ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ 9
1.1. Кадровый потенциал образовательной организации: понятие, сущность и методы анализа 9
1.2. Отечественный и западный опыт совершенствования кадровой политики образовательных учреждений 18
1.3. Направления совершенствования кадровой политики образовательной организации 23
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАОУ «ЛИЦЕЙ №11» 35
2.1. Анализ кадрового потенциала МАОУ Лицей №11 35
2.2. Условия проведения педагогического эксперимента по апробации разработанных предложений 41
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 48
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Повышение квалификации педагогических кадров один из актуальных вопросов для системы образования, так как он напрямую связан с проблемой качества образования. Однако в настоящее время с внедрением ФГОС само понятие качества образования трансформировалось в связи с разделением результатов образования на личностные, метапредметные и предметные. Государство и общество сформулировали системе образования социальный заказ, задали ей более широкие цели. Теперь качество образования определяется результатами трех видов, а не только традиционными ЗУНами. Внедрение и непосредственная реализация современных стандартов не представляется возможным без качественного изменения деятельности педагогов. В связи с этим, деятельность по совершенствованию кадрового потенциала образовательной организации должна стать одним из главных направлений работы администрации и педагогического коллектива организации.
Весомым для стандартов стало принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Согласно данному стандарту, главной функцией является повышение качества образования. Исходя из этого, на сегодняшний день одной из основных задач является подготовка инициативных, творческих людей, готовых адаптироваться в постоянно меняющемся мире.
Ключевой задачей на ближайшее будущее является осуществление государственной образовательной политики, главное требование которой - обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом.
Вопросы формирования кадрового потенциала образовательных организаций рассматриваются в работах: И.Т. Волковой, И.А. Усольцева, В.В. Балашова, Ю.Л. Фроловой, И. Романковой, Г.Н. Серикова, М.Н. Денисевича, К.И. Зубкова, В.Е. Шукшунова и др. Кадровый потенциал образовательной организации в целом представляет собой общее количество сотрудников, с присущими им профессиональными навыками, творчества и мобильности, возможностью учета и оценки таких переменных, как возраст, мотивация, профессиональные достижения, уровень профессиональной деятельности, роль в команде такие шаги, как вступление в профессию, продвижения в профессии, сохранение и поддержание своего профессионального мастерства на определенном уровне, завершение профессиональной деятельности. Значит, кадровый потенциал выступает в качестве системного признака субъектов образовательной деятельности, готовности к реализации внешнего и внутреннего социального заказа общества, образовательных потребностей муниципальной образовательной системы в развитии, а также индивидуальных потребностей в профессиональном и карьерном росте.
Состояние кадрового потенциала, по мнению В.В. Гаврилюк, напрямую связано с развитием такого социального института как наука. Автор отмечает, что уровень достижений каждого научного работника можно рассматривать через ряд взаимообусловленных шкал: научные степени и звания, уровень квалификации, научные должности, административные посты, собственные научные достижения, известность, престиж в науке и т.п. Что конечно может характеризовать состояние кадрового потенциала в научной сфере [13].
Положение современного образования и постоянное его развитие приводит к тому, что возникает необходимость в принципиально новых системно-организующих подходов к развитию образовательного процесса и улучшению качества образовательных услуг. Одно из главных мест, в процессах модернизации системы образования, отводится педагогу, так как работать в новых условиях необходимо людям, обладающим определенными психолого-педагогическими, методическими и технологическими компетенциями. Таким образом, одним из важнейших факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм педагогических и управленческих кадров, а именно состояние кадрового потенциала на всех его уровнях...
Система образования с каждым годом претерпевает значительные изменения, под которые необходимо адаптироваться всем участникам образовательного процесса. Основная нагрузка лежит на педагогов, поэтому эффективное развитие кадрового потенциала является одним из важных аспектов предоставления качественных образовательных услуг.
Целью нашей магистерской диссертации являлась разработка актуальных предложений по совершенствованию кадровой политики образовательной организации.
Нами были изучены теоретические аспекты и сущность современных проблем совершенствования кадровой политики в лицее. Были уточнены основные понятия кадровой политики в условиях модернизации муниципальных образовательных систем: кадровый потенциал, кадровая политика.
Кадровая политика - совокупность принципов, методов и мероприятий, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала организации.
Кадровый потенциал - умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения его эффективности в различных сферах производства, в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.
Проанализировав состояние кадровой политики и уровень кадрового потенциала педагогических работников МАОУ Лицей №11, с помощью диагностических методов, был сделан вывод о том, что в лицее существует ряд проблем связанных с «утечкой» педагогических кадров и качественным повышением квалификации педагогов. У большинства педагогов отсутствовала мотивация к самообразованию, было нечеткое представление собственного профессионального роста педагогов.
В результате анализа кадрового потенциала образовательной организации была разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики и частично внедрены в МАОУ Лицей №11.
Реализация описанных нами в диссертационном исследовании мероприятий по совершенствованию кадровой политики образовательной организации, внедрение их в систему управления посредством внутрикорпоративного обучения значительно повысила как эффективность деятельности образовательной организации в целом, так и активность отдельных ее сотрудников. В дальнейшем предполагается включить мероприятия для привлечение молодых специалистов в МАОУ Лицей №11, так как в настоящий момент наблюдается текучка кадров данной категории.
Таким образом, поставленные задачи магистерской диссертации выполнены, а цель достигнута.
1. Афанасьева В.Я. Теория менеджмента: учебник для бакалавров по направлению «Менеджмент» // Гос. ун-т упр. 2-е изд. М.: Юрайт. 2013. 665с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов // 2-е изд., перераб. и доп. М: Вильямс, 2006. 560с.
3. Банатурский Н.В., Приймак Р.А., Костина Е.А. Кадровый потенциал как ключевая составляющая экономического потенциала // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы, перспективы развития» (г. Магнитогорск, 23-25 января 2018 г.). Магнитогорск: МГТУ. 2018. С.5-8.
4. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. М., 2015. № 9 (52). С.11-18.
5. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: уч.пособие. Минск: Белорусский Дом печати. 2008. 448с.
6. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: уч. пособие. Минск: Интерпрессервис. 2003. 352с.
7. Богатырева О.Н., Бармина Е.Ю., Кадровые технологии в системе управления персоналом: учебное пособие. СПб., 2013. 46с. URL: http: //www. nizrp. narod. ru/metod/kafmenedgiprava/1. pdf
8. Булах К.В., Степко В.В. Проблемы управления развитием кадрового потенциала педагогических работников в организациях дополнительного профессионального образования // Научный вестник государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Невинномысск. 2019. № 3. С.41-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42319419 (дата обращения 12.07.2020).
9. Бурмистрова А.В. Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент М., 2014, №2, С.32¬36.
10. Бушланова О.В., Зайцева Е.В., Теоретические основы развития кадрового потенциала образовательных организации // История науки и техники в современной системе знаний: Шестая ежегодная конф. кафедры Истории науки и техники, (г. Екатеринбург, 8 февраля 2016), Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С.58-62. URL.: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39826/1/init_2016_13.
11. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие. СПб: Проспект, 2014. 192с.
12. Воронкина В.В. Отечественный и мировой опыт управления персоналом образовательного учреждения // Молодой ученый. 2020. № 25 (315). С.149-151. URL: https://moluch.ru/archive/315/71868/(дата обращения: 08.12.2020).
13. Гаврилюк В.В. Профессиональное становление молодых преподавателей профессиональных вузов // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: науч. сб. Горно-Алтайск, 2012. №2. С.299-300.
14. Гармидер Л.Д. Принципы развития кадрового потенциала предприятия // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). Чита: Молодой ученый, 2012. С.133-136. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1745/(дата обращения: 22.09.2019).
15. Галимова Н.А., Кутукова М А, Терехова О В. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования // Молодой ученый. 2016. №3 (107). С.964-966. URL:
https://moluch.ru/archive/107/25711/(дата обращения: 03.05.2020)...(61)