Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе группового психологического консультирования

Работа №157919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы146
Год сдачи2019
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
1. Теоретические аспекты проблемы снижения тревожности у младших школьников в процессе психологического консультирования 12
1.1 Понятие тревожности и ее виды 12
1.2 Причины тревожности младших школьников 22
1.3 Особенности организации психологического консультирования по снижению тревожности у младших школьников 29
Вывод по 1 главе 42
2. Исследование специфики психологического консультирования тревожных младших школьников 43
2.1 Описание экспериментальной базы и методик исследования 43
2.2 Описание формирующего эксперимента 65
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 71
Выводы по главе 2 85
Заключение 87
Список литературы 90
Приложение А 101
Приложение Б 119
Приложение В 121
Приложение Г 136

Актуальность исследования.
Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Дети наименее защищены в этих условиях, поскольку и организм, и психика ребёнка ещё не устойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребёнка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи.
Частое переживание чувства тревоги, её высокая интенсивность, повышение психологической напряженности появляется из-за накопления негативного опыта. К подростковому возрасту тревожность может стать устойчивым личностным явлением. Для его преодоления и предупреждения следует осуществлять целенаправленную и своевременную психопрофилактическую работу.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения тревожности у детей и разработка эффективных методов её коррекции.
В психологии феномен тревожности раскрывается в работах З. Фрейда, А. Фрейд, А. Прихожан.и др.
Особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали В.С. Мухина, Л. С. Выготский, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина и др.
Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований [5, С. 27], значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Одним из этих важных образований, несомненно, является способность младшего школьника к саморегуляции эмоций (Л.И. Божович [11], Л.С. Выготский [26], P.M. Грановская [30], В.В. Давыдов [32], Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина [38], Н.С. Лейтес [60], А.К. Маркова, И.М. Никольская, А.А. Реан [84], С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн [94], Д.Б. Эльконин [120] и др.).
В сложившейся ситуации ребенок испытывает потребность в помощи и поддержке. В первую очередь, она должна исходить от родителей ребенка, но не всегда те могут учитывать все особенности психоэмоционального состояния, возрастного развития. Поэтому квалифицированную помощь должен оказать психолог, обладающий арсеналом инструментов коррекции эмоциональных состояний.
Психолог может оценить особенности социальных общностей, в которые включен школьник, специфику его взаимоотношений со сверстниками, отзывы со стороны преподавателей, напрямую наблюдать за поведением школьника на уроке, переменах. Психолог может консолидировать усилия педагогов и родителей, скорректировать направления их взаимодействия с ребенком.
Целью работы является разработка и апробация программы группового психологического консультирования как способа снижения тревожности младших школьников.
Объектом исследования выступает тревожность как эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — психологическое консультирование как средство снижения тревожности у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологическое консультирование младших школьников будет эффективным если:
1) использовать групповые и индивидуальные формы работы;
2) включать в работу родителей школьника;
3) использовать игровые формы работы.
Задачи исследования:
- изучить особенности эмоциональных реакций младших школьников;
- анализировать специфику психологического консультирования младших школьников;
- рассмотреть особенности эмоциональных реакций младших школьников в процессе психологического консультирования;
- рассмотреть методы психологического исследования;
- описать методики диагностики эмоционального состояния тревожности младших школьников;
- провести исследования специфики психологического консультирования младших школьников....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Изучение особенностей эмоциональных реакций младших школьников в психолого-педагогической литературе, показало, что повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта.
Таким образом, причины тревожности младших школьников проявляются в основном, в общении. Тревожный ребёнок испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдо компенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Для успешного обучения в школе и личностного роста ребенок должен пребывать в устойчивом положительном настроении, не испытывать тревоги и как её следствия повышенной тревожности. Поэтому очень важно организовать в период начала школьного обучения работу по диагностике, профилактике и снижению детской тревожности. Для предотвращения данного нежелательного явления нами разработана программа группового психологического консультирования.
Психологическое консультирование - это один из видов оказания психологической помощи в ситуациях преодоления различного рода психологический затруднений. Целью психологического консультирования является помощь в решении каких-то жизненных проблем, помощь в осознании клиентом особенностей своей личности и характера, помощь в социальной адаптации клиента и адаптации к особенностям своей личности.
Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного решения проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.
Изучение уровня тревожности детей младшего школьного возраста включало констатирующий этап, на котором осуществлялось изучение тревожности младших школьников на основе психодиагностических методик «Несуществующее животное», «Диагностика уровня школьной тревожности» Р. Филлипса, «Паровозик» С.В. Веллиевой, «Выбери нужное лицо», теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. В результате исследования было выявлено, что высокий уровень тревожности присущ 7 учащимся, средний уровень у 8 человек и у 5 школьников уровень тревожности низкий.
Это обусловило необходимость разработки программы психологического консультирования, направленной на снижение уровня тревожности детей младшего школьного возраста. В структуру программы вошли 12 занятий, посвященных упражнениям и заданиям с использованием различных видов арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, лепка, танцетерапия. Предполагаем, что практическая реализация данной программы среди детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем тревожности приведет к успешным результатам консультативной работы....


1. Акопян Л.С. Эмоциональные состояния, их регуляция и саморегуляция у детей (на примере детских страхов): монография / Л.С. Акопян. Самара: ПГСГА, 2011. - 212 с.
2. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская и др. // Психология учебной деятельности школьников. М., 1982
3. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская и др. М., 2002.
4. Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников / Аминов Н.А., Аверина И.С. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. М., 1990.
5. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе/ Амонашвили Ш.А. // Вопросы психологии. -1984. - № 5.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1997. - С. 10-67.
7. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Андрущенко Т.Ю. // Вопросы психологии. - 1978. - № 4.
8. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.
9. Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты / Бабенкова Е.А. М.: Генезис , 2013 268 стр.
10. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. / Бардиер Г.Л., Никольская И.М. СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
11. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: Психология, 2003. - 186 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: МПСИ; Воронеж, 1997.
13. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста. / Болотникова О.П. М., 2003. - 24 с.
14. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. / Брель Е.Ю. Томск. 1995.
15. Бремс. К. Полное руководство по детской психотерапии. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 640 с...(128)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ