творческих способностей дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: материалы IX Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2011. - С. 41-45.
5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // Дошкольная педагогика. - 2014. - №3. - С. 23-27.
6. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 9¬11.
7. Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов. - М.: Айрис-Пресс, 2015. - 400 с.
8. Волков B.C. Детская психология: логические схемы. / В.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2013. - 256 с.
9. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания
дошкольников.// Дошкольная педагогика. - 2013. - №6. - С. 16-20.
10. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
11. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО, 2012. - 240 с.
12. Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы. - М.: Из-во МГУ, 2012. - 256 с.
13. Гороховатская Н Экологическое образование. - СПб.:
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.
14. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 480 с.
15. Зверев И.Д. Компоненты экологического образования. /И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. - М., 2001. - 256 с.
16. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста. // Управление ДОУ. - 2007. - №3.- С. 45-55.
17. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания
дошкольников в современной педагогической теории. // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - 160-162 с.
18. Казаручик Г.Н. Развитие экологических представлений у
дошкольников. // Дошкольная педагогика. - 2009. - №1. - С. 33-37.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
20. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы: Азбука экологии». - СПб.: Мозаика-синтез, 2010. - 201 с.
21. Краснопольский Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества. // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С. 123-134.
22. Кушнина Е.Г. Эколого-валеологическое образование
дошкольников. / Е.Г. Кушнина, З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. - 285 с.
23. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
24. Лупийко Л.В. Развитие экологических представлений у старших дошкольников: методики и методы изучения. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №2. - С. 258-262.
25. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. - Якутск, 2003. - 18 с.
26. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
27. Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 31-35.
28. Миронова Н. Как помочь ребенку понять мир животных. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 92-98.
29. Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2008. - 456 с.
31. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2009. - 182 с.
32. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. - М., 2005. - 310 с.
33. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: статья первая. // Дошкольное воспитание.- 2014.- №5. - С. 14-18.
34. Рыжова Н.А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С. 23-30.
35. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
36. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 2000. - 167 с.
37. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
38. Федоссева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
39. Хайдурова И.А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений. -М.: Академия, 1997. - 148 с.
40. Хисамова Л.Х. Экологическое воспитание детей. // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 11-14.
41. Христовская Т.В. Ознакомление старших дошкольников с
изменениями в природе: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 272с.
42. Чепурная В.А. Ребенок и развитие экологических представлений. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4426-4430.
43. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ