Введение.......................................................................................................................3
1
Правовые
аспекты
управления
средним
профессиональным
образованием.......................................................................................................6
1.1 Нормативно-правовое регулирование среднего профессионального
образования..........................................................................................................6
1.2 Опыт управления средним профессиональным образованием в России и
за рубежом..........................................................................................................12
2
Анализ управления средним профессиональным образованием в России..24
2.1 Анализ рынка среднего профессионального образования в России............24
2.2 Меры государственной поддержки развития среднего профессионального образования.....................................................................35
3
Рекомендации по повышению эффективности управления учреждения
среднего профессионального образования.....................................................40
3.1 Анализ проблем и перспектив развития среднего профессионального
образования........................................................................................................40
3.2
Пути
повышения
эффективности
управления
среднего
профессионального образования.....................................................................47
Заключение.................................................................................................................53
Список использованных источников.......................................................................58
В настоящее время среднее профессиональное образование выступает одним из приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации. Сегодня на рынке труда специалисты со средним специальным
образованием более востребованы, чем выпускники высших учебных заведений, так как обучающийся среднего профессионального учебного заведения получает востребованную профессию в достаточно короткий срок и,
при этом, приобретает квалификацию специалиста-практика, будущего мастера
своего дела. Поэтому происходит переориентация в подготовке специалистов
со средним профессиональным образованием. Современное среднее профессиональное образовательное учреждение должно выпускать конкурентоспособные кадры, специалистов, ориентированных на практическую деятельность.
Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием существует как в сфере сервиса и услуг, так и в
промышленности. Из-за усложнения технологий, техники на рабочие места
требуются люди не только с высоким уровнем рабочей квалификации, но и с
достаточным уровнем общего и технического образования.
Качество профессиональной подготовки становится значимым и для самого специалиста, поскольку определяет его социальное положение, дает возможность получить хорошо оплачиваемую работу.
Таким образом, выработка стратегии развития и управления учреждениями среднего профессионального образования на основе изменения рынка образовательных услуг особенно актуальна.
Проблемы управления системой образования были предметом многочисленных педагогических, психологических и правовых исследований.
Актуальные вопросы управления системой образования на современном этапе рассматривались в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Ю.А.
Конаржевского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. Вопросам правового
регулирования системы образования, в том числе среднего профессионального
образования, посвящены труды В.М. Боер, Н.А. Бокатюк, В.Е. Бородкина, А.П.
Горшунова, В.В. Спасской и др.
Анализ научной литературы по проблемам управления системой
образования и правового регулирования системы среднего профессионального
образования свидетельствует о том, что в меньшей степени изучены вопросы
локального регулирования профессиональной образовательной организации в
новых условиях, не уделяется должного внимания проблеме формирования
правовой компетентности работников образовательных организаций.
Цель работы – проанализировать управление средним профессиональным
образованием в России.
Задачами работы являются:
-
изучить
нормативно-правовое
регулирование
среднего
профессионального образования;
- рассмотреть опыт управления средним профессиональным
образованием в России и за рубежом;
- провести анализ рынка среднего профессионального образования в
России;
- проанализировать меры государственной поддержки развития среднего
профессионального образования;
-
выявить
проблемы
и
перспективы
развития
среднего
профессионального образования;
- разработать пути повышения эффективности управления среднего профессионального образования.
Объект работы – управление средним профессиональным образованием в
России.
Предмет работы – нормативное регулирование
среднего профессионального образования.
В качестве методологической базы исследования были использованы
научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления профессиональным образованием и образовательного законодательства.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы.
Научная новизна исследования состоит в формировании и научном
обосновании комплекса организационных и методологических положений по
повышению эффективности управления профессиональной образовательной
организацией.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.
Нормативно-правовое
регулирование
управления
средним
профессиональным образование в последние годы меняется в сторону
усовершенствования
качества
образования
и
повышения
конкурентоспособности рабочих специальностей на рынке труда.
Реформы системы среднего профессионального образования за рубежом
направлены на увеличение времени нахождения молодежи в системе
образования («образовательный сейф»). Рост этого временного интервала дает
молодым людям возможность избежать скатывания в бедность, обеспечить их
минимальными гарантиями государственной поддержки, снизить риск
асоциального
поведения.
Во
многих
странах
система
среднего
профессионального образования воспринимается как важнейший этап
подготовки к последующему шагу — обучению в высшем учебном заведении.
Также важнейшим отличительным признаком зарубежной системы среднего
профессионального образования является возможность обучения на рабочем
месте и в старших классах школы, которые рассматриваются как часть системы
профессионального образования.
В последние годы наблюдалась тенденция укрупнения профессиональных
образовательных организаций. В настоящее время средний контингент
колледжа составляет 1 тыс учащихся, хотя ещё несколько лет назад этот
показатель составлял 350–400 учащихся.
За последние 5 лет численность учащихся учреждений среднего
профессионального образования в России практически не изменилась. По
прогнозам, к 2020 г ожидается незначительный рост численности учащихся
учреждений среднего профессионального образования. Росту численности
учащихся будут способствовать ужесточение требований к поступающим в
высшие учебные заведения, значительный рост цен на платные услуги высшего
образования, а также действие мер по созданию программ сотрудничества компаний различных отраслей экономики с профессиональными учебными
организациями.
Общий объем расходов образовательных учреждений среднего
профессионального образования в 2017 г составил 234,4 млрд руб. В последние
годы в сфере среднего профессионального образования наблюдается чёткая
тенденция развития кластерных моделей управления подготовкой кадров. Это
позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственно-
частного партнёрства и распределять ресурсы системы профессионального
образования – кадровые, материально-технические, финансовые и пр.
Решение проблем может заключаться в выстраивании механизмов
сближения структуры выпуска и потребности в подготовке кадров с СПО и
учете этих механизмов в региональных и (или) федеральных документах
стратегического планирования.
В качестве мер поддержки СПО в последние годы созданы условия для
усиления интеграционных процессов взаимодействия рынка труда и
профессионального образования. Развитие системы профессионального
образования происходит в условиях завершения передачи полномочий по
управлению учреждениями СПО, что позволяет при сохранении единой
государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров
в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей
регионального рынка труда.
В 2017 году утверждены 44 федеральных государственных
образовательных стандарта по наиболее востребованным, новым и
перспективным профессиям и специальностям. Более 1 тыс. колледжей и 58
образовательных организаций высшего образования приступили к работе по
новым ФГОС.
Существуют определенные трудности и нерешенные проблемы в
образовательном процессе СПО. К ним можно отнести:
невысокий престиж образовательных услуг; недостаточная государственная материальная и моральная поддержка,
ресурсное обеспечение образовательного процесса;
внутренняя
замкнутость
и
невысокая
самодостаточность
образовательного процесса;
слабая
инвестиционная
привлекательность
предлагаемых
образовательных услуг;
отсутствие или недостаточная взаимосвязь между образовательным
процессом и инновационной деятельностью, содержанием и методикой
обучения;
неразработанность научных и прикладных основ модернизации
образовательного процесса;
недостаточная укомплектованность подготовленным к модернизации
преподавательским составом.
Эти и многие другие кризисные вопросы свидетельствуют о нерешенных
проблемах управления СПО, необходимости дальнейшего повышения
эффективности образовательного процесса и увеличения количества
исследований по обеспечению педагогических основ его модернизации в
современных условиях.
Полученные результаты объективно свидетельствуют о необходимости
переосмысления и корректировки взглядов на роль, цели и задачи
образовательного процесса в СПО, определение его организационных,
содержательных и методических параметров, адекватных современным
реалиям и перспективам обновления. В современных условиях
образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы главные
усилия сосредоточились на его модернизации и развитии.
Поэтому можно сделать однозначный вывод: все усилия, которые сегодня
прилагаются для улучшения качества СПО, не дают системе средне-
профессионального образования полностью развалиться. Однако их явно не
хватает для того, чтобы система СПО полноценно развивалась и улучшалась.Образование сегодня при условии его качества – это инвестиционная
сфера, это фактор социального благополучия.
По итогу проведенного анализа, рекомендуем следующие пути
повышения эффективности управления СПО:
при модернизации системы профессионального образования
обязательно
надо
учитывать
стратегию
регионального
развития,
инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в регионах и в
целом в стране
прогнозировать кадровые потребности организаций социальной
сферы, ведущих отраслей и предприятий, которые и «должны определять
требования к учреждениям профобразования, к содержанию и результатам их
работы»;
система профессионального образования должна быть гибкой,
предусматривать разные формы и сроки подготовки;
обучение должно вестись на самой передовой учебной и
производственной базе, для чего нужно создать центры коллективного
пользования, где лучшее оборудование, собранное на одной площадке,
предоставляется всем, кто заинтересован в высоком результате своей работы;
в короткие сроки сформировать по всей стране центры опережающей
профессиональной подготовки, на базе которых будет проходить обучение
студентов и переподготовка преподавателей, уже работающие граждане смогут
повышать свою квалификацию, приобретать дополнительные навыки или
получать новую специальность, а школьники в рамках профориентации –
выбирать для себя профессии;
обеспечить объективную, независимую, прозрачную оценку
компетенций и чтобы выпускники колледжей и техникумов показывали свои
навыки и умения на практике, например, при проведении демонстрационного
экзамена.
колледжи и техникумы должны обеспечивать не только современную
профессиональную подготовку, но и давать «сильное разностороннее образование, в том числе по естественнонаучным и гуманитарным
дисциплинам, программированию, иностранному языку», гибкие навыки –
умение работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи.
надо навсегда отказаться от стереотипа: школу закончил, получил
профессию – и всё; надо настраивать молодых людей, людей любого возраста
на постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в
профессиональном смысле этого слова.
Профессиональное образование в России было и остается важным в
решении социально-экономических проблем страны. Современные требования
рынка труда вызывают необходимость модернизации российского
профессионального образования. Первоочередная задача – достижения
конкурентоспособности наших студентов-выпускников по всем специальностям.
1
Об образовании в Российской Федерации: федеральный Закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012 - № 53 -
ст. 7598
2
О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 102 // Российская газета.- 2012 - № 102
3
О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 //
Российская газета. - 2012 - № 102
4
Об
утверждении
Концепции
долгосрочного
социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р: [Электронный
ресурс] Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» -2018
5
Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на
повышение эффективности образования и науки: Распоряжение Правительства
РФ от 30.12.2012 № 2620-р: [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.01.2013.
Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
6
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 год: Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2014
№ 792-р: [Электронный ресурс] Дата обновления: 31.03.2017. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
7
Комплекс мер, направленных на совершенствование системы
среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: Распоряжение
Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р: [Электронный ресурс] Дата
обновления: 20.01.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
8
О стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и
формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период
до 2020 года: Приказ Минобрнауки России №ПК-5вн: [Электронный ресурс]
Дата обновления: 18.06.2013. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2018
9
Абрагимович М.М. Развитие конкурентоспособности выпускников
учреждений
среднего
профессионального
образования
средствами
дополнительного профессионального образования // Профессиональное
образование в России и за рубежом. – 2016 – №2 . – С.102-105.
10
Балашова Ю.В. Интеллектуальное развитие студентов очного и
дистанционного обучения // Среднее профессиональное образование. – 2011 –
№2. – С. 33-35.
11
Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П.
Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015 – 288 c.
12
Российское образование в цифрах: реформирование системы
среднего профессионального образования // Аналитический центр при
Правительстве РФ: [Электронный ресурс] Режим доступа http://ac.gov.ru/ (дата
обращения 01.05.2018)
13
Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система
аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации /
В.Г. Выскуб. – М.: Логос, 2014 – 256 c.
14
Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала
образовательных систем: моногр. / В.И. Деркач. – М.: Итар-Тасс, 2015 – 152 c.
15
Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у
студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-
ориентированных задач // Вестник СВФУ. – 2016 – №3 – С.53-57.
16
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее
развитие. – М.: Педагогика, 2015 – 256 с.
....