Введение 3
Глава I. Теоретические основы по возможности формирования у младших подростков представлений о героизме посредством изучения истории героических образов в культуре и искусстве
1.1. Теоретическое исследование героических образов в искусстве 6
1.2. Проблема воспитания личности подростка 21
1.3. Образ героя изобразительного искусства в воспитании личности
подростка 30
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о героизме у младших подростков посредством изучения произведений изобразительного искусства.
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня представлений о героизме у младшего школьника 36
2.2. Разработка серий уроков и методических рекомендаций к ним, по формированию представлений о героизме у младших подростков посредством
изучения произведений изобразительного
искусства 42
Выводы по главе II 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 61
Актуальность исследования: Необходимость исследования
проблемы воспитания младших подростков и формирования их представлений о героизме обусловлена рядом причин. В их число входит изменение нравственных ценностей общества, а также постоянно меняющийся образ героя в истории культуры, что дает возможность предложить личности широкий эстетический и этический выбор своего героя.
Также определенная актуальность возникает в связи со сложностью подросткового возраста. Учащиеся в этом возрасте переживают немало трудностей в самоопределении и самопознании. Почти каждый школьник в этом возрасте выбирает себе кумира и подражает ему. Вероятно, не всегда такие кумиры подают позитивный пример подросткам и помогают им в жизни.
Проблема: Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме отсутствия у современных подростков четких образных ориентиров, достойных наглядных примеров, неких образцов героизма.
Содержанием работы является анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и выводы, основанные на обобщении изученного.
Цель: выявить актуальный уровень представлений у младших подростков о героизме, а также составить серию занятий, направленных на развитие представлений о героизме у младших подростков.
Объект исследования - развитие представлений у младших подростков о героизме.
Предмет исследования - изучение детьми произведений
изобразительного искусства как способ развития подростковых представлений о героизме.
Гипотеза исследования: занятия для младших подростков по изучению произведений изобразительного искусства будут способствовать развитию их представлений о героизме, если:
• содержание занятий будет направлено на знания о героизме; эмоциональное восприятие героизма; использование знаний о героизме на практике;
• они будут проводиться с учетом эмоционального восприятия героизма.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия «герой», рассмотреть эстетическую категорию «героическое», эволюцию героя в эпохах.
2. Выявить сущность понятий «личность», «воспитание».
3. Определить подходы к формированию личности младшего подростка через образ героя.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня представлении о героизме.
5. Опираясь на результаты исследования, составить серию занятий, направленных на развитие представлении о героизме младших подростков.
6. Составить методические рекомендации по проведению формирующего эксперимента.
Методы исследования:
-анализ литературы по проблеме исследования;
• тестирование;
• проектирование серии занятий.
База исследования: МАОУ «КУГ №1 Универс» г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 13 человек в возрасте 11- 12 лет.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что проблема исследования является актуальной, потому что требует внимания как учителя, так и родителей обучающихся и, конечно же, самого обучающегося. Развитие представлений младших подростков о героизме является значимым признаком становления целостной личности.
Внедрение образа «героя» в сознание детей подросткового возраста способно оказать большое влияние на общество, поскольку таким образом среди его представителей можно распространить нравственные ориентиры, ценностные приоритеты, идеалы.
Определены возрастные особенности младшего подростка, среди которых главной особенностью является подражание собственным идеалам. В этом возрасте важно помочь подростку найти достойный идеал, и в этом и сущность формирования представлений о героях.
Одним из способов развития представлений о героизме является изучение героических образов посредством искусства, которое предлагает систему эстетических и этических ценностей. Это формирует нравственные ориентиры, ценностные приоритеты, идеалы членов общества.
Было проведено экспериментальное исследование среди младших подростков по выявлению их актуального уровня представлений о героизме. Оно показало, что у большинства обучающихся средний и низкий уровни этих представлений.
Полученные данные являются основой для разработки программы занятий, направленных на развитие представлений о героизме у младших подростков.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным способом развития представлений у младших подростков о героизме является изучение историко-культурных образов героя в искусстве.
1. Verbum. Выпуск 8. Mediaevalia. Идеи и образы средневековой культуры. М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. 256 c.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2 е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 448 с.
3. Богословие в культуре Средневековья. М.: Христианская благотворительная просветительская ассоциация "Путь к истине", 1992. 384 c
4. Божович Л.И., Проблемы формирования личности. / Под
редакцией Фельдштейна Д.И.. 2-е издание. М.: Институт практической
психологии, Воронеж: Модэк, 1997. 352 с.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. М.: Искусство, 1992 269 с., ил.
6. Буева П., Социальная среда и сознание личности, М., 1968. 268 с.
7. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. М., 1909. 60 с.
8. Бычков В.В. Эстетика : учебник М .: КНОРУС, 2012. 528 с.
9. Василевский А.М. Дело всей жизни. с. 137-139, Симонов К.М. Глазами человека моего поколения с. 446.
10. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р.. М.: Политиздат, 1984. с. 170.
11. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне / ред. В.Ф. Заливако. М.: Современник, 2005. 414 c
12. Воронов В.В., Педагогика школы в двух
словах. (http://pedagogik.mgou.ru/)
13. Выготский Л.С., Психология развития человека. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
14. Даль, В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 с.
15. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М., 1984. 128 с....60