Введение 4
1. Теория гостиничного бизнеса 6
1.1. История индустрии и зарождения гостеприимства в России 7
1.2. Особенности гостиничных услуг 15
1.3. Организация общественного питания в гостинице 24
2. Характеристика деятельности отеля и ресторана «Сосновый Бор» 28
2.1. Основная характеристика и описание услуг отеля «Сосновый Бор» 28
2.2. Основная характеристика ресторана «Сосновый Бор» 36
2.3. Кадровый состав, режим работы и система оплаты труда ресторана
«Сосновый Бор» 41
2.4. SWOT анализ отеля «Сосновый Бор» 44
3. Рекомендации по улучшению деятельности отеля 46
«Сосновый Бор» 46
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 55
В современном мире гостиничный бизнес является одной из важнейших отраслей. Индустрия гостеприимства сегодня представляет собой совокупность крупнейших систем, таких как хозяйственная система, туристский центр, важнейшую составляющую экономики туризма, а также предоставления услуг питания. Сфера гостеприимства имеет высокие темпы развития и приносит значительную прибыль.
Тема выпускной квалификационной работы «Совершенствование системы управления гостиничного предприятия (на примере отеля
«Сосновый Бор», г. Югорск)». Выбор данной тематики связан с двумя
причинами. Во-первых - это актуально не только для профессионалов в гостиничном бизнесе, но и для начинающих. Индустрия гостеприимства - одна из важнейших отраслей российской экономики. Это очень перспективная основа туристического бизнеса, которая не исследована до конца.
Во-вторых - это является трендом на протяжении многих лет. Гостиничный бизнес больше не может ограничиваться четырьмя стенами отеля. Отели начинают разрабатывать свой туристский продукт и экскурсионные программы. Так сказала Тина Эдмундсон, которая ближайший год будет управлять запуском круизного продукта Ritz-Carlton, вояж которого впервые состоится в 2019 году: «Сегодня мы считаем себя активными игроками скорее в туристическом, чем в гостиничном секторе».
Объект исследования - гостиничный бизнес.
Предмет исследования - отель «Сосновый бор».
Цель работы - выявить проблему работы отеля и совершенствовать систему предприятия.
Задачи исследования:
1) описать историю индустрии гостеприимства;
2) исследовать особенности гостиничного бизнеса;
3) охарактеризовать питание в гостинице;
4) описать основную характеристику отеля и ресторана "Сосновый
Бор";
5) объяснить структуру работы отеля;
6) проанализировать отель методом SWOT анализа;
7) выявить сильные и слабые стороны, проблему в работе отеля;
8) разработать пути решения проблем.
В процессе написания работы использован эмпирический метод исследования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена определенными целями и задачами. Работа содержит в себе: введение, три главы, семь параграфов, заключение, список литературы, включающий тридцать источников.
В первой главе «Теория гостиничного бизнеса» достигается задача исследования особенностей гостиничного бизнеса, описания истории индустрии гостеприимства и характеристика питания в гостинице.
Во второй главе «Характеристика деятельности отеля и ресторана Сосновый Бор» рассматривается структура работы отеля.
В третьей главе «Рекомендации по улучшению деятельности отеля Сосновый Бор» разработаны пути решения проблем.
В приложении содержатся фото отеля и территории.
На основе проделанной работы в соответствии с целью были изучены теоретические и практические аспекты гостиничного бизнеса на примере отеля «Сосновый Бор».
В работе были рассмотрены основные понятия гостиницы и ее услуг.
Гостиница - средство размещения с количеством номеров, не менее пяти, имеющий набор рекомендованных услуг.
Гостиничная услуга является нематериальной, поэтому оценить ее можно после потребления. Существуют определенные факторы, по которым можно оценить услугу:
1. месторасположение гостиницы - играет большую роль, от этого зависит цена проезда до средства размещения, красота окружающей среды и инфраструктура;
2. уровень сервиса - напрямую зависит от персонала и услуг, которые предоставляет гостиница;
3. цена - немаловажный фактор, который может быть решающим в выборе;
4. ассортимент услуг - в хорошей гостинице помимо услуг по проживанию и питанию, также сделать прическу, попариться в сауне, поиграть в бильярд, заняться фитнесом. При хорошо развитом дополнительном сервисе также можно получать неплохую прибыль;
5. имидж гостиницы - каждая гостиница дорожит своим имиджем, он помогает оставаться конкурентоспособной и получать дополнительную прибыль.
Понятие гостиничной деятельности возникло с древности, это было связано с целями торговли, религиозными целями, лечением, образованием. Гостеприимство связано с развитием городов на Руси, первые средства размещения назывались «корчма», в них путешественник мог отдохнуть, получить место и питание. Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, о том, что гостеприимство развивается издавна, и является важным дело, по сей день. Со временем система гостеприимства развивается все больше, идет в ногу с современными инновациями.
Гостеприимство это эффективное и перспективное направление развития экономики. Доходность гостиничного бизнеса считается сопоставимой с нефтедобычей, автомобильной промышленностью и производством продуктов питания.
Гостеприимство актуальное направление вчера, сегодня и завтра, которое нужно развивать и совершенствовать круглосуточно, для того чтобы бизнес был рентабелен и конкурентоспособен.
Согласно результатам КФУ анализа, «Сосновый Бор» - занимает лучшую конкурентную позицию среди трех рассмотренных отелей. Характеризуя отель, сделаем вывод: «Сосновый Бор» - единственный из категории VIP в городе Югорск. Во-первых, это высокий имидж и сервис отеля. Во-вторых, это широкий ассортимент качественных услуг. В-третьих, это крупное спонсирование отеля обществом ООО «ГТЮ», что позволяет поддерживать развитую инфраструктуру.
Проанализировав деятельность отеля методом SWOT анализа, была выявлена основанная проблема - нерентабельность отеля из-за закрытой территории. Также было выявлено, что если территория станет открытой, отель потеряет свой имидж из-за плохого контингента. Исходя из проблемы, внедрена процедура согласования, которая позволит желающим посетить отель, что в свое время, повысит рентабельность.
Суммируя все вышесказанное, можно охарактеризовать отель «Сосновый Бор», как высококачественное средство размещения.
1. Закон РФ № 265: «О защите прав потребителей» - 2017, - с. 4-5.
2. Постановление Правительства РФ № 390: «О противопожарном режиме» - 2017, - с. 3.
3. Постановление Правительства РФ № 1085: «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» - 2015.
4. Приказ Минкультуры РФ № 1215: «Об утверждении порядка
классификации объектов туристской индустрии» - 2014, - с. 7-14.
5. Ахметова Г.Д. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - с. 1183-1184.
6. Булгарин Ф.В. Петербургские очерки: книга. - СПб: Петрополис, 2011. -
183 с.
7. Велидинский В.Г. Гостиничное дело: учебное пособие. - СПб: СПбГУСЭ, 2016. - 315 с.
8. Журавлев А. Секрет комфорта // Современный отель. - 2018. - № 16. - с.
18.
9. Зайцева Н.А. Менеджмент в сфере услуг: туризм и гостиничное дело: учебное пособие. - М: Академия, 2013. - 288 с.
10. Зверев А.Н. Фактор сезонности // Гостиничное дело. - 2018. - № 3. - с. 93.
11.Золотова Я.В. Экономика общественного питания: учебное пособие. - X: РИЦ ХГАЭП, 2015. - 4 с.
12. Иванов А.А. История развития туризма (IX-XX века): учебник. - М: Форум, 2012. - 320 с.
13. Курукин И. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина: книга. - М: Молодая гвардия, 2007. - 31 с.
14. Кусков А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. - М: Дашков и Ко, 2014. - 25 с.
15. Кучер Л.С. Официант-бармен: учебное пособие ФИРО. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 540 с.
16. Матолыгина Н.В. Профессиональная этика и этикет в сфере сервиса: учебное пособие. - СПб: СПбГЭУ, 2014, - 160 с.
17. Морозов А.М. Экономика туризма: учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, - 250 с.
18. Романов В.В. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 56 с.
19. Садиков П.А. Очерки по истории опричнины: учебник. - М.: Издательство Академии Наук, 1950. - 436 с.
20. Тимохина Т.Л. Организация гостиничного дела: учебник. - М.: Юрайт, 2018, - 331с.
21. Федерова М. Гид для спа-туриста. // VOGUE. - ноябрь 2015.
22. Цуприков И.В. Транспорт газа. // Транспорт газа. - 2018. - № 8 (977). 23.Чудновский А.Д. Индустрия гостеприимства: основы организации и
управления: учебник. - М: Инфа-М, 2011. - 400 с.
24. Шкуропат С.Г. Ресторанный сервис в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга XIX в. - СПб: Питер, 2012, - 336 с.
25. Шоул Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество: книга, 8-е издание. - М: Альпина, 2016, - 338 с.
26. Газпром Трансгаз Югорск [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://yugorsk-tr.gazprom.ru. Дата обращения 05.01.2018.
27. Гостиничный франчайзинг [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bishelp.ru. Дата обращения 30.05.2018.
28. История развития гостиничной индустрии в России [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://hotel-sofi.ru. Дата обращения 03.06.2018.
29. Словарь основных терминов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ifk-hm.ru. Дата обращения 25.05.2018.
30. Портал про гостиничный бизнес [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://prohotel.ru. Дата обращения 30.05.2018.