Введение 2
Глава 1. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении в постсоветской России 11
1.1. Трансформация пенсионной системы в РФ 11
1.2. Предпосылки и причины новой пенсионной реформы 17
1.3. Итоги и перспективы развития пенсионной реформы 23
в Российской Федерации 23
Глава 2. Эмпирико-социальное исследование отношения молодежи к
пенсионной политике РФ 33
2.1. Молодёжь: понятие и существенные признаки 33
2.2. Оценка молодёжью современной пенсионной системы РФ 39
Глава III. Применение результатов исследования в общеобразовательных учреждениях 49
3.1. Технологическая карта внеклассного мероприятия в 9-м классе на тему:
«Кинолента пенсионной реформы» 51
Заключение
Актуальность исследования определена тем, что в условиях сложившейся объективной правовой реальности повышение пенсионного возраста является общемировой тенденцией, затронувшей демографически старые государства независимо от порядка формирования и размера пенсий. Общие тенденции повышения пенсионного возраста имеют глубокие причины, обусловленные не только стремлением сохранить бюджет государства, но прежде всего потребностью сохранить квалифицированные трудовые ресурсы. Исходя из экономической ситуации и мировых тенденций, в Российской Федерации было начато проведение пенсионной реформы.
Совокупность информации свидетельствует о том, что данная реформа пенсионного обеспечения носит противоречивый характер.
Во-первых, молодежь, видя данное отношение государства к пенсионерам, проецирует эту ситуацию на себя, понимая, что при достижении пенсионного возраста они окажутся на грани выживания.
Во-вторых, при повышении пенсионного возраста пожилые люди вынуждены будут работать, а молодежь, не имея перспективы в трудоустройстве, столкнется с серьезными трудностями в поиске средств к своему существованию.
В-третьих, и это особо актуально для России, восприятие выхода на пенсию как наступление неизбежной ломки сложившегося уклада жизни со всеми вытекающими социальными последствиями влияет на формирование жизненных стратегий молодежи.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена осмыслением происходящих трансформаций в обществе, которые требуют детального рассмотрения.
Объектом исследования является пенсионная реформа 2019 года в РФ.
Предметом исследования выступают предпосылки, сущность, реализация пенсионной реформы и ее влияние на определение молодежью стратегий личностного и профессионального развития.
Степень изученности проблемы. Проблема пенсионного обеспечения многие годы волнует исследователей. Период изучения проблемы, в связи с последними законодательными изменениями, можно разделить на два этапа: до пенсионной реформы и после. Также отражение пенсионной политики в литературе можно разделить на несколько направлений. Однако важно отметить, что количество работ, посвященных именно теме ВКР, сводится к минимуму, так как пенсионная реформа была проведена сравнительно недавно, и трудно оценить её влияние на молодежь и общество в целом. Именно поэтому были рассмотрены научные труды, заложившие теоретическую основу основным аспектам исследования.
Существует ряд сценарных исследований пенсионной политики для российской экономики. В статье Синявской1 проводятся прогнозные расчеты по двум вариантам демографических сценариев, которые показывают, что повышение пенсионного возраста позволяет сбалансировать пенсионную систему даже при ответном росте безработицы. В работе Акиндиновой на основе декомпозиции темпов экономического роста по факторам делается вывод о том, что постепенное (один год за полгода) увеличение пенсионного возраста в России до 63 лет не предотвратит ожидаемое сокращение числа занятых в экономике и не компенсирует негативный эффект от демографических сдвигов. В то же время в исследовании М. Ивановой, А. Балаева, Е. Гурвича оценка влияния повышения пенсионного возраста на рост ВВП является недостаточной величиной для компенсации замедления роста, вызываемого старением и убылью населения. Исследования дают возможность оценить пенсионную реформу с экономической стороны, которая для молодежи является не маловажной в настоящее время.
В основном в научной литературе рассматриваются проблемы пенсионного обеспечения. Они отражены в работах таких авторов как Т.В. Разумовской, Е.А. Евтушенко1, Д.А. Матвеева , В.В. Мережко, И.В. Платонов . Исследователи посвящают работы проблеме пенсионного обеспечения в Российской Федерации, отмечают плюсы и минусы проводимых пенсионных реформ.
Проблемы молодежи изучены такими авторами как Ю.Р. Вишневский , М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги , Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев ,
Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко , а также В.П. Бабинцев и А.Е. Ушамирский . Авторы рассматривают молодежь как одну из активных групп населения, которой отводится значительная роль в построении успешного государства. Они выделяют определенные факторы, способствующие успешной реализации молодежи. Одним из немаловажных аспектов является пенсионное обеспечение, которое могло бы убедить данную группу в «стабильном будущем». Ценным является проводимые в рамках указанных работ опросы и анкетирование.
Проблемы и пути реформирования пенсионной системы России получили достаточно широкое освещение в трудах таких исследователей, как А.Б. Иванюженко1, Е.А. Мамий, А.В. Новиков , В.Д. Роик 4, Л.В. Федоров . В работах А.К. Соловьева , А.Л. Кудрина, Е.Т. Гурвича , В.Н. Барсукова обсуждаются вопросы повышения пенсионного возраста как направления пенсионной реформы. Проблемы реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы нашли отражение в исследованиях А.К. Соловьева , В.В. Крутиковой . Изучению мирового опыта пенсионного реформирования и возможности применения его в России посвящены труды Н.П. Бурлака .
Пенсионная реформа нашла отражение в статье Т.В. Дробышевой, Т.П. Емельяновой, М.М. Дробышевой, Д.А. Шмидта11. В исследовании проводится сопоставление содержания газетных публикаций и интернет - материалов о безработице до и после официального опубликования закона о пенсионной реформе, которое обнаруживает существенные различия в контенте и эмоциональном тоне публикаций. Обсуждаются функции, выполняемые разными СМИ по отношению к массовому сознанию.
В статье С.Ф. Иванова с помощью демографических методов анализируются обоснование и последствия реформы российской распределительной пенсионной системы . Автор считает, что реформа будет выгодна для госбюджета, но ценой больших непредусмотренных социальных издержек. В противоположность официальной позиции, условия смертности не благоприятствуют увеличению пенсионного возраста. Ссылка на падающий демографический коэффициент поддержки создает обманчивое представление о срочности увеличения пенсионного возраста. Таким образом, автор акцентирует внимание на возрастающей социальной проблеме, которая в большей степени затронет именно молодежь.
Рассмотрение работ по исследуемой проблеме позволило сделать вывод о том, что компоненты выбранной темы раскрываются у отдельных авторов: происходит частичное освещение пенсионной политики,
пенсионной реформы, характеризуется зарубежный опыт, раскрывается сущность понятия «молодёжь», в какой-то степени охватываются приоритеты молодежи. Однако не существует комплексного исследования, которое бы затронуло произошедшие изменения в жизненных стратегиях молодёжи из-за реализации пенсионной реформы в России.
Цель исследования - изучение влияния пенсионной реформы на формирование у молодежи жизненных стратегий.
Исходя из вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть причины разработки пенсионной реформы;
2. проанализировать положения пенсионной реформы;
3. выделить факторы влияния пенсионной реформы на молодежь;
4. охарактеризовать основные особенности молодежи как ячейки общества;
5. исследовать отношение молодежи на внесение изменений в пенсионное обеспечение;
6. реализация результатов исследования в методической разработке для общеобразовательной организации.
Источниковая база исследования в большей мере представлена нормативными актами Российской Федерации. Рассмотрим основные источники.
Так, Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях на условиях, установленных законом (ч. 1, ст. 39)1.
К числу основных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения, можно отнести:
1. Федеральный Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» ;
2. Федеральный Закон № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» ;
3. Федеральный Закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» .
Данные нормативно-правовые акты детально регулируют пенсионную систему РФ. Благодаря анализу законодательства, было сформировано представление о современном положении в деле пенсионного обеспечения в России.
Кроме этого, основополагающими стали поправки в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , которые затронули возраст выхода на пенсию.
Важным является также Федеральный Закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»1, закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации, определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Основу работы также составляет исследование, проведенное автором выпускной квалификационной работы среди молодежи города Пензы. В качестве метода сбора информации использовалось заочное анкетирование в социальной сети ВК, в ходе которого было опрошено 55 человека в возрасте от 14 до 35 лет. Обработка результатов исследования проводилась с помощью программы статистической обработки и анализа данных.
Источниками выпускной квалификационной работы стали исследования, проводимые Левада-центром , также были использованы материалы с официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации . Исследования Левада-центра позволили осмыслить
происходящие изменения в обществе после пенсионной реформы.
Таким образом, источники исследования включают как нормативно-правовые акты, так и статистические данные; только их комплексное использование помогло достичь цели и поставленных задач выпускной квалификационной работы.
Методология исследования. В работе были использованы теоретические методы, с помощью которых были изучены конкретные данные в сфере пенсионного обеспечения. Так, были проанализированы положения пенсионной реформы, общее законодательство в данной области. После чего с помощью синтеза были получены ответы на поставленные задачи. Кроме этого, главными стали методы дедукции и индукции.
В исследовании были задействованы также специальные методы. Сравнительно-правовой метод дал возможность проследить развитие пенсионного обеспечения, а аналитический - сделать углубленный анализ структурных элементов пенсионной реформы, а также причин имеющейся политики государства в данной сфере. Немаловажными стали методы социологического исследования (в том числе опрос), которые помогли определить современное отношение молодежи к пенсионным преобразованиям.
Практическая значимость работы достаточно велика, поскольку пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью почти каждого человека. В результате проведённого исследования была разработана рабочая программа для общеобразовательных учреждений по теме выпускной квалификационной работы, целью которой является приобретение новых знаний по вопросам пенсионного обеспечения, а также формирования у молодежи отношения к проводимой политике государства в данной сфере. Рабочая программа воспитания соответствует ФГОС и способствует развитию правового и социального воспитания школьников.
Данная работа может быть использована при написании учебных пособий по проблемам, которые затрагивают главы выпускной квалификационной работы. Также исследование может быть применено для разработки специального курса по особенностям пенсионного обеспечения в РФ.
Кроме того, на основе данной работы могут быть написаны рефераты, контрольные, курсовые работы. Возможно проведение внеучебных мероприятий по теме формирования у молодежи жизненных стратегий успешного человека в современном мире.
Теоретические положения исследования будут полезны при преподавании обществоведческих дисциплин в вузе на направлениях подготовки бакалавров, обучающихся по программе «Социология», «Обществознание», а также «Право».
Апробация результатов исследования. Некоторые выводы выпускной квалификационной работы были изложены в выступлении «Детерминанты и последствия пенсионной реформы в РФ» на XXIII Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения». Материалы статьи сданы в печать.
Структура работы включает в себя введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменениями действующего законодательства и направленная на изменение условий пенсионного обеспечения. Современная Россия унаследовала от Советского Союза очень низкий пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин - и ничтожные ресурсы для финансирования государственных пенсий.
С 1991 года в Российской Федерации было проведено, по меньшей мере, шесть различных пенсионных реформ, каждая из которых противоречила предыдущей. И когда государство попыталось облегчить появление частных пенсионных фондов, они вскоре обанкротились из-за массового мошенничества. В целом, различные реформы дали мало заметных результатов.
Планируемые мероприятия по реализации пенсионной реформы в 2018 году основаны на указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству России был дан ряд поручений, отражающих суть пенсионной реформы: снизить вдвое количество малоимущих граждан среди работающего населения и не допустить увеличения числа малообеспеченных пенсионеров, увеличить рост выплат с опережением инфляции, создать и внедрить федеральные и региональные программы по поддержке пенсионеров и повышению качества жизни российских граждан.
Исходя из этого, с 1 января 2019 года Правительство РФ приступило к реализации мер по стабилизации пенсионной системы путем увеличения отчислений работодателей до 40% от фонда заработной платы. Решению этой же задачи должна способствовать индексация пенсий на уровне почти в два раза выше годовой инфляции.
Кроме того, начинается разработка и внедрение системы формирования личного капитала в пожилом возрасте. Система индивидуального пенсионного коэффициента является альтернативой накопительной части и в будущем должна увеличить размер выплат по старости на 15%.
Федеральный закон № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года вводит повышение возраста выхода на пенсию с 2019 года. Это изменение должно осуществляться поэтапно, переходный период должен составлять 10 лет. Таким образом, ожидается, что полное внедрение этих нововведений закончится в 2028 году. На практике установленный законом возраст выхода на пенсию в конечном итоге будет увеличен на 5 лет и, таким образом, увеличится до 60 лет для женщин (вместо 55 лет) и до 65 лет для мужчин (вместо 60 лет).
Реформа призвана ослабить нагрузку на государственный бюджет, позволив сократить субсидии пенсионному фонду. Также сторонники реформы приводят экономический аргумент, что более длительный трудовой стаж позволит повысить пенсии, которые и реформисты, и их противники в настоящее время считают недостаточными.
Были выделены важные причины новой пенсионной реформы:
1) продолжительность жизни россиян изменилась, на момент установления текущей даты выхода на пенсию в СССР (при достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), средняя продолжительность жизни горожан составляла чуть более 40 лет, а за первое полугодие 2019 г. прогноз составляет 72,4 года;
2) в Указе Президента России Владимира Путина от 07.05.2018 № 204 поставлена задача увеличения продолжительности жизни до 78 лет в 2024 году, и в 2030 году - до 80 лет;
3) доля пенсионеров в структуре населения ежегодно увеличивается;
4) в федеральном бюджете недостаточно средств на реализацию национальных проектов 2018-2024 годов, средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы, могут быть использованы для того, чтобы покрыть этот дефицит бюджета;
5) отсутствие работающей системы накопительных пенсий (с 2014 года взносы в накопительную часть пенсии впервые были «заморожены»).
Обратимся к основным изменениям: повышение пенсионного возраста на 5 лет; обеспечение граждан, которые, согласно старому закону, могли выйти на пенсию в ближайшие два года (2019-2020), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем предполагает новый закон, то есть по 55,5 и 60,5 - 2019 году, и в 2020 году - 56,5 и 61,5; обеспечение досрочного выхода на пенсию лиц с длительным страховым (трудовым) стажем: женщинам - 37 лет, мужчинам - 42 года; обеспечение досрочного выхода на пенсию
многодетным матерям: с тремя детьми - на 3 года, с четырьмя детьми - на 4 года; поэтапное повышение пенсионного возраста.
Проблемой может стать влияние более высокого пенсионного возраста на рынок труда. Если пожилые работники сохранят свои рабочие места дольше, молодым работникам будет труднее найти работу во многих областях. Также может повыситься коррупция. Компании, которые предпочитают молодых сотрудников - например, потому что они работают в передовой или быстро меняющейся отрасли, - могут начать подкупать инспекторов труда, чтобы избежать наказания за дискриминацию пожилых работников.
Из этой проблемы вытекает другая, не менее важная, - влияние пенсионной реформы на формирование жизненных стратегий молодёжи. Молодым людям необходимо более тщательно планировать свое будущее.
Повышение пенсионного возраста может создать риски безработицы среди молодежи и пожилых работников, что скажется на уровне обеспеченности и снижении заработной платы в Российской Федерации. Кроме того, это изменение может привести к увеличению количества пенсий по инвалидности.
Таким образом, пенсионное реформирование оказывает немаловажное влияние на такую социально-демографическую группу, как молодежь, которая является как дестабилизатором, так и будущим страны. Молодые люди - это самая мобильная группа населения. Именно этот факт должен учитываться при реформировании социальной и политической сферы.
Успешность пенсионной реформы напрямую связано с тем, как эти изменения будут оценены обществом, а, в частности, такой социальной группой, как молодежь. Для определения отношения молодых людей к новой пенсионной реформе нами было проведено исследование на основе критериев «отношение», «убеждение» и «эмоции». Результаты опроса будут полезны для политиков, законодателя и пенсионных фондов, поскольку изменения только начинают реализовываться, будет возможно скорректировать нейтральные и «эмоциональные» реакции молодежи. Только при таких обстоятельствах есть возможность построить эффективную пенсионную систему.
Все материалы исследования были включены в разработку внеклассного воспитательного мероприятия «Кинолента пенсионной реформы» для 9 классов. Методическая разработка позволит познакомиться с историей формирования современной пенсионной системы Российской Федерации, углубить знания в области пенсионных накоплений. В процессе мероприятия у обучающихся должно сформироваться полноценное представление о пенсионном обеспечении России, также они смогут определить стратегии выбора будущей профессии.
Таким образом, реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и налоговой системы, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема реального сектора экономики