Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №157956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы образования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Грамматический строй речи детей дошкольного возраста и его
формирование в онтогенезе 8
1.2. Общее недоразвитие речи как системное нарушение всех компонентов
речи у детей 14
1.3. Особенности владения предложно-падежными конструкциями детьми с
ОНР дошкольного возраста 19
Глава II. Работа по исследованию предложно-падежных конструкций у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста
2.1. Организация, цели и задачи исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 27
Глава III. Формирование предложно-падежных конструкций в речи детей с общим недоразвитием речи
3.1. Содержание и принципы проведения эксперимента 34
3.2. Система упражнений по коррекции предложно-падежных конструкций 35
3.3. Контрольный эксперимент 51
Заключение 56
Список литературы 59

За последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики, медицины к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей. Этот интерес непосредственно связан с тенденцией к увеличению популяции детей с поздним началом речевой деятельности, с различными нарушениями устной и письменной речи, с несформированностью неречевых процессов.
Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексико-грамматическими категориями представляет особую сложность. Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме, что связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи. Перечисленные нарушения у дошкольников с речевыми расстройствами чаще всего выявляются при алалии, дизартрии, ринолалии. Именно у данной категории дошкольников отмечаются специфические трудности в овладении предложно-падежной лексикой.
Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, А.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. приводят данные, которые свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса, грамматических конструкций.
Особенности речи, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений. А.Ф. Спирова подробно описала часто встречающиеся речевые ошибки детей с тяжелыми нарушениями речи [12].
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал, что Ж.В. Антипова, Е.В. Назарова, Н.В. Серебрякова, А.Г. Соловьева, Т.В. Туманова и др. утверждают, что речь детей с ОНР исследовалась в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Разработанные специальные методики способствуют развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте развития игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт, О.В. Правдиной, С.Н. Шаховской, Б.М. Гриншпуна и др.
Однако вопросы изучения и формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями, которые в дошкольном возрасте являются наиболее адекватным показателем умения ребенка общаться на определенном бытовом уровне, используя различные грамматические формы слов и словосочетаний, рассматриваются, на наш взгляд, в недостаточной степени. Так, Л.П. Федоренко рассматривает особенности овладения предложно-падежными конструкциями у детей в процессе дошкольного обучения, Р.И. Лалаева концентрирует свое внимание на особенностях употребления их у детей с ЗПР, Л.Ф. Спирова делает акцент на развитие предложно-падежных конструкций у учащихся с ОНР. Многие авторы в своих работах касаются этого вопроса применительно к методикам развития устной речи у дошкольников с ОНР.
Анализ литературы по логопедии, опыт практической работы с детьми показывают, что проблемы овладения предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР как нельзя более актуальны, потому что различные искажения грамматического состава словосочетания и предложения являются ведущими в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и определяют трудности в усвоении письма и чтения.
В связи с этим углубленное изучение особенностей усвоения предложно-падежных конструкций и факторов, значимых для их формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеет важное значение для ранней диагностики имеющихся трудностей и прогнозирования возможных проблем обучения грамоте.
«Ориентация» ребенка в многообразии предложно-падежных единиц русского языка, усвоение грамматической структуры слова в онтогенезе подчинены некоторой этапности. С точки зрения лингвистов Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградова, С.Д. Кацнельсон, А.А. Потебня и др. предложно¬падежным конструкциям отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации. Предложно-падежная конструкция высказывания осуществляет взаимосвязь между словами в предложении. Опираясь на исходные положения лингвистических исследований и, прежде всего на психологическое направление в языкознании, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев рассматривали овладение предложно-падежной лексикой как достижение психического состояния человека.
Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.
Таким образом, целью своей работы мы определили изучение особенностей употребления предложно-падежных конструкций детьми дошкольного возраста с ОНР и разработку системы упражнений, которые позволят скорректировать нарушения предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.
Для достижения этих цели были поставлены следующие задачи:
> изучить литературу по данному вопросу;
> подобрать дидактический материал и методики для проведения экспериментального исследования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР;
> провести исследование состояния предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
> разработать систему упражнений, направленных на коррекцию предложно-падежных конструкций у детей;
> провести обучающий эксперимент;
> провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности обучения детей.
Объектом своего исследования мы выбрали предложно-падежные конструкции в речи детей дошкольного возраста с ОНР, а предметом - систему упражнений, которые направлены на преодоление нарушений предложно-падежных конструкций.
При проведении исследования нами были использованы разнообразные методы: теоретические (исследование теоретических источников, изучение литературы по теме), эмпирические (беседа, эксперимент), математико-статические (обработка данных исследования, построение соответствующих графиков и таблиц).
Перед началом работы мы выдвинули следующую гипотезу:
1. В речи детей дошкольного возраста с ОНР встречаются специфические ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.
2. Специальная система упражнений позволяет скорректировать нарушения предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленная система упражнений может быть использована в процессе специального, коррекционно-развивающего обучения пониманию и употреблению предложно-падежных конструкций детьми с ОНР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу, мы пришли к следующим выводам. Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Исследования грамматического строя речи у детей с ОНР выявили у большого количества старших дошкольников значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
У детей с ОНР наблюдается период, в течение которого все предлоги опускаются. В дальнейшем они появляются при недостаточно развитом глагольном управлении. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам.
Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно- падежных конструкций дошкольников с ОНР являются следующие:
• пропуск предлога при правильном употреблении флексии;
• правильное употребление простых предлогов при неправильном выражении падежных окончаний управляемых слов;
• замена требуемого предлога другим, при этом флексия не
соответствует использованному предлогу;
• замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением. При этом наблюдается смешение значений места и направления движения.
Приведенные ошибки свидетельствуют о трудностях, которые испытывают дети с ОНР при одномоментном различении двух элементов, выражающих языковое значение, таких как предлог и флексия, один из которых является служебным словом, а другой выполняет лишь формально¬языковую функцию.
По результатам практического исследования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР мы отметили, что у дошкольников наблюдаются два вида нарушений:
1) семантические нарушения;
2) нарушения на формально-языковом уровне.
При этом у детей с ОНР отмечаются существенные нарушения, как на семантическом, так и на формально-языковом уровне, что подтвердили и наши исследования.
Мы выявили, что нарушения в усвоении предлогов на уровне семантики проявляются:
• в пропуске предлога;
• в нарушении дифференциации предлогов одного общего значения;
• в трудностях дифференциации при употреблении одного и того же предлога, но с различным значением;
• в неусвоении различия антонимичных предлогов.
Нарушения на формально-языковом уровне проявляются в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу.
На основе речевого опыта обследуемых детей нами была составлена специальная система упражнений, которые позволят скорректировать нарушения предложно-падежных конструкций. В основу коррекционной работы нами было положено поэтапное формирование предложно-падежных конструкций.
Первый этап был направлен на формирование у детей пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза, как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования предложно-падежных конструкций.
Целью второго этапа являлось сформировать у детей представления о лексическом и грамматическом значении предлога как средства выражения связей слов в словосочетании.
Задача третьего этапа состояла в автоматизации употребления предлогов в речевой практике.
Таким образом, соблюдение всех этапов работы, правильно подобранный материал, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, будет способствовать устранению недостатков, наблюдающихся в их речи.
Контрольный эксперимент показал, что после проведения экспериментального обучения уровень развития предложно-падежных конструкций у детей старшей дошкольной группы значительно возрос.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась полностью.



1. Васильева, С.А., Логопедические игры для дошкольников. / С.А. Васильева, Н.В. Соколова. - М.: Академия, 1999. - 189 с.
2. Виноградов, В.В. Русский язык. / В.В. Виноградов. - М.:
Просвещение, 1986. - 389 с.
3. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ОНР. / Ю.Ф. Гаркуша. // Дефектология. - 1988. - №2. - С. 21-28.
4. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. / А.Н. Гвоздев. - М., Просвещение, 1961. - 172 с. - https: //search.rsl .ru/ru/record/01003112464
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 105 с.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 305 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 305 с.
8. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. / Н.С. Жукова. - М.: Соц. - полит. журнал, 1994. - 101 с.
9. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1981. - 301 с.
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г.А.
Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 185 с. -
http://pedlib.rU/Books/1/0255/1 0255-1.shtml
11. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. / В.А. Ковшиков. - СПб.: Велес, 2006. - 304 с.
12. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. / И.Ю. Кондратенко. // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 25-29.
13. Коновалова, С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР. / С.Н. Коновалова. // Дефектология.
- 2004. - № 5. - С. 50-55.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Академия, 1999. - 287 с.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2001. - 175 с.
16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 175 с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.
- М.: Владос, 2003. - 78 с.
18. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Волковой Л.С. - 5 изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2006. - 389 с.
19. Лопухина, И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. / И.С. Лопухина. - М.: Аквариум, 1995. - 296 с.
20. Лукина, Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР. / Н.А. Лукина. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 38-40.
21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
22. Мусейибова, Т. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. / Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №5. - С. 32-38.
23. Назарова, Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. / Е.В. Назарова.- М.: Аквариум, 2000. - 204 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 136 с.
25. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. / В.И. Рождественская, Е.И. Радина - М.: Просвещение, 1968. - 191 с.
26. Рудакова, Н.П. Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями детьми дошкольного возраста в норме и с речевой патологией. / Н.П. Рудакова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №6. - С. 7-12.
27. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994. - 364 с.
28. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 - лет с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 69 с.
29. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. / Н.В. Соколова. // Дефектология. - 1999. - №1. - С. 55-58.
30. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
31. Спирова, Л.Ф. Нарушение речи у детей. Учителю о детях с
нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.:
Просвещение, 1985. - 181 с . -http://pedlib.ru/Books/2Z0049/2-0049-624.shtml
32. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д. - 2001 г. - 104 с.
33. Успенская, Л.П. Учись правильно говорить. Сборник речевого материала для занятий с дошкольниками. / Л.П. Успенская, М.В. Успенский. - М.: Просвещение, 1973. - 275 с.
34. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. - М.: Педагогика, 1977. - 240 с.
35. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 218 с.
36. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Дефектология. - 1985. - №1. - С. 72-75.
37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева. - М.: Педагогика, 1999. - 121 с.
38. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И.
Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
39. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и
грамматики на материале онтогенеза речи. / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М.: Педагогика, 1990. - 165 с.
40. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку. / Л.В. Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957. - 299 с.
41. Яцель, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. / О.С. Яцель.- М.: ГНОМ и Д, 2006. - 97 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ