ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 8
1.1 Понятие, функции и признаки налогов, принципы налогообложения 8
1.2 Налоговая политика Российского государства 14
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 19
2.1 Налог на доходы с физических лиц 25
2.2 Налог на имущество физических лиц 32
2.3 Транспортный налог физических лиц 38
2.4 Земельный налог физических лиц 48
3 ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально — экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина^
Налоги — необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином — физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога — подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом, они служат и средством связи 1Ворожбит О.Ю., Водопьянова В.А. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации. М., 2018. С. 106.
гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.
В действующую систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: налог на доходы с физических лиц; налог на имущество с физических лиц; транспортный налог с физических лиц; земельный налог с физических лиц.
Налогообложение физических лиц в РФ всегда имело огромное значение. Бюджет планируемый государством, правительством на ближайший временной период зависит от налоговых сборов за прошедший год (период). Налоги занимают огромную долю в бюджете и от этого зависит какой объем средств поступит на государственные структуры (образование, медицина), что в свою очередь должно привести к стабильному функционированию каждой структуры, а, следовательно, к своевременным выплатам заработных плат физическим лицам.
Целью данной выпускной квалификационной работы, является исследование правового регулирования налогообложения физических лиц, и его совершенствование.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов налогов и налогообложения в целом;
- исследование налогообложения физических лиц в частности;
- анализ состояния подоходного налогообложения граждан и определение пути его совершенствования.
Объектом исследования является налогообложение физических лиц, и их правовое регулирования в соответствии с Российским законодательством.
Предметом исследования, являются пути совершенствования налогообложения физических лиц.
Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач данной работы, являются общеизвестные методы: сравнительно-правовой, общенаучный, информационно-правовой, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования, системно-структурный.
Нормативная база исследования включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1,2), Гражданский Кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
В заключение можно сделать следующие выводы.
Налоги, являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, и представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например, работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
Существующее на сегодняшний день состояние налоговой системы Российской Федерации обусловлено преобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительно фискальном инструменте. Данное представление имеет достаточно глубокие исторические корни, кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в России финансово-экономической ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй план другие функциональные признаки земельного налога.
На сегодняшний день, налоговая система Российской Федерации характеризуется нестабильностью, противоречивостью законов и подзаконных актов. Нужно снизить привлекательность уклонения от уплаты налогов и сформировать, с целью заинтересованности налогоплательщика в своевременной и абсолютной уплате налогов, посредством ослабления режима налогообложения. Можно сделать следующий вывод: пришло время, разработать государственную программу воспитания налоговой культуры людей, основной мыслей которой является утверждение, что налогообложение - это не наказание, а выгодное для всех вложение наличных средств в формирование собственной страны.
Что касается налога на доходы с физических лиц можно сформулировать следующее: в России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.
Данные выплаты и выгоды должны подлежать налогообложению как часть облагаемого дохода, поскольку они являются составной частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с заработной платы, во многом зависит от определения для налоговых целей понятия сотрудника - получателя таких выгод. Это определение достаточно сложно вывести и соблюдать.
Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и прозрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуществить в организационном плане. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами.
Такой подход позволит стране использовать налог на доходы физических лиц в основе прогрессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста. Все вышеперечисленные меры, по нашему мнению, могут служить повышению поступлений налога на доходы физических лиц, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
Особенность имущества как объекта налогообложения заключается в том, что имущество гражданина является одним из реальных показателей его финансовой состоятельности, а, следовательно, и налогоспособности: чем выше уровень доходов, тем большая часть из них тратится на «имущественное употребление». При этом имущественные платежи воспринимаются более благосклонно: в сознании большинства людей они представляют собой своеобразную плату государству за выполнение им функции защиты частной собственности, тогда как налогообложение доходов всегда воспринимается как покушение на результаты усилий, к которым государство не имеет никакого отношения.
Налоговая база определяется как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения. Но при этом порядок ее учета, действующий на сегодняшний день, существенно изменится. Имущество, находящееся в собственности граждан, будет оцениваться по цене, приближенной к рыночной стоимости, а не по ценам, определяемым сейчас бюро технической инвентаризации. Соответствующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества, приближенная к реальным рыночным ценам, уже подготовлена Госстроем РФ. Таким образом, база, с которой будет взиматься налог, существенно расширится.
Налог на имущество физических лиц принадлежат к числу традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Однако за время своего существования этот вид налогообложения претерпел и продолжает претерпевать значительные трансформации. Проходящая ныне глобальная налоговая реформа, со свойственной ей общей тенденцией к расширению базы налогообложения и соответственно поискам новых форм и видов обложения, не могла не отразиться на данном налоге.
По проделанной работе можно сделать вывод, что были раскрыты общие сведения по транспортному налогу, подробно рассмотрена декларация по транспортному налогу, в которой формируется база для расчёта налога.
Транспортный налог установлен главой 28 Налогового кодекса РФ, и как все региональные налоги вводится в действие законами субъектов Федерации исходя из положений Кодекса. Налог является обязательным, поскольку субъектам Федерации не предоставлено право не вводить данный налог на соответствующей территории. Плательщиками налога являются, физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения.
Порядок исчисления налога установлен в зависимости от категории налогоплательщиков. В частности, налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на российской территории. В связи с этим налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, должны уплачивать налог на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа. По итогам заполнения декларации мы определяем сумму, подлежащую уплате в бюджет - налог на транспортное средство, который поступает в региональный бюджет и способствует улучшению для нормального функционирования транспортной сети.
Проведенное исследование подтвердило, что развитие земельных отношений - это перманентный процесс, связанный с объективными изменениями производительных сил и производственных отношений в обществе. Поэтому вполне закономерным является появление новых форм земельного налогообложения. Проблема состоит лишь в том, чтобы эти формы земельного налогообложения находили адекватное законодательное регулирование представительными органами муниципальных образований Российской Федерации.
Существующее на сегодняшний день состояние налоговой системы Российской Федерации обусловлено преобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительно фискальном инструменте. Данное представление имеет достаточно глубокие исторические корни, кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в России финансово-экономической ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй план другие функциональные признаки земельного налога.
В работе отмечалось, что объектами земельных отношений согласно Земельному кодексу Российской Федерации признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков.
Можно сделать вывод о том, что повышение доходов в бюджетной сфере возможно в результате определения оптимальных величин земельного налога. Другой возможный путь - это придание официального статуса земельным участкам, фактически используемым и выявленным в результате проведения инвентаризации земель.
В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014.- № 23. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. - 1995.
3. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII с оговорками и заявлениями) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1974. - № 20. - Ст. 305.
4. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 89. - Ст. 5712.
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ
(ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., в силу 01.09.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 1996.- № 5. - Ст. 410.
7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., в силу с 21.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 105-ФЗ (ред. от 03.09.2018 г.) // Российская газета. - 1998. - № 148-149.
9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.07.2000 № 232-ФЗ (ред. от 01.10.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
10. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., в силу с 01.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - 44. - Ст. 4147.
11. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., в силу 01.09.2018) // Парламентская газета. - 2001. - № 224.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. - 2001. - № 256.
13. Градостроительный кодекс РФ от 29.11.2004 № 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., в силу с 01.09.2018) // Российская газета. - 2004. - № 290.
14. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Парламентская газета. - 2006. - № 214-215.
15. Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
16. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., в силу от 01.01.2017) «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст. 492.
17. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
18. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 345. - Ст. 3594.
19. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.
20. Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4148.
21. Федеральный закон от 08.03.2015 № 22-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» (с изм. и доп., в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 139.
22. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» № 475-ФЗ // Российская газета. - 2016. - № 298.
23. Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге» (ред. от 17.05.2018) // Ведомости Московской городской Думы. - 2004. - № 1. - Ст. 303.
24. Закон г. Москвы от 09 июля 2008 г. № 33 (ред. от 29.11.2017) «О транспортном налоге». // Ведомости Московской городской Думы. 2008. - № 8. - Ст. 127.
25. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 (ред. от 06.10.2017) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 17. - Ст. 1999.
26. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 14.06.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 40. - Ст. 3961.
27. Приказ МВД России от 07.08.2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной регистрации по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» // Российская газета. - 2013.
- № 223.
28. Приказ Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2014 № 31805) // Российская газета.
- 2014. - № 80.
Учебная и научная литература
29. Алексеенко, М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита Ж. - Б. Сэя Д. Рикардо Ж. Сисмонди и Дж. Ст. Милля: учебник. - М.: Либроком, 2015. — 152 с.
30. Бондарева, Н.А. Финансы, налоги и налогообложение: учебник. - М.: Синергия, 2018. - 128 с.
31. Ворожбит, О.Ю. Водопьянова, В.А. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации: учебное пособие. - М.: РИОР, 2018.- 176 с.
32. Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 336 с.
33. Конева, О.В. Налоги и налогообложение: ситуационный
практикум по налогообложению. - Красноярск.: Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный торгово - экономический институт, 2014. - 211 с.
34. Косарева, Т. Налогообложение организаций и физических лиц: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2014. - 240 с.
35. Налоги и налоговая система Российской Федерации / под ред. Л.И. Гончаренко: учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 542 с.
36. Романов, А. и Колчин, С. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 390 с.
37. Тихомирова, Л. Земельный налог (комментарии, судебная практика, официальные разъяснения). - М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2016. - 48 с.
38. Тропская, С.С. Правовой статус налогоплательщика физического лица: учебник. - М.: МГУ, 2018. - 224 с.
39. Щепкин, М.П. О городских налогах в Москве: учебник. - С-П.: Ленанд, 2016. - 240 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
40. Лабоськин, Н.А. Об особенностях льготного налогообложения отдельных видов по соглашениям во избежании двойного налогообложения / Н.А. Лабоськин // Налоги и финансы: сборник докладов. - М.: Издание Лабоськин Н.А., 2015. - № 3. - С. 10-15.
41. Полежарова, Л.В. Концептуальные особенности международного налогообложения на современном этапе: разрешение проблем двойного налогообложения и противодействие уклонения от уплаты налогов / Л.В. Полежарова // В сборнике «Налоговая политика в Россйсикой Федерации на современном этапе»: сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов кафедры Налоговое консультирование Финанового университета при Правительстве Российской Федерации. - М.: Издание Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014. - № 10. - С. 197-211.
42. Чекулаева, Е.Н. Налоговое управление рисками налогообложения / Е.Н. Чекулаева // Развитие и актуальные вопросы современной науки. - Н.: Издание Чекулаева Н.Е., 2017. - №2 (2). - С. 38-41.
43. Шахбанов, Р.В., Алиев, А.М. Основные принципы налогобложения и их реализация в системе налогообложения физических лиц в РФ // В сборнике «Актуальные проблемы экономического развития». - М.: Издание Белгородский государственный технологический университет им. Шухова В.Г., 2016. - № 2. - С. 286-290.
Источники на электронных носителях:
44. Действующие в РФ налоги и сборы [Электронный ресурс] https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/.
45. Законодательная деятельность. Официальный сайт
Законодательного Собрания Пензенской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. zspo.ru.
46. Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России [Электронный ресурс]https: //www.nalog.ru/rn77/taxation/tax legislation/.
47. Официальный сайт Министерства Российской
Федерации//Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nalog.ru/rn77/.