Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования

Работа №157887

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕТЬМИ 10
1.1 Понятие и правовая сущность опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми 10
1.2 Основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 19
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ 30
2.1 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 30
2.2 Права и обязанности опекунов и попечителей как субъектов
института опеки и попечительства 38
2.3 Права и обязанности органов опеки и попечительства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. Спад экономики в России и изменение систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.
Воспитание подрастающего поколения - это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В целях обеспечения надлежащего воспитания несовершенных детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Заботу о детях, воспитывающихся в своих семьях, а также защиту их прав и законных интересов, как правило, осуществляют их родители при поддержке и контроле со стороны государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства. Согласно ст.20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставленные государством.
Государства - участники Конвенции в соответствии со своими законами обеспечивают замену утраченного семейного ухода за таким ребенком.
В соответствии с данным положением международной Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации разработана общегосударственная программа по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Общие принципы и основные положения этой программы закреплены в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") (далее - ФЗ № 159), в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» и в Законе Пензенской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" .
В ФЗ № 159-ФЗ перечислены виды социальной поддержки, которую оказывает государство детям, оставшимся без родительского попечения - это бесплатное медицинское обслуживание, предоставление путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, помощь в трудоустройстве, защита жилищных прав детей, организация материальной поддержки за счет различных благотворительных фондов.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов создают для детей, оставшихся без попечения родителей, государственные учреждения социальной адаптации и реабилитации. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят комплексный характер и направлены на предупреждение социального сиротства.
Важную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, играют органы опеки и попечительства (п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223 - ФЗ (ред. от 30.11.2011). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Если на территории муниципальных образований отсутствуют органы по опеке и попечительству, то полномочиями по опеке и попечительству могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований. При этом им передаются материальные и финансовые средства для осуществления данных полномочий.
Опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы и принятия нового закона «Об опеке и попечительстве» приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Поэтому необходимо и в дальнейшем совершенствовать российское законодательство, регулирующее формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, систематизировать и анализировать механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в современных условиях. Данные положения определили актуальность темы данного исследования.
Целью работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства, выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- раскрыть правовую сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- рассмотреть законодательно закрепленные основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования - нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие опеку и попечительство как форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного и гражданского законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно- научные методы: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области семейного и гражданского права, а именно - С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, О.Ю. Ильиной, Е.А. Крашенинникова, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Е.А. Чефрановой и других.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском и семейном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство, законодательные и нормативные документы, действующие в России - Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, Семейном кодексе РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также иных нормативно-правовых актах.
Опека и попечительство над несовершеннолетними как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для обеспечения его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и на возмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними являются:
- обеспечение своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также дальнейшего устройства;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения. Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных вопросов в законодательстве об опеке и попечительстве над несовершеннолетними детьми и предложить пути решения данных проблем, в частности:
ФЗ «Об опеке и попечительстве» на законодательном уровне закрепил понятия - опека и попечительство. Представляется неверным определение данных понятий в законе как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица.
Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается, прежде всего, с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов.
Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних.
Предлагается в законодательстве разграничить данные понятия - опека и попечительство в отношении несовершеннолетних детей и граждан, признанных недееспособными и ограниченно дееспособными, исходя из различий в целях установления опеки и попечительства над данными категориями лиц.
В соответствии с едиными принципами международно-правовой охраны ребенка и защиты его прав, а также разработанными международными стандартами в этой сфере, обосновывается необходимость введения в Российской Федерации государственных стандартов социального обслуживания и защиты детей, подлежащих закреплению в актах федерального законодательства.
Опека и попечительство имеют целью защиту на временной основе личных и имущественных прав граждан, нуждающихся в особых формах охраны своих прав и интересов. В целях стимулирования и развития опеки (попечительства) как формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо закрепить в законодательстве обязанности бывших подопечных содержать своих опекунов (попечителей) путем внесения дополнения в п. 3 ст. 96 СК РФ, что позволило бы нетрудоспособным нуждающимся опекунам (попечителям), осуществлявшим опеку (попечительство) на безвозмездной основе, - не получавших в той или иной форме вознаграждения за исполнение своих обязанностей, - рассчитывать на содержание от своих бывших подопечных. Аналогичное положение следует закрепить в Законе «Об опеке и попечительстве».



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 45. - Ст. 955.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ (ред. от 28.12.2019) // Собрание законодательства. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. 14-ФЗ. (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
30.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - № 49. - Ст. 4552.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 10.01.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. (часть I). - Ст. 3.
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от
17.12.2019) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от
12.12.2019) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3777.
12. Федеральный закон от 27 июля 2006 г № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2019) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 5437.
13. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2019) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ.
2008. - № 17. - Ст. 1755
14. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 10.09.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 48.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Собрание законодательства РФ. -
2009. - № 37. - Ст. 4918.
16. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» // Собрание законодательства РФ. -
2013. - № 19. - Ст. 2304.
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования. - 2010. - № 19. - С. 23-35.
18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 июня 2014 г. № 290н № «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» // Российская газета. -
2014. - 18 августа.
19. Приказ Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О
реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:
http://www.pravo.gov.ru
20. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 января 2019 г. № 17 «О реализации отдельных вопросов по временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
21. Закон Пензенской области от 12.09.2006г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. - 2006. - № 26. - С. 12.
22. Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 г. № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости. - 2006. - № 38. - С. 22.
23. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 г.
№ 9 (ред. от 06.02.20017) «О применении судами Семейного кодекса
Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного суда РФ. - 1997. - № 1. - С. 3-7.
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного суда РФ. РФ. - 2005. - № 6. - С. 4-9.
25. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2010. - № 51. - С. 8-17.
26. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2016 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного суда РФ. - 2016. - № 6. - С. 3-9.
Научная и учебная литература
27. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. - М.: Норма, 2016. - 432 с.
28. Грудцына, Л.Ю. , Спектор, А.А. , Власенко А.В. Семейное право / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор, А.В. Власенко. - М.: Феникс, 2017. - 523 с.
29. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. А.М. Нечаевой / А.М. Нечаева. - М.: Юрайт, 2015. - 548 с.
30. Комментарий к ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова / П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2018. - 280 с.
31. Кузнецова, И.М. Семейное право / И.М. Кузнецова. - М.: Юрист, 2017. - 120 с.
32. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л.Ю. Михеева. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 368 с.
33. Поздняков, А.Б. Институт патронажа в Российской Федерации и его отличие от попечительства: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / А.Б. Поздняков. - М., 2016. - 187 с.
34. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова / П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2016. - 695 с.
35. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Под ред. В.А. Малышева, Л.Ю. Грудцыной / В.А. Малышев, Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2008. - 180 с.
36. Рабец, А.М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / А.М. Рабец. - М.: Издательство РГСУ, 2017. - 215 с.
37. Семейное право. Учебник / Под ред. Б.М. Гонгало, Л.Ю. Михеевой / Б.М. Гонгало, Л.Ю. Михеева. - М.: Статут, 2017. - 300 с.
38. Старосельцева, М. М. Осуществление и защита родительских прав по семейному законодательству Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 / М.М. Старосельцева. - М., 2016. - 180 с.
39. Урумова, Т.О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 / Т.О. Урумова. - М., 2016. - 145 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
40. Емелина, Л.А. Правовые основы защиты прав детей в Российской Федерации / Л.А. Емелина // Социальное и пенсионное право. - 2017. - № 3. - С. 56-59.
41. Зубарева, О.Г., Тарасова А.Е. Действие ФЗ «Об опеке и попечительстве» в системе норм семейного, гражданского и жилищного законодательства / О.Г. Зубарева, А.Е. Тарасова // Северо-Кавказский юридический вестник. Ростов-на-Дону, 2016. - № 4. - С. 26-42.
42. Сафин, А.Ф. Правовая аналогия и субсидиарное применение норм: соотношение понятий (на примере субсидиарного применения норм гражданского права к семейным отношениям) / А.Ф. Сафин // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2018. - Вып. 10. - С. 307-312.
43. Сулич, Т.А. Нужно ли было принимать ФЗ «Об опеке и попечительстве»? / Т.А. Сулич // Российское право на современном этапе: материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 17 апреля 2017 года. - Ростов-на-Дону: РИНХ, 2017. - С. 90-91.
44. Темникова, Н.А. Ответственность опекуна (попечителя) ребенка по ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Н.А. Темникова // Семейное и жилищное право. - 2018. - № 5. - С. 33-36.
45. Урумова, Т.О. Эволюция правового статуса органов опеки и попечительства / Т.О. Урумова // Семейное и жилищное право. - 2018. - № 4. - С. 32-36.
46. Фетисова, О.В. Некоторые правовые инструменты регулирования института опеки (попечительства) в свете нового ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» / О.В. Фетисова // Проблемы теории правового и социального государства. Сборник статей. 2017. Вып. 5. С. 132-139.
Электронные ресурсы
47. Официальный интернет-портал правовой информации / Официальный сайт // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.01.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ