ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА
1.1. Сущность понятия «музыкальный вкус» в психолого -
педагогических исследованиях 9
1.2. Вокально-хоровой репертуар как один из основных аспектов
формирования музыкального вкуса младших школьников 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА
2.1. Цель, задачи и организация опытно -экспериментальной работы по
проблеме исследования 32
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Наиболее актуальной задачей современного Российского образования является воспитание высокоразвитой творческой личности, которая будет обладать высоким уровнем интеллекта и духовной культуры. Духовность подрастающего поколения формируется через музыкальную культуру, которая играет большую роль в этом процессе. Музыка является инструментом для выражения действительности в виде художественных образов, что способствует формированию ценностей подрастающего поколения. При ассоциации музыки с жизнью можно получить ключ к восприятию прекрасного, а также пониманию того, как устроен этот мир. Овладеть данным ключом - значит начать процесс формирования музыкального вкуса у учеников.
В современном мире можно услышать музыку практически везде. Такие средства массовой информации, как радио, телевидение и интернет, способствуют этому. Большое количество низкопробной музыкальной продукции в итоге ведет к снижению культурного содержания воспитательного процесса в школе. Заниматься формированием музыкального вкуса современных младших школьников не просто, так как вместе с легкодоступностью музыки происходит ее обесценивание. Необходимо отметить, что именно школа должна стать для младших школьников тем местом, где они смогут раскрыть свой личностный потенциал.
Правильно подобранный учителем вокальный репертуар, с высоким уровнем нравственного содержания музыки способен привить хороший музыкальный вкус учащимся. В последнее время в нашей стране наблюдается тенденция к распространению музыки, которая не несет в себе никакой культурной составляющей, а скорее является развлекательной и низкопробной. В силу того, что она превалирует над другими жанрами, это не способствует формированию у учащихся хороших музыкальных вкусов.
В процессе обучения в школе у младших школьников происходит формирование музыкального вкуса благодаря слушанию на уроках высокохудожественной музыки и участию детей в исполнительском процессе. В результате такого взаимодействия младшие школьники получают опыт переживания музыкальных произведений разных эпох и стилей. На уроках музыки они получают базовые знания о музыке, а также приобретают практические умения и навыки, учатся отличать высокохудожественные произведения и совершенствуют свои знания.
В результате они становятся культурными слушателями, которые с большим интересом и увлечением знакомятся с настоящей музыкой. В процессе обучения учащиеся делают выводы о том, что именно они слушают и учатся оценивать прослушанные ими музыкальные произведения. В следствие этого происходит процесс формирование их музыкальных предпочтений, интересов и потребностей в музыке, что, свою очередь, влияет на формирование музыкального вкуса учащихся.
В процессе знакомства младших школьников с произведениями музыкального искусства происходит их взаимодействие с различными проявлениями прекрасного через непосредственное участие самих школьников в вокально-хоровой, слушательской и музыкально-творческой деятельности. Взаимодействие различных видом деятельности на уроке способствует совместному переживанию эстетических чувств, совершенствованию музыкальных способностей, развитию музыкальных, певческих умений и навыков учащихся
В процессе знакомства младших школьников в произведениях музыкального искусства происходит их взаимодействие с различными проявлениями прекрасного через непосредственное участие самих школьников в вокально-хоровой, слушательской и музыкально-творческой деятельности. Взаимодействие различных видов деятельности на уроке на высокохудожественном музыкальном репертуаре способствует совместному переживанию эстетических чувств учащихся, совершенствованию их музыкальных способностей, развитию музыкальных, певческих умений и навыков учащихся, и, за счет чего происходит формирование их музыкального вкуса. Огромную роль в этом процессе играет выбор педагогом разнообразного, интересного музыкального репертуара, доступного для детского восприятия.
В настоящее время многие исследователи уделяют большое внимание проблеме развития музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста. При этом, несмотря на то, что в этой области были проведены многочисленные исследования, обозначенная проблема все еще остается актуальной для педагогов-музыкантов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в школе.
Вопросы развития и формирования музыкального вкуса исследуются в современных диссертационных исследованиях в исторической контексте (О.А. Буракова), с эстетической точки зрения (Т.А. Суханова, Л.Г. Ясенева, М. Борисова, Е.М. Калачева),освещаются психолого-педагогические аспекты (И.В. Курышева) и культурологические (Н.А. Благодарова).
Ученые-педагоги обращаются к проблемам формирования музыкального вкуса младших школьников, изучая эстетические интересы и вкусы с точки зрения философско-социологического анализа (А.И. Буров, Б.Т. Лихачев); исследуя систему их формирования (Д.А. Кикнадзе, Л.П. Коган, В.К. Скатерщиков), сущность эстетических интересов (М.А. Верб, В.И. Лейбсон, С.У. Фохт-Бабушкин).
Есть работы, посвященные музыкально-эстетическому воспитанию школьников, в которых освещаются вопросы музыкального вкуса, взглядов и интереса восприятия школьниками музыкального искусства. Так, проблемой формирования музыкального вкуса занимались известные отечественные педагоги-музыканты Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Б.А. Бечак, Н.Л. Гродзенская, Л.В. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Е.В. Николаева, О.П. Радынова, Н.М. Черноиваненко и др.
В нашем исследовании музыкальный вкус мы будем понимать как особую способность человека, которая позволяет ему воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Ученые утверждают, что вкус человека зависит от его эмоционального и психического состояния, природных способностей, интеллекта и возрастных особенностей. Однако, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальный вкус является не врожденным, а приобретенным качеством личности.
В течение всей жизни человека, его внешний мир оказывает влияние на формирование его музыкального вкуса. Это происходит в результате воздействия внешней среды и системы обучения и воспитания.
Проведенный анализ научных работ позволил нам сделать вывод о том, что на сегодняшний день в музыкально-педагогической литературе не достаточно изучены педагогические возможности вокального репертуара, влияющие на формирование музыкального вкуса младших школьников, а также не до конца определены педагогические условия, при которых исследуемый процесс на уроках музыки может быть успешным и эффективным. В связи с актуальностью обозначенной проблемы тема нашего исследования: «Влияние вокального репертуара на формирование музыкального вкуса младших школьников».
Объект исследования: процесс формирования музыкального вкуса у младших школьников на основе вокального репертуара.
Предмет исследования: педагогические условия влияния вокального репертуара на формирование музыкального вкуса у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия влияния вокального репертуара на формирование музыкального вкуса у младших школьников.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс влияние вокального репертуара на формирование музыкального вкуса у младших школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- отбора высокохудожественного музыкального материала;
- повторности музыкальных восприятий изучающего произведения;
- комплекса методов музыкального образования, включающих в себя: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемных ситуаций, метод сравнения, метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными, метод размышления о музыке, метод эмоционального воздействия, метод анализа музыкальных произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, метод пластического интонирования, метод эстетического убеждения, метод эстетического выбора, метод нетривиальных творческих ситуаций побуждающих интерес к художественной деятельности, метод импровизации, метод театрализации, метод игровой драматизации, метод сотворчества.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущностную характеристику понятия «музыкальный вкус».
3. Раскрыть значение воспитательного воздействия художественной образности вокальных произведений на формирование музыкального вкуса младших школьников.
4. Обозначить требования к подбору вокального репертуара.
5. Определить педагогические условия развития музыкального вкуса младших школьников на основе вокального репертуара.
6. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность влияния вокального репертуара на формирование музыкального вкуса младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют отечественные и западные философско-эстетические концепции музыкального вкуса (Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант и др.); современные исследования в области формирования музыкального вкуса (Б.А. Брылин, E.H. Демченко и др.), в области педагогики (В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.); в области психологии (Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), музыкальной педагогики (Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, и др.), музыковедения (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования в области педагогики, психологии, эстетики, философии, социологии, методики музыкального воспитания;
- устные и письменные опросы учащихся;
- анкетирование, беседа с младшими школьниками;
- опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования, проходящая в естественных условиях обучения в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явилась МБОУ СОШ №18 г. Пензы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
На передний план современной музыкальной педагогики выходит проблема формирования музыкального вкуса, утверждающую истинные духовные ценности. Через воспитание интереса и потребностей к духовно-нравственным и эстетическим идеям, заложенным в вокальной музыке, происходит процесс формирования и развития музыкальных вкусов современных школьников.
Сила воздействия вокальных произведений на личность ребенка - важнейший фактор в работе учителя музыки, в профессиональной и социально-нравственной направленности.
Практика показала, что только высоко-художественный вокальный репертуар удовлетворяет возрастающие духовные потребности, создает условия для развития творческих способностей детей.
Известные педагоги-музыканты утверждают, что только такая музыка способствует развитию устойчивого интереса и развитию высокого музыкального вкуса младших школьников.
Непременным условием успешного решения задач становится опора на связь музыки с жизнью, на единство форм, содержания и методов. Только правильно подобранный вокальный репертуар, умело использованные эффективны методы, формы и средства обеспечивают профессиональную ориентацию в развитии музыкального вкуса младших школьников.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что развитие музыкального вкуса младших школьников направлено на воспитание личностных качеств ребенка в его полном и гармоничном развитии. Как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развитие музыкального вкуса учащихся направлено не только на освоение знаний, умений, но и на развитие эмоций, чувств и личного отношения к богатству проявлений мира.
Решая первую задачу квалификационной работы, мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния вокального репертуара на развитие музыкального вкуса у младших школьников. Под музыкальным вкусом понимается складывающееся представление о музыке через эмоционально-чувственный образ, который возникает в сознании во время звучания музыкального произведения и после его восприятия. Нами были рассмотрены определения различных авторов, а также их взгляд на основные компоненты и показатели сформированности музыкального вкуса младших школьников.
Музыкальный вкус младшего школьника рассматривается как избирательная направленность личности ребенка при восприятии музыкальных произведения, которая определяет характер удовлетворения музыкальной потребности. Процесс формирование потребности, внимания и любви к красивому, эмоциональному и эстетическому звуку является важной задачей учителя музыки и ее решение должно осуществляться при условии полного учета учителем музыки возрастных особенностей развития ребенка, его физиологии, умелого использования природных возможностей школьников.
Нами была разработана и проведена опытно-экспериментальная работа, в которой принимали участие учащиеся 3 класса в количестве 25 человек.
В соответствии с положениями, обоснованными в первой главе, нами было решено выделить основные критерии сформированности музыкально-эстетического вкуса: чувственно-мотивационный, когнитивный, деятельностный.
В процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что наибольшая часть младших школьников, участвующих в исследовании находятся на низком и среднем уровнях развития музыкального вкуса.
Реализация разработанных на основе вокального репертуара музыкальных заданий способствовала развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей, способности сопереживать выраженные в ней чувства, отличать и понимать значение ее выразительных средств, в частности интонации, формированию музыкально-аналитических умений учащихся младших классов, способности слышать развитие музыкальной мысли произведения, как интонационно-осмысленного звучания.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2018. - 336 с.
2. Антонова М.А. Музыкально-танцевальное искусство как средство формирования эстетической культуры школьников / М.А. Антонова, И.В. Жмаева. // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования : материалы науч.-практ. конф. в рамках «Дней науки МГПУ - 2018» Ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та 19.04.2018 г. - М., 2018. - Вып. 2. - С. 10-14.
3. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. М.: Советский композитор, 1938. - 118 с.
4. Базикова А.С. Воспитательная роль музыки. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 44 с.
5. Баранцева О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности // Начальная школа. 2013. №6. - С. 82-112.
6. Бахтин В.В. Организация музыкально-эстетической деятельности младших школьников на внеурочных комплексных занятиях // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. - С. 10-12.
7. Борисова С.М. Преемственность в формировании музыкально - эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: автореф. дис. . ..канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. -18 с.
8. Буракова О.А. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики: дисс. ...канд. пед. наук. Екатеринбург,
2000. - 169 с.
9. Григорьева О.Н. Диагностика музыкально-эстетического вкуса младших школьников. Вести БДПУ, 2009. №3 (61). - С. 10-16.
10. Гринева О.А. Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2018. №15. - С. 220-222.
11. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе. М.: Знание, 1962. - 268 с.
12. Дремов А.К. Методологические проблемы эстетического воспитания. М., 1998. - 250 с.
13. Ефремова И.В. Практические аспекты формирования музыкального вкуса у обучающихся пятых классов в условиях внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / И.В. Ефремова, Л.А. Пиджоян. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/prakticheskie-aspekty-formirovaniya-muzykalnogo-vkusa-u-obuchayushchihsya-pyatyh,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
14. Зак А., Мадорский Л. Как развивать музыкальный вкус [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Kak-razvivat- muzykalnyj-vkusChast-1/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
15. Зорилова Л.С. О формировании музыкально-эстетического вкуса у детей // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2015. № 2. - С. 27-29.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. - 192 с.
17. Кадырова О.Ж. Эстетический вкус как форма освоения и развитие музыкальной культуры младших школьников // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2019. № 2. - С. 26-29.
18. Кант И. Сочинения / И. Кант. М., 1965. Т. 4, Ч. 1. - 544 с.
19. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование - важнейшее средство гуманизации и гуманитаризации образования // Гуманизация образования. 1998. № 1. - С. 53-58.
20. Клюев А.С. Философия музыки. Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Фак. музыки, Каф. музыкального воспитания и образования. 2-е изд., испр. и перераб. Санкт-Петербург: Астерион, 2010. - 226 с.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 176 с.
22. Лобова А.Ф. Художественно-эстетическое развитие школьников. Екатеринбург: Азимут, 2006. - 252 с.
23. Мозгот В.Г. Музыкальный вкус молодежи. 2012. № 10. - С. 70-77.
24. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ.муз.фак. и отд.высш. и сред.учеб. заведений/ под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.
25. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
26. Носорев Ю.А.Формирование духовно-нравственной культуры в системе непрерывного музыкально-педагогического образования: монография / Ю.А. Носорев, А.Ш. Зайнетдинов. Стерлитамак: Стерлитамакский фил. БашГУ, 2016. - 83 с.
27. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ.нач.фак.педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
28. Павлова И.Д. Организационно-педагогические условия формирования основ музыкального вкуса у обучающихся младших классов // Вопросы педагогики. 2019. № 11-2. - С. 198-201.
29. Пилипенко Л.Л. Азбука ритмов. М.: ИД Катанского, 2004. - 44 с.
30. Письмо Министерства образования науки РФ от 12.05.2011 № 03 -
296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Портал
информационной поддержки руководителей образовательных организаций, 2018. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65368, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
31. Радугин А.А. Эстетика. М.: Центр, 2000. - 240 с.
32. Разуткина Л.И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств: дисс. ...канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. - 188 с.
33. Резникова М.В. Приёмы активизации художественно-творческой деятельности младших школьников //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IX Международной научно - практической конференции. 2017. - С. 221-222.
34. Седашова Н.В. Музыкально-эстетический вкус как феномен и методы его развития // Грамота. 2018. № 10 (96). - С. 139-143.
35. Сергеева Г.П. Подготовка педагогов-музыкантов к реализации
программ внеурочной деятельности в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://n-
shkola.ru/storage/archive/1444643347-642356994.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
36. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред.пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. - 128 с.
37. Снопиков М.В. Формирование музыкального вкуса как педагогическая проблема // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-10. - С.114-117.
38. Стародубцева Т.В. Развитие музыкального вкуса в процессе восприятия музыкальных произведений // Актуальные проблемы педагогики и психологииначального образования. Материалы II Международной научно-практической конференции, под редакцией З.А. Магомеддибировой. 2016. - С. 212-216.
39. Стихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. 2014. № 11. - С. 423-425.
40. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и
выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. - 1375 с.
41. Тригуосквалова А.Х. Особенности формирования музыкального вкуса у младших школьников // Экономика и социум. 2020. № 5 -2 (72). - С. 240-244.
42. Удалова Р.И. Формирование основ музыкального вкуса младших школьников в ходе внеурочной деятельности // Нижегородское образование. 2011. № 4. - С. 147-150.
43. Фархутдинова, С. Г. Педагогические методы и условия формирования «музыкального вкуса» подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(63). Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 59-63.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
45. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174,
свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
46. Хэзмондалш Д. Музыка. Почему она так важна для нас Х.: Гуманитарный Центр, 2014. - 240 с.
47. Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников. Свердловск: 1974. - 202 с.
48. Шарипова, Л. И. Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.konkurs-dlyapedagogov.info/formirovanie-muzykalnogo-vkusa-u- detej-doshkolnogovozrasta/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
49. Шацкая. В.Н. Воспитание музыкального вкуса. М.: Педагогика 1947. - 120 с.
50. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.