ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ 5
1.1 Сущность и структура личностно - ориентированного обучения 5
1.2 Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации
личностно - ориентированного обучения 15
1.3 Возможность реализации ИОТ на основе конструирования задачного
материала 21
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИОТ
НА ОСНОВЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАЧНОГО МАТЕРИАЛА 26
2.1 Прием обращения задач 26
2.2 Прием обобщения задачи 32
2.3 Прием замены части данных в исходной задаче другими данными без
замены заключения 38
2.4 Прием составления задач по заданным чертежам 42
2.5 Прием переформулировки задачи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
В ФГОС нового поколения на передний план выходят развитие личностного потенциала ученика, обеспечение индивидуальной образовательной среды. Средством такого перехода к личностно-ориентированному образованию может служить индивидуальная образовательная траектория.
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» рассмотрено в работах таких авторов как Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.).
Необходимо выполнять переход от единообразной, усредненной формы обучения каждого учащегося, индивидуализация и дифференциация не должны носить разовый, фрагментарный характер. Коллективная форма обучения сменяется индивидуальной, усиливается мотивация обучаемого за счет индивидуального освоения образовательной программы, применения дифференцированной оценки, построения индивидуального образовательного маршрута.
Придерживаясь данного подхода, мы приходим к необходимости использования в образовательном процессе индивидуальных образовательных траекторий, которые дадут возможность произвести качественное изменение процесса обучения математике в средней школе. Но встает вопрос, какие же пути и средства следует использовать при организации обучения математике на основе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для того чтобы все перечисленные положительные моменты были реализованы.
К таким средствам можно отнести реализацию ИОТ на основе конструирования задачного материала.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью поиска новых подходов (в соответствии с новыми стандартами) к постановке математического образования школьников средних школ.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке методического аппарата, позволяющего реализовывать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) учащихся на основе конструирования задачного материала.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу, выяснить объем и содержание понятий «индивидуальная образовательная траектория», «конструирование» и др.
2. Изучить возможность использования индивидуальных образовательных траекторий как средства реализации личностно-ориентированного обучения.
3. Проанализировать возможность реализации ИОТ учащихся на основе конструирования задачного материала.
4. Разработать методический аппарат, позволяющий реализовывать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) учащихся на основе конструирования задачного материала.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ литературы, учебных пособий, наблюдение за ходом учебного процесса, анкетирование, анализ и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике обучения математике в средней школе.
В результате проведенного исследования были решены все поставленные задачи.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены основные подходы к пониманию понятия индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), конструирование и др.
Так как анализ сущности ИОТ показал, что она соответствует сущности личностно-ориентированного обучения, сделан вывод о том, ИОТ можно использовать как средство реализации личностно-ориентированного обучения.
С целью анализа возможности использования конструирования задачного материала как средства реализации ИОТ учащихся была рассмотрена суть процесса конструирования. Выявлено, что конструирование способствует получению некоторых результатов, на обеспечение которых направлено внедрение ИОТ. Сделан вывод о том, что реализацию ИОТ возможно осуществлять посредствам конструирования задачного материала.
Выделены наиболее характерные виды организации деятельности по конструированию задачного материала. На этой основе разработаны соответствующие серии упражнений, применимые в рамках реализации краткосрочных ИОТ учащихся.
1. Гульянц С. М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. - 2009. - №2. - С. 40-52.
2. Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): Методические материалы к обучающим семинарам. - СПб : Изд-во «Петроградский и К», 1995. - 64 с.
3. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148с.
4. Маскаева А. М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся при изучении раздела «Начала математического анализа» // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 69-73.
5. Моденова М. В. Конструирование систем математических задач // Интеграция образования. - 2009. - №4. - С.98-102.
6. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И. С. - М.:КСП+, 2001. - 128 с.
7. Погорелов А. В. Геометрия. 7-9 классы. - М. : Просвещение, 2014. - 240 с.
8. Погорелов А. В. Геометрия. 10-11 классы. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
9. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпечгиз, 1961. - 208 с.
10. Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. - М. : Просвещение, 2005. - 255 с.
11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
12. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
13. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
14. Смирнова А. А. Конструирование дополнительных задач при обучении математике в основной школе Научное мнение. - 2015. - № 6. - С. 111-115.
15. Смирнова А. А. Технология конструирования творческих заданий с учащимися на уроках математики // Наука и школа. - 2019. - №5. - С. 156¬163.
16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. - М., 2000. - 320 с.
17. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112с.