Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования нарушений письма и чтения при афазии...................................................................................6
1.1. Афазия и ее формы...........................................................................................6
1.2. Нарушения чтения и письма при локальных поражениях головного мозга........................................................................................................................25
Глава 2. Эмпирическая характеристика нарушений письма и чтения при афазии.....................................................................................................................28
2.1. Этапы и организация исследования..............................................................28
2.2. Эмпирическая характеристика нарушений письма и чтения при афазии.....................................................................................................................35
Глава 3. Коррекция нарушений письма и чтения при афазии..........................38
Заключение.............................................................................................................42
Список используемой литературы.......................................................................44
... Объект исследования – афатические нарушения письменной речи и чтения.
Предмет исследования – специфика нарушений речевой деятельности и методические подходы к их преодолению при разных формах афазии.
В основу исследования была положена гипотеза: повысить эффективность реабилитации страдающих афазией можно при условии разработки целенаправленного дифференцированного логопедического воздействия.
Цель исследования – выявить специфику нарушений владения устной и письменной речью при разных формах афазии; на основании полученных данных теоретически обосновать и апробировать систему методов восстановления речевой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические проблемы афазиологии и проблемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии.
2. Выявить в ходе экспериментального изучения особенности речи и неречевых высших психических функций у страдающих афазией.
3. Разработать и обосновать алгоритм, направления и приемы коррекционно-восстановительного обучения страдающих афазией. ...
... В результате исследования были сделаны следующие выводы: в большей степени у детей, больных афазией, не сформирована письменная речь, грамматический строй, пересказ. В большинстве случаев присутствуют следующие ошибки: ошибки, связанные с трудностями смыслового программирования (смысловая неполнота, смысловая неточность, смысловая неадекватность); лексические ошибки (поиск слова, близкие или далекие словесные замены, неадекватное словоупотребление); ошибки, обусловленные недостатками фонематического восприятия, когда вместо предъявленного слова «шар» ребенок воспроизводит «шарф», вместо «комки» — «коньки» и т.д.
На основании проведенного исследования были разработаны упражнения, направленные на восстановление нарушенных навыков чтения и письма при афазии.