Реферат
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей ценностно-мотивационного отношения педагогов к профессиональной
деятельности 10
1.1 Теоретический анализ особенностей педагогической деятельности 10
1.2 Проблема ценностно-мотивационного отношения в науке 21
1.3 Проблема ценностно - мотивационного отношения у педагогов 37
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов,
работающих на разных ступенях школьного
образования 42
2.1 Организация, база, этапы и методы исследования 42
2.2 Анализ полученных данных 47
2.3 Психологические рекомендации по развитию ценностно
мотивационного отношения к педагогической деятельности у педагогов, работающих на разных ступенях школьного
образования 64
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 74
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 75
Приложение Б (справочное) Методика «Определения типа педагогической центрации» (А.Б.Орлов) 97
Приложение В (справочное) Методика «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев) - модификация 100
Приложение Г (справочное) Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» 103
Приложение Д (справочное) Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман) 105
Приложение Е (справочное) Методика «Цветовой тест отношений» 109
Приложение Ж (справочное) Сводные таблицы по результатам исследования 111
Приложение З (справочное) Кластеризация респондентов в полном пространстве исследуемых признаков 126
Современное общество предъявляет специалисту особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Для специалистов практически всех областей важным является не только владение профессиональными знаниями, но и специальными способностями и свойствами, обеспечивающими гибкость и динамизм профессионального поведения. Социальный заказ предполагает подготовку специалиста, обладающего ценностным отношением к профессиональной деятельности.
Изменения социокультурных приоритетов в обществе подчеркивают значимость педагогической деятельности в образовательно-воспитательной политике и требуют от педагога переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру его профессиональной деятельности, которая нашла свое отражение в разработке и реализации нового содержания образования, новых образовательных технологий. Наиболее продуктивным подходом к разработке этой проблемы является исследование внутренних резервов активности личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности. Одним из основных источников активности личности является мотивация, придающая процессу профессионального развития деятельную направленность и субъективно-значимую ценность. Система ценностей регулирует поведение человека, определяет готовность руководствоваться ценностями в профессиональной деятельности при сформированном у него ценностном отношении.
Анализ образовательной и воспитательной практики
среднейобразовательной школы показывает, что уязвимой сферой в ней является проблема формирования позитивного отношения специалистов к своей профессии.
Ориентируясь на вышесказанное, можно предположить, что изучение данной проблемы позволит разрешить существующие противоречия между:
а) приоритетом технологического обеспечения образовательных учреждений и высокой значимостью гуманистического аспекта профессиональной деятельности;
б) высокой потребностью в получении эффективной профессиональной помощи и низкой исследованностью важнейшего фактора этой эффективности - ценностно-мотивационного отношения педагогов к профессиональной деятельности;
в) необходимостью всестороннего изучения особенностей ценностномотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов и недостаточным учетом специфики деятельности педагогов на различных ступенях школьного образования.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
а) востребованностью комплексного знания об особенностях ценностно-
мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования;
б) необходимостью разработки психологических рекомендаций по повышению ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, позволяющих повысить качество оказываемых образовательных услуг за счет добросовестного выполнения педагогами своих профессиональных обязанностей, адекватных потребностям населения.
Цель нашей работы является выявить и охарактеризовать особенности ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.
Объект исследования: ценностно-мотивационное отношение педагогов к профессиональной деятельности.
Предмет: особенности ценностно-мотивационного отношения к
профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ проблемы особенностей ценностномотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования;
2) Организовать и провести эмпирическое исследование;
3) Проанализировать полученные данные;
4) Разработать и предложить рекомендации по применению полученных результатов исследования.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что существуют различия в особенностях ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.
Теоретической основой исследования послужили концепции как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященные анализу ключевых аспектов проблемы личности и профессиональной мотивации: принципы личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин и др.), принцип активности (Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский,
А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская и др.), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.), концепция профессионального развития (Д. Сьюпер, Ш. Бюлер и др.), концепции жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Ш. Бюллер, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.В. Сохань и др.), содержательные теории мотивации (К. Альдерфер, Дж. Аткинсон, Ф. Герцберг, Дж. Гилфорд, Д. Макклелланд, А. Маслоу), теория мотивации Э. Шейна, психологические концепции трудовой деятельности (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Е.А. Климов, А.К. Мухина).
В качестве методологической основы исследования выступают: системно-субъектный подход (Е.А. Сергиенко и др.), субъектнодеятельностный подход (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), системный подход (Б.Ф. Ломов и др.), аксиологический подход (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов и др.).
В исследовании были использованы следующие методы:
1) теоретический анализ психологической и педагогической литературы;
2) анализ, синтез, структурирование материала;
3) практическое исследование;
4) обработка результатов с помощью методов математической обработки (кластерный анализ (метод будущего соседа в эвклидовой метрике), выявление достоверных различий по U-критерию Манна-Уитни).
В работе были использованы следующие методики: «Педагогические центрации» А.Б. Орлова; «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршева; «Диагностика мотивационной структуры личности»
В.Э. Мильмана; «ЦТО» (цветовой тест отношений)М. Эткинда; «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (модификация).
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №9 «Лидер» города Красноярска. Респондентами являлись 105 педагогов учреждения: учителя начальной школы, среднего и старшего звена, а так же педагоги, принятые на часть ставки, являющиеся непостоянным составом педагогического коллектива. По гендерному признаку: 23 мужчины и 82 женщины.
Основные этапы исследования.
Первый этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - изучалось и
оценивалось состояние проблемы в работах отечественных и зарубежных ученых; изучалась литература по теме ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности, осмыслялись теоретические основы исследования; формулировались актуальность, определялись объект и предмет исследования, формулировались его цель и задачи, разрабатывалась гипотеза исследования; определялась база исследования; подбирался пакет диагностических методик.
Второй этап (январь 2017 г. - июнь 2017 г.) - разработка эмпирической части, а именно составление анкет, уточнение методик, подборка методов статистической обработки данных. Данный этап также включал проведение пилотажного исследования и апробацию подобранного пакета методик, а также накопление, анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования, работу по подготовке материала для публикации по результатам исследования по теме выпускной квалификационной работы.
Третий этап (сентябрь 2017 г. - декабрь 2017 г.) - анализ полученных данных по результатам эмпирического исследования, внесения корректировок, выявление соответствия подобранных методик полученному материалу для формулировки выводов, разработка рекомендаций, написание статей и публикации по теме выпускной квалификационной работы, прохождение производственных практик.
Четвертый этап (январь 2018 г. - июнь 2018 г.) - обобщение результатов, оформление текста диссертационного исследования.
Личное участие в проведении исследования. Все этапы научного исследования были проведены самостоятельно. Самостоятельно был проведен теоретический анализ проблемы ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования; база исследования; подобран методологический инструментарий для исследования особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования; организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования; проведен анализ полученных результатов; разработаны психологические рекомендации для руководителя и психологов образовательного учреждения по улучшению ценностно - мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
а) систематизирован материал по проблеме ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования;
б) уточнено и дополнено понятие «ценностно-мотивационное отношение»;
в) определены особенности ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования;
г) разработаны рекомендации по повышению ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования были изучены особенности ценностно-мотивационного к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования. Положения и выводы магистерской диссертации дополняют сферу научного познания о профессиональной мотивации педагогов, позволяя расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы развития ценностно-мотивационного отношения.
Практическая значимость работы заключается в том, что уточненное понятие «ценностно-мотивационное отношение» может быть использовано в других работах, а систематизированный нами материал и выявленные особенности могут стать основой для аналогичных исследований в различных сферах деятельности. Также в результате теоретического исследования были разработаны рекомендации, которые позволят изменить ценностно-мотивационное отношение педагогов к профессиональной деятельности, а также повысить эффективность работы, повысить степень удовлетворенности трудом. Результаты исследования могут быть использованы психологами. Проведенное исследование практически значимо для профориентационной работы и планирования выбора кандидатов на должности, дополнения существующих и разработки новых путей повышения мотивации педагогов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологическими принципами, положенными в основу исследования, глубоким теоретическим анализом изучаемой проблемы, исходными теоретическими положениями, комплексом теоретических и практических методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования, применением методов математико-статистической обработки эмпирических данных.
Апробация результатов осуществлялась на научно-исследовательских семинарах, на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии СибГУ, а также на Международной научно-практической конференции «Молодежь Сибири - науке России» в 2017 и в 2018 гг.
Результаты проведенных теоретического и эмпирического исследований отражены в 3 научных публикациях:
1) Абросимова О. В. Проблема ценностного отношения к педагогической деятельности [Текст] / О.В. Абросимова, Н.В. Лукьянченко // «Молодежь Сибири - науке России»: материалы международной научнопрактической конференции. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». - Красноярск, 2017. - С. 6 - 8.
2) Абросимова О. В. Ценностно - мотивационное отношение педагога к своей профессиональной деятельности [Текст] / О.В. Абросимова // «Молодежь Сибири - науке России»: материалы международной научно-практической конференции. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». - Красноярск, 2018. - С. 5 - 7.
3) Абросимова О. В. Духовно-нравственное развитие молодежи в проектной деятельности [Текст] / И.В. Климова, О.С. Мухаметрахимова,
О.В. Абросимова, А.Н. Кангур, В.В. Гудкова // XVII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия». - Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2017. - 552 с. -
С. 102-109.
Структура и объем ВКР определены общей логикой, целями и задачами исследования. Магистерская диссертация общим объемом 126 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе проведен теоретический анализ проблемы особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования. Во второй главе описаны этапы и методы исследования особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования, представлены результаты эмпирического исследования, разработаны рекомендации психологической поддержки профессиональной мотивации педагогов.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования показал, что на сегодняшний день эта тема не заняла должного места в системе психологического знаний. Большой акцент при изучении ценностных ориентаций и мотивов осуществления педагогической деятельности делается на начальном этапе становления профессионала - на этапе обучения. Между тем, идеалистические представления студентов о будущей профессиональной деятельности сильно отличаются с реальными особенностями этой деятельности.
Педагогическая деятельность - это один из видов трудовой деятельности, в структуру которой входят такие направления, как обучение детей, их воспитание, а так же развитие и образование. Педагогическая профессиональная деятельность предполагает две стороны, два субъекта. С одной стороны выступает педагог, с другой тот, кого обучают и воспитывают.
Стоит отметить, что существует множество подходов к пониманию сущности и природы ценностных ориентаций и мотивов профессиональной деятельности в самых различных областях психологической науки: акмеологии, психологии труда, психологии управления, психологии личности, социальной психологии.
Система ценностно-мотивационных отношений определяется нами как устойчивое многокомпонентное образование, выполняющее функции отражения личностных смыслов, значимых аспектов внешнего и внутреннего мира; обеспечения устойчивости, специфики и направленности восприятия, отношения и поведения личности в различных сферах жизнедеятельности.
В структуре ценностно-мотивационного отношения к профессиональной педагогической деятельности выделены следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно- мотивационный (направлен на субъективацию
профессиональных мотивов личности посредством приобщения к системе профессионально-педагогических ценностей); когнитивно-операциональный (способствует овладению педагогами профессиональными компетенциями); организационно- планирующий (позволяет педагогам рационально распределять время); рефлексивно-оценочный (помогает учителям правильно оценивать собственные достижения и неудачи); эмоционально-волевой (стимулирует познавательную активность обучаемых посредством положительного эмоционального фона, помогает сознательно регулировать свое поведение и преодолевать трудности на пути профессионального становления).
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что основным ведущим компонентом в структуре личности является система мотивов, определяющая поведение личности, ее направленность. Но, чтобы ценность побуждала к активной деятельности, мало добиться ясного представления о ней. Ценность может приобрести побуждающую мотива деятельности в том случае, если она, с одной стороны, интериоризована преподавателем, с другой стороны, если преподаватель умеет четко формулировать цели своей деятельности, находить эффективное средство их реализации, правильно и своевременно контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Повышение социальной активности учителя зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, что ищет он в процессе ее осуществления, какое место отводит им в жизни.
Во второй главе магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование по изучению особенностей ценностно - мотивационного отношения к профессиональной деятельности педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования.Базой для проведения исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 «Лидер».В исследовании принимали участие педагоги начального, среднего и старшего звена. Всего респондентов - 105 человек, из них - 23 мужчины и 82 женщины, в возрасте от 21 до 78 лет.Исследование проводилось в четыре этапа, был подобран пакет из пяти диагностических методик.
Гипотеза о том, что существуют различия в особенностях ценностномотивационного отношения к профессиональной деятельности, педагогов, работающих на разных ступенях школьного образования, подтвердилась. Особенности ценностно-мотивационного отношения педагогов к профессиональной деятельности, работающих на разных ступенях школьного образования выражаются в карьерных ориентациях, в показателях
удовлетворенности трудом и мотивационных факторах.
Так же наше исследование показало, что педагоги подгоняют свою профессиональную деятельность под всеобщие стереотипы педагогической деятельности. В основе стереотипов лежит обыденное, неполное, «от опыта» представление педагогов о некоторых реально существующих психологических, социальных и других закономерностях. Как правило, педагоги используют эти закономерности, не отдавая себе отчета в их содержании, не рефлексируя их, что, в конечном счете, приводит к стереотипизации своего собственного поведения в разных педагогических ситуациях и во взаимоотношениях с разными учащимися.
Современному российскому образованию свойствен интеллектуальный порок - однозначно упрощаемое, конформное отнесение явления к какому-либо классу, типу, то есть - «наклеивание ярлыков».
Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.
1 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2 Белолуцкая, А. К. Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии [Текст] / А. К. Белолуцкая // Филология и культура. - 2013.- №3.- С. 45-51.
3 Болдырев, Н. И. Классный руководитель [Текст] / Н. И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1978. - 271 с.
4 Большой толковый словарь иностранных слов: В 3-х т. [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - Т 1. - 544 с. Т 2. - 544 с. Т 3. - 512 с.
5 Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
6 Брюхова, Н. Г. Психологические особенности развития гибкости в общении педагогов [Текст] // Н. Г. Брюханов, Е. В. Артьемьева // Социосфера. -
2014. - № 1.- С. 172 - 173.
7 Валиуллина, Г. Г.Приоритетные направления исследования профессионального мышления в современной психологии [Текст] / Г. Г. Валиуллина // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т - 1. - Ярославль. - 2006. - С.350-354.
8 Введениев педагогическую деятельность: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
9 Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 2007.- 255 с.
10 Гессе, Г. Игра в бисер [Текст] / Г. Гессе. - М.: Правда, 1992. - 496 с.
11 Гудовский, И. В. Социальная психология [Текст]: курс лекций для
студентов специальности 030301 Психология /
И. В. Гудовский; ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. Ун-т». - М.: Омега - Л, 2009. - 170 с.
12 Гусева, Т. К. Требования к профессиональной компетентности педагога в свете основных положений ФГОС ВПО нового поколения [Текст] / Т. К. Гусева, Н. К. Маяцкая // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 66 - 68.
13 Есенжанова, А. А. Проектная деятельность как средство развития
продуктивного мышления учащихся [Текст] /
А. А. Есенжанова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - №1 (6). - С. 34 - 40.
14 Журавлев, Г. Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству [Текст] / Г. Е. Журавлев // Научное творчество: Особенности и актуальные проблемы. - Свердловск. - 1984. - С. 136.
15 Здравомыслова, А. Г. Человек и его работа [Текст] / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. - М., 1967 - 392 с.....59