ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 7
1.1 Сущность и содержание понятия «графические умения» 7
1.2 Особенности развития графических умений младших
школьников 16
1.3 Создание книжной иллюстрации как способ развития графических
умений младших школьников 21
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
СОЗДАНИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 46
2.1 Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня графических умений младших школьников 46 2.2 Серия занятий по созданию книжной иллюстрации и методические рекомендации к ним, направленные на развитие графических умений
младших школьников 57
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность выбранной темы подчеркивается тем, что именно изобразительное искусство в младшем школьном возрасте выступает как средство самовыражения, но из-за недостаточного количества умений и навыков, которые необходимы для создания рисунка, младший школьник не в силах максимально точно отразить какой-либо образ. Но после овладения графическими умениями, учащиеся смогут наиболее точно выражать свои мысли, чувства, замыслы на бумаге. Для выражения своих мыслей необходимы ясные и четкие представления, а также умение отображать их в графической форме.
На уроках изобразительного искусства школьники должны получать знания, умения, навыки, чтобы всесторонне развиваться и постепенно от простого к сложному отходить от первичной ступени наивно-детского творчества и приближаться к более глубокому, осмысленному и реалистичному изображению предметов, форм и героев.
«Рисование.. .есть такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стойкие и прекрасные, которые необходимо изучать.» — так писал выдающийся художник- педагог П.П. Чистяков.
Для развития графических умений благотворно влияет книжная иллюстрация. Поскольку юный читатель постоянно обращает внимание на яркие картинки, он тем самым постигает содержание текста, развивает свое воображение и на протяжении всего повествования книги, проносит иллюстративный образ героев. Тем самым, младший школьник, опираясь на увиденный иллюстративный пример, сможет в своих работах создать нечто подобное, на основе увиденного в книге.
В настоящее время книжная иллюстрация играет немаловажную роль в формировании личности ребенка. Для ребенка «картинки» — предмет особого интереса. Эти «картинки» помогают маленькому читателю понять литературный текст, развивают его эстетический вкус. Художник самым активным образом участвует в общем образовательном и воспитательном процессе, активно влияет на формирование мировоззрения маленьких граждан. Книжная графика детской литературы (ее история, развитие, ее судьба) связана с прогрессом самой детской литературы гораздо ближе, нежели иллюстрация для взрослых. Эта связь определена слиянием глобальных функций детской литературы: познавательной, воспитательной, эстетической. Чисто познавательные задачи иллюстрации не являются для «взрослой книги» насущно необходимыми, поскольку у взрослого читателя уже есть опыт, знание жизни, вкус. Для детей же детская литература - визуальный источник познания окружающего мира. С детской художественной книги начинается воспитание художественных эстетических чувств, любви к прекрасному. Это усиливает функциональное слияние детской литературы и соответствующей ей книжной графики. Более того, детская графика в большей степени, чем художественный текст, материальная конструкция и другие элементы книги, способствует их реализации. Функции книжной графики были четко сформулированы в трудах педагогов, психологов, литературоведов, искусствоведов, руководителей детского чтения. Художники вместе с авторами детских книг научились проникать в психологию маленького читателя, учитывать его особенности, возраст, пол, интересы, возможности детей, их творческое начало, склонность к игре, фантазии, юмору, романтике. Раскрывая содержание и идею литературного текста, характеры героев, художники — графики искали и использовали все образно-пластические достижения искусства, все находки книжной графики, подчеркивали свою индивидуальность, стилистику, экспериментировали с цветом, формой, композицией, устанавливали связь народного искусства с современностью. Отечественная иллюстрация к детской литературе имеет богатое прошлое, традиции. Ведь несколько поколений художников — иллюстраторов посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами, на которых воспитывалось не одн о поколение. Но к сожалению, в последние годы книжная графика приняла на себя шаблонный характер, отображая стереотипных героев мультимедийн ого плана, так как художникам стало проще изображать простых героев. Детская литература особо дифференцирована по сравнению с любой другой сферой применения художественного труда: книги для самых маленьких, для дошкольников, младших школьников, подростков, юношества. Художественное оформление детской литературы является важной стороной процесса книгопечатания, так как оно играет главенствующую роль воспитательного, познавательного, эмоционального и эстетического влияния на маленького читателя.
Проблемой развития графических умений занимались российские и зарубежные ученые Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Тереньтев и др.
Цель исследования - разработать серию занятий по созданию книжной иллюстрации, направленную на развитие графических умений младших школьников.
Объект исследования — процесс развития графических умений младших школьников.
Предмет исследования — книжная иллюстрация как способ развития графических умений младших школьников.
Гипотеза исследования: работа над созданием книжной иллюстрации будет способствовать развитию графических умений младших школьников, если в процессе создания иллюстрации будет вестись планомерная и систематическая работа над характерной линией и штрихом, выразительным пятном, акцентами, грамотным применением цвета и тона, последовательным освоением графических приемов и техник.
Задачами данной работы являются:
2) Раскрыть сущность понятий «графика», «умения», «графические умения», «книжная иллюстрация».
3) Рассмотреть особенности развития графических умений младших
школьников.
5) Изучить роль процесса создания книжной иллюстрации в развитии графических умений младших школьников.
6) Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня графических умений младших школьников.
7) Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
8) Разработать серию занятий, направленную на развитие графических умений младших школьников.
9) Разработать методические рекомендации к серии занятий по созданию книжной иллюстрации, направленную на развитие графических умений младших школьников.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
• Теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение);
• Эмпирические (наблюдение, обобщение опыта);
• Качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МАУДО ДШИ г. Сосновоборск. В констатирующем эксперименте приняло участие 10 обучающихся I класса.
В ходе работы нами были выполнены поставленные задачи:
1. Проанализирована педагогическая и методическая литература по теме исследования.
Вопросом изучения формирования и развития художественнографических умений занимались педагоги, психологи и ученые, как В.С. Кузин, Т.С. Комарова, О.А. Бакиева, Е.И. Игнатьев, О.Б. Иншакова, И.П. Подласый.
2. На основе изученного материала были раскрыты основные понятия: «Графика», «Умения», «Графические умения», «Книжная иллюстрация».
Графика — вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненный штрихами и линиями, без использования красок, включает в себя печатные художественные произведения. В основе графики — линия, пятно, штрих, тон, точка, использование цвета допустимо, но оно играет второстепенную роль. Умения — способность делать что-нибудь быстро, точно, сознательно, основанное на знании, опыте, навыке. Графические умения — синтез умений, включающий в себя группу исполнительных графических умений, группу инструментальных графических умений, группу художественно-выразительных графических умений. Формируются графические умения путем многократных упражнений. Книжная иллюстрация — основной вид книжной графики, изображение поясняющее текст. Цель создания книжной иллюстрации- помощь в понимании текста, сделать прочитанное ярким и выразительным.
3. Были рассмотрены особенности графических умений у младших школьников и влияние книжной иллюстрации на развитие графических умений.
При развитии графических умений необходимо учитывать возраст. В начальной школе большинство графических умений недостаточно сформированы. Поэтому необходимо развивать глазомер и моторику, обучать поэтапному ведению рисунка, построению формы, выявлению характера предмета через различную штриховку. Создание книжной иллюстрации —всестороннее творческое развитие. Именно через нее можно совершенствовать не только законы академического рисунка, но и творческое воображение, что очень важно для развития младшего школьника. Создание книжной иллюстрации позволяет использовать различные приемы и техники, различные графические инструменты, искать выразительные формы, жесты через линию, пятно, выявлять характер изображаемого через различную штриховку, фактуру, создавать акценты при помощи тона и цвета.
4. Для определения актуального уровня развития графических умений младших школьников были подобраны три критерия оценки:
• I. «Владение выразительной линией различной толщины (нажима)»;
• II. «Владение различным видом штриха»;
• III. «Владение пятном как выразительным средством графики».
5. Для определения актуального уровня развития графических умений младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование с использованием трех адаптированных методик. В ходе экспериментальной работы было выявлено, что по критерию «владение выразительной линией различной толщины (нажима)», среди младших школьников, участвовавших в эксперименте, преобладает средний уровень развития. По критерию «Владение различным видом штриха», также средний уровень продемонстрировало большинство обучающихся. В результатах задания по критерию «Владение пятном как выразительным средством графики» также преобладает средний уровень. В результате подведения итогов было выявлено, что графические умения обучающихся находятся на среднем уровне.
По итогам констатирующего эксперимента были сделаны выводы о необходимости развития графических умений у младших школьников.
Для достижения этой цели, была составления серия занятий, направленных на развитие таких графических умений, как:
1) Знакомство с книжной иллюстрацией;
2) Владение выразительной линией;
3) Владение силуэтным изображением;
4) Владение различным видом штриха;
5) Владение тоном, как выразительным средством графики;
6) Владение цветовым акцентом, как выразительным средством графики;
7) Владение техникой пуантилизма;
8) Умение создавать буквицу к литературному произведению;
9) Умение синтезировать графические умения при создании произведения.
1. Библиотека ОЛИМП: История возникновения книжной иллюстрации. Хрестоматия: учебное пособие для студентов. Составитель Б.Б.Войко. М.: МГППУ, 2004. 325 с.
2. Брылов Г.А. Иллюстрация в книге, журнале и газете. Составитель Г.А. Брылов. М.: Мосполнграф, 1931. 96 с.
3. Бусыгина Е.А. История графики// В.А. Фаворский. 2014. №3. С. 98-101.
4. Венгер Л.А. Домашняя школа. А.Л. Венгер. М.: Знание, 1994. 240 с.
5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. Составитель Л.А. Венгер. М.: Знание, 1973. 118 с.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Составитель Ветлугина Н.А. М.: Просвещение, 1972. 284 с.
7. Волков И.Л. Учим творчеству. Составитель И.Л. Волков. М.:
ПЕДАГОГИКА, 1988. 88с.
8. Гончаров А. Д. Художник и книга. Составитель А. Д. Гончаров. М.:
Искусство книги, 1964. 169 с.
9. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. Составиель А.А. Дейнека. М.: Архитектура. 2005. 224 с.
10. Ершова Л.В.Уроки изобразительного искусства 1-4 класс. Составители Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 2015. 256 с.
11. Ершова Л.В.Уроки изобразительного искусства 1-3 класс. Составители Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 2010. 226 с.
12. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. Составитель Петренко В.Г. М.: Стройиздат, 1970. 204 с.
13. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов. Составитель Игнатьев Е.И. М.: Академический проект, 2007. 208 с.
14. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Составитель Т.Г. Казакова. М.: Владос, 2006. 256 с.
15. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. Составитель Г.М.
Коджаспирова. М.: март, 2013. 448 с....60