Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков сопоставительного анализа при изучении грамматических категорий имен существительных
1.1. Общее понятие о грамматической категории 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования
грамматических понятий у младших школьников 12
1.3. Изучение имени существительного и его основных
грамматических категорий в начальной школе 22
1.4. Формирование навыков сопоставительного анализа на уроках
русского языка 27
Глава 2. Методические основы формирования навыков сопоставительного анализа в ходе изучения числа и рода имени существительного на уроках русского языка в начальной школе
2.1. Методика формирования грамматических понятий у учащихся
начальных классов 33
2.2. Изучение имени существительного и его основных
грамматических категорий в современных УМК для начальной школы 41
2.3. Упражнения и фрагменты уроков по изучению числа и рода
имени существительного, направленных на формирование навыков сопоставительного анализа 46
Заключение 68
Список литературы 71
Социально-экономические изменения, происходящие в развитии современного общества, требуют от педагогов подготовки творчески развитых, инициативных личностей, обладающих значительным умственным потенциалом и стремящихся к интеллектуальному и духовному самосовершенствованию. Данная задача предполагает овладение учащимися системой научно-теоретических знаний и понятий, отсутствующих в их житейском эмпирическом опыте дошкольной жизни. Возникает необходимость включения ребенка в процесс учебной деятельности, своеобразие которой заключается в том, что в ходе ее осуществления ребенок усваивает знания теоретического характера путем решения учебных задач, связанных с формированием системы понятий.
Актуальность выбранной нами темы исследования продиктована многообразием проблем современного образования, где на первое место выступает аспект развития школьника как субъекта деятельности, его познавательных и созидательных способностей путем формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Это определяется современным содержанием образования и является особенно значимым на современном этапе развития педагогической науки , в общем, и школьной практики, в частности.
Важными приемами познавательной деятельности учащихся является анализ и сравнение. Их использование в процессе обучения способствует тому, что учащиеся усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря анализу и сравнению предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и частных признаках, у школьников формируются яркие наглядные образы изучаемого, развивается гибкость умственной деятельности.
Предмет «русский язык» - один из важных в системе школьных предметов, являющийся не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. приобретенные на уроках русского языка необходимые умения и навыки учащиеся используют при овладении знаниями по другим предметам, что и определяет важность и необходимость изучения русского языка.
Период обучения в начальной школе характеризуется усвоением детьми большого количества грамматического материала. Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый объемный. Одной из важнейших задач при изучении грамматики является необходимость научить детей ориентироваться в той массе слов, с которой им постоянно приходится иметь дело в своей речевой практике. А так как части речи - самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: способствует формированию таких умений, как сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, что способствует развитию логического мышления в целом.
В рамках раздела «Морфология» в начальных классах изучается тема «Имя существительное». Работа над этой темой представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков (категорий) имени существительного, который протекает с первого по четвертый класс.
В результате изучения грамматических категорий частей речи учащиеся должны научиться быстро и безошибочно определять признаки, а самое главное, грамотно использовать полученные знания и умения, как в устной, так и в письменной речи. Изучением этой проблемы занимались такие ученые, как М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин и др. Были разработаны вопросы, касающиеся осознания грамматических понятий, предложены методы и приемы формирования грамматических умений и навыков, которые должны формироваться в течение всего срока обучения ребенка в школе. Но очень важен в этом отношение период обучения в начальной школе, так как он является базовым (фундаментальным) по отношению ко всему последующему периоду обучению.
Изучение морфологии - достаточно трудная для младших школьников часть курса русского языка. Эта трудность объективна, т.к. изучаемые грамматические понятия являются результатом абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям и другим языковым единицам. В связи с этим для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития логического мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.
В основном все изучаемые в начальной школе понятия, в том числе и грамматические, даются детям впервые, и их усвоение опирается на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на анализ и сравнение реальных объектов. В результате чего выделяются определенные признаки, значимые для раскрытия сущности понятия, находится общее и особенное, абстрагирование и обобщение также протекают на более высоком уровне.
В психологической литературе уделяется много внимания проблеме формирования логических умений анализа, сравнения, синтеза (Н.Ф. Талызина, М.Н. Шардаков, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявленский). Важность обучения учащихся данным логическим операциям подтверждается исследованиями И.М. Соловьева, Е.Н. Шиловой, Л.М. Румянцевой и др. Авторами также отмечается, что те учащиеся, которые не овладевают анализом и сравнением, в дальнейшем допускают в учебном процессе много ошибок (Е.Н. Шилова), например, такие, как невыделение основы сравнения, неумение делать обобщенный вывод из анализа и др.
Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс формирования навыков сопоставительного анализа на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - содержание и методика работы по формированию навыков сопоставительного анализа у младших школьников при изучении грамматических категорий имен существительных.
Цель исследования - изучение и систематизация особенностей работы по формированию навыков сопоставительного анализа в процессе изучения грамматических категорий имен существительных на уроках русского языка в начальных классах.
Достижение поставленной цели возможно через реализацию следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы формирования грамматических понятий у младших школьников; выявить методические особенности формирования грамматических понятий у младших школьников;
3) рассмотреть возможность формирования навыков сопоставительного анализа на уроках русского языка в начальной школе;
4) провести анализ современных программ и учебников для начальных классов в аспекте исследуемой темы;
5) разработать систему упражнений и технологические карты уроков по изучению грамматических категорий имен существительного, направленных на формирование навыков сопоставительного анализа у младших школьников.
Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, синтез полученного материала, обобщение и обработка полученной информации, проектирование уроков.
Практическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных и методических исследований по теме работы, а также в том, что ее материалы могут быть использованы учителями начальных классов, студентами-практикантами при проведении уроков по изучению грамматических категорий имен существительных на уроках русского языка.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Изучение и анализ в раках темы нашей работы психолого-педагогической и методической литератур, знакомство с опытом работы современных педагогов, позволило вывести нам следующие основные положения.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, становится невозможным ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одним из эффективных средств решения данной задачи является развитие у детей умений анализировать, сравнивать, и как итог, правильно применять новые полученные знания.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В частности, на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Имя существительное является одной из центральных частей речи в русском языке. Изучение имен существительных значительно продвигает речевое развитие учащихся. Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и грамматических категорий на каждом этапе обучения.
При формировании грамматических понятий у учащихся при соответствующей организации обучения могут быть сформированы такие универсальные учебные действия, как выдвижение гипотезы, построение цепочки рассуждений, выделение основания для сравнения, анализ, синтез и др. На этапе открытия нового знания и отработки изученного грамматического понятия актуальным становится такое действие, как сопоставительный анализ, который в свою очередь, способствует синтезу полученной информации, подведению под поднятие, проведение классификации.
Понятие грамматической категории является абстрактным и трудноусваиваемым детьми младшего школьного возраста. Поэтому для лучшего понимания грамматических значений слов и усвоения грамматических категорий имен существительных, следует учитывать возрастные особенности мышления младших школьников. В связи с чем, нами были рассмотрены психолого-педагогические основы формирования грамматических понятий у младших школьников и методика формирования грамматических понятий у учащихся начальных классов. Следует отметить, что процесс формирования грамматического понятия - процесс сложный и длительный. Поэтому важно, чтобы младшие школьники осознали сущность понятия, умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т. е. умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике. Для этого необходимо в процессе работы над усвоением грамматических категорий в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся, придерживаться выделенных М.Р. Львовым этапов формирования грамматических понятий.
В процессе мыслительной деятельности у детей вырабатываются определенные приемы (операции) мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, аналогия, классификация. В рамках темы нашей работы подробнее мы остановились на формировании навыков сопоставительного анализа.
Упражнения на анализ, сравнение, классификацию, обобщение занимают на уроках изучения морфологических тем в начальных классах много времени. Учащиеся сравнивают языковые понятия между собой по существенному признаку или по ряду признаков, классифицируют (группируют) понятия и категории, обобщают свойства.
Рассматривая методические основы формирования навыков сопоставительного анализа в ходе изучения грамматических категорий имен существительных на уроках русского языка в начальной школе мы остановились на вопросах методики изучения имени существительного и методики формирования грамматических понятий имен существительных в начальных классах. Исходя из поставленных в начале исследования задач, мы проанализировали программы по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. (УМК «Школа России») и М.С. Соловейчик, Т.Е. Кузьменко (УМК «Гармония») в аспекте исследуемой темы. Проведенный анализ позволил нам сделать следующий вывод о том, что логика изучения имени существительного как части речи и формирование понятий о грамматических категориях имен существительных по программе «Гармония» отличается от традиционно принятой, которая предлагается в программе «Школа России». Общая логика изучения этого трудного для младших школьников грамматического материала по программе «Гармония» помогает учителям точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях, отбирать дополнительный дидактический материал.
Изучив возможности современных программ по знакомству с именем существительным и изучению грамматических категорий, а также в соответствии с рассмотренными теоретическими положениями и методическими особенностями формирования грамматических понятий у младших школьников, мы подобрали упражнения и разработали фрагменты технологических карт уроков по изучению числа и рода имени существительного, направленных на формирование навыков сопоставительного анализа у младших школьников.
Таким образом, считаем, что поставленная в начале работы цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Белошапкова, В.А. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А.Земская и др.; Под ред В.А. Белошапковой. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
2. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявлениский, Н.А. Менчинская. - М.: АПН РСФСР,1959. - 333 с.
3. Богоявленский, Д.Н. Усвоение грамматических понятий / Д.Н. Богоявленский. //Актуальные проблемы методики обучения русскому я зыку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. - 248 с
4. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов-на-Дону, 2001.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов. - 4-е изд. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
7. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко // УГ Москва, №36 от 7 сентября 2010 года. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681
8. Иванов, В.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / В.В. Иванов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 400 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2013. - 152 с.
10. Каноныкин, Н.П. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова. - Л.: Педагогика, 1955. - 117 с.
11. Крицина, А.Д. Совершенствование речевой культуры младших
школьников в процессе изучения грамматических норм русского литературного языка // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. [Электронный ресурс] / А.Д. Крицина. - Режим доступа: http:// sibac.info/sites/default/files/
conf/file/stud_3_2 .pdf
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
13. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. -
М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
14. Львова, С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка в начальной школе: Пособие для учителя / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2012. - 112 с.
15. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.— М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
16. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение,1979. - 239 с.
17. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
18. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
19. Милославский, И.Г. Морфологические категории современного русского языка: Учебн. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / И.Г. Милославский. - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.
20. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
22. Рамзаева, Т.Г, Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с
23. Русская грамматика / Редкол. Н. Ю. Шведова. - М. : Наука, 1980 - Т.1.
- 783 с.
24. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
25. Русский язык: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 376 с.
26. Смирнов, Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Ю.Б. Смирнов. - СПб, 2009. - 367 с.
27. Современный русский литературный язык: учебник для
филологических специальностей пед. институтов / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - 326 с.
28. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения: Учебное пособие / М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1997. - 482 с.
29. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воптелева, А. Д. Дейкина и др.; Под. ред. Р. Б. Сабаткоева. - М.: Издельский центр «Академия», 2005. - 320 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 251 с.
31. Шанский, Н.М. Современный русский язык. В трех частях. - Ч. 2:
Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - М.:
«Просвещение», 2002. - 256 с.
32. Шведова, Н.Ю. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова. - М., 1980. - 134 с.