Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения восприятия художественного образа младшими школьниками
1.1. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками 6
1.2 Способы совершенствования восприятия художественной литературы младшими школьниками 17
1.3. Изучение региональной литературы в начальной школе 28
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня восприятия художественного образа младшими школьниками
2.1. Диагностическая программа исследования восприятия художественного образа младшими школьниками 34
2.2 Ход и результаты констатирующего эксперимента 37
2.3 Комплекс занятий с использованием региональной поэзии 47
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Еще в 1969 году известный психолог О.И. Никифорова писала о младших школьниках: «Обычно их не учат непосредственному восприятию художественного текста, а заменяют такое обучение разъяснением содержания изучаемых произведений. <...> Этим объясняется тот факт, что многие, окончив школу, воспринимают литературу на очень низком уровне» [28].
Литература - особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.
Проблема восприятия не может решаться изолированно от общих задач воспитания и его отношения к действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия, духовного мира.
Читателю любого возраста необходимо уметь конкретизировать художественный образ, что напрямую связано с развитием воображения, как воссоздающего, так и творческого. Также важно воплощать образ в словесном виде, используя для этого и впечатления внешнего мира, и возможности изобразительно-выразительных средств языка [27].
Л.С. Выготский говорил, что связь воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта.
Воображение ребенка отличается от воображения взрослого тем, что материал, из которого строится воображение, беднее, также характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Поэтому дети не всегда могут четко представить себе то, о чем читают. Им сложно конкретизировать образ, описать его в деталях и подробностях, как правило, из-за невнимательного, не всегда осознанного чтения. «Лишние» подробности (то, чего нет в тексте и не предполагается контекстом) ребенок додумывает, потому что его воображение в силу возраста очень активно, но не всегда находит опору в его жизненном опыте.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по совершенствованию восприятия художественного образа в процессе изучения региональной поэзии.
Объект исследования - процесс совершенствования восприятия художественного образа младшими школьниками.
Предмет исследования - комплекс занятий по совершенствованию восприятия художественного образа в процессе изучения региональной поэзии.
Исходя из цели и предмета исследования, мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность основных понятий: художественный образ, особенности восприятия, умение конкретизировать художественный образ.
3. Определить актуальный уровень и особенности восприятия художественного образа младшими школьниками.
4. Разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование восприятия художественного образа младшими школьниками с использованием произведений региональных авторов.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. восприятие художественного образа младшими школьниками сформировано на среднем и на низком уровне и отличается следующими особенностями:
- целостная картина воссоздается ребенком неподробно, её описание представлено несколькими словами, упускаются некоторые важные детали, указанные в художественном произведении, фактические ошибки присутствуют;
- описание персонажа, вещи, явления природы, изображенных в художественном произведении воспроизводится в общих чертах, без деталей;
- при невербальном воспроизведении художественного образа ребенок допускает фактические неточности и при этом не отражает основные детали.
2. восприятие художественного произведения младшими школьниками будет совершенствоваться, если на уроках литературного чтения использовать разные формы работы с художественными текстами региональных авторов....
В ходе нашего исследования мы выяснили, что большинство детей при чтении не могут представить себе художественный образ в полной мере, а это усложняет восприятие произведения в целом.
Результаты констатирующего эксперимента приводят нас к выводу, что необходимо развивать у третьеклассников умение конкретизировать художественный образ.
Для этого нами создан комплекс занятий, особенностью которого является использование региональной поэзии.
Мы думаем, что произведения региональных поэтов могут стать тем материалом, на котором можно будет продуктивно “оттачивать" это умение. Мы используем такие тексты, которые посвящены конкретным местам, культурным объектам и артефактам, известным детям. В этих условиях у младших школьников есть возможность опереться на собственный опыт (зрительный, слуховой и др.) и эмоциональную память, что не всегда случается при чтении классики.
Поставленная в работе цель достигнута, задачи выполнены. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза частично подтвердилась.
По материалам выпускной квалификационной работы подготовлены публикации:
1) Максимова П.С. Особенности восприятия художественного образа младшими школьниками (на примере одного стихотворения) // Молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: Е.В. Гордиенко; Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 117-119;
2) Максимова П.С. Развитие умения «представлять то, о чем читаешь» с помощью региональной поэзии // Молодежь и наука XXIвека. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: Е.В. Гордиенко; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2018 (сдано в печать).
3) Максимова П.С. Особенности конкретизации художественного образа младшими школьниками (на примере одного стихотворения) // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Филологическое образование в современных условиях развития мировой науки», Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета на базе кафедры русского языка, литературы и методики обучения, г. Новокузнецк, 18 апреля 2018 г. (сдано в печать).
Результаты нашей работы освещались в докладах на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» (в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» 26 апреля 2017 года и 27 апреля 2018 года).
1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Л.: Брокгауз- Эфрон. 1925. 136с.
2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Издательство «Искусство», 1968. - 654 с. - С.55.
3. Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе. Пособие для учителей младших классов средней школы. М.: Интерфакс, 1994, 80с.
4. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М.: Б.и., 1989. - 165 с.
5. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента // РЯШ - 1993. - №4. - С. 16-19;
6. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Р. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - 400 с.
7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Р. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия». - 400с.
8. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах, Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. - М.: Педагогика, 1977.
9. Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина. М.: Изд-кий центр «Академия», 2010.
10. Воюшина М.П. «Методические основы литературного развития младших школьников» //http://zankov.ru/about/theory/article=1681
11. Воюшина М.П. Программа по литературе: Для начальных классов общеобразовательной средней школы — СПб.: Папирус, 2003. 90 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ очерк. - 2-е изд. - М., 1967.
13. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. 2000. №11. С. 19-25.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / Дружинин В.Н. - М.Просвещение, 1995. - 530 с.
15. Евграфова Е.М. «Понимание и воображение» М., 2009. - 132 с....(50)