Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕТЬМИ 10
1.1 Понятие и правовая сущность опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми 10
1.2 Основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 19
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ 30
2.1 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 30
2.2 Права и обязанности опекунов и попечителей как субъектов
института опеки и попечительства 38
2.3 Права и обязанности органов опеки и попечительства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ДЕТЬМИ 10
1.1 Понятие и правовая сущность опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми 10
1.2 Основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 19
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНЙ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ 30
2.1 Права детей, находящихся под опекой (попечительством) 30
2.2 Права и обязанности опекунов и попечителей как субъектов
института опеки и попечительства 38
2.3 Права и обязанности органов опеки и попечительства 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. Спад экономики в России и изменение систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.
Воспитание подрастающего поколения - это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В целях обеспечения надлежащего воспитания несовершенных детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Заботу о детях, воспитывающихся в своих семьях, а также защиту их прав и законных интересов, как правило, осуществляют их родители при поддержке и контроле со стороны государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства. Согласно ст.20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставленные государством.
Государства - участники Конвенции в соответствии со своими законами обеспечивают замену утраченного семейного ухода за таким ребенком.
В соответствии с данным положением международной Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации разработана общегосударственная программа по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Общие принципы и основные положения этой программы закреплены в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") (далее - ФЗ № 159), в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» и в Законе Пензенской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" .
В ФЗ № 159-ФЗ перечислены виды социальной поддержки, которую оказывает государство детям, оставшимся без родительского попечения - это бесплатное медицинское обслуживание, предоставление путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, помощь в трудоустройстве, защита жилищных прав детей, организация материальной поддержки за счет различных благотворительных фондов.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов создают для детей, оставшихся без попечения родителей, государственные учреждения социальной адаптации и реабилитации. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят комплексный характер и направлены на предупреждение социального сиротства.
Важную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, играют органы опеки и попечительства (п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223 - ФЗ (ред. от 30.11.2011). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Если на территории муниципальных образований отсутствуют органы по опеке и попечительству, то полномочиями по опеке и попечительству могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований. При этом им передаются материальные и финансовые средства для осуществления данных полномочий.
Опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы и принятия нового закона «Об опеке и попечительстве» приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Поэтому необходимо и в дальнейшем совершенствовать российское законодательство, регулирующее формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, систематизировать и анализировать механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в современных условиях. Данные положения определили актуальность темы данного исследования.
Целью работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства, выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- раскрыть правовую сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- рассмотреть законодательно закрепленные основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования - нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие опеку и попечительство как форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного и гражданского законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно- научные методы: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области семейного и гражданского права, а именно - С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, О.Ю. Ильиной, Е.А. Крашенинникова, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Е.А. Чефрановой и других.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском и семейном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство, законодательные и нормативные документы, действующие в России - Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти.
Воспитание подрастающего поколения - это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В целях обеспечения надлежащего воспитания несовершенных детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Заботу о детях, воспитывающихся в своих семьях, а также защиту их прав и законных интересов, как правило, осуществляют их родители при поддержке и контроле со стороны государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства. Согласно ст.20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставленные государством.
Государства - участники Конвенции в соответствии со своими законами обеспечивают замену утраченного семейного ухода за таким ребенком.
В соответствии с данным положением международной Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации разработана общегосударственная программа по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Общие принципы и основные положения этой программы закреплены в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") (далее - ФЗ № 159), в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» и в Законе Пензенской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" .
В ФЗ № 159-ФЗ перечислены виды социальной поддержки, которую оказывает государство детям, оставшимся без родительского попечения - это бесплатное медицинское обслуживание, предоставление путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, помощь в трудоустройстве, защита жилищных прав детей, организация материальной поддержки за счет различных благотворительных фондов.
Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов создают для детей, оставшихся без попечения родителей, государственные учреждения социальной адаптации и реабилитации. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носят комплексный характер и направлены на предупреждение социального сиротства.
Важную роль в защите прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, играют органы опеки и попечительства (п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223 - ФЗ (ред. от 30.11.2011). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Если на территории муниципальных образований отсутствуют органы по опеке и попечительству, то полномочиями по опеке и попечительству могут наделяться органы местного самоуправления муниципальных образований. При этом им передаются материальные и финансовые средства для осуществления данных полномочий.
Опека и попечительство в большей степени основаны на семейно-правовых связях, обусловливающих заботу о недееспособном или несовершеннолетнем члене семьи. Однако в результате проведенной реформы и принятия нового закона «Об опеке и попечительстве» приоритет получили гражданско-правовые признаки данного института. Поэтому необходимо и в дальнейшем совершенствовать российское законодательство, регулирующее формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, систематизировать и анализировать механизма правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в современных условиях. Данные положения определили актуальность темы данного исследования.
Целью работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства, выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- раскрыть правовую сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- рассмотреть законодательно закрепленные основания установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними;
- исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования - нормы российского законодательства различной отраслевой принадлежности, определяющие опеку и попечительство как форму устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологическую основу исследования составили диалектический и историко-правовой методы познания науки семейного и гражданского права, семейного и гражданского законодательства, а также практики применения опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, историко-правовой) и частно- научные методы: сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический анализ.
Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области семейного и гражданского права, а именно - С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, Л.И. Беляевой, Ю.Ф. Беспалова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, О.Ю. Ильиной, Е.А. Крашенинникова, Л.Ю. Михеевой, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, A.M. Рабец, В.А. Рясенцева, Е.А. Чефрановой и других.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском и семейном законодательстве и определяющие правовые основы применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство, законодательные и нормативные документы, действующие в России - Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты государственных органов исполнительной власти.
С помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, Семейном кодексе РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также иных нормативно-правовых актах.
Опека и попечительство над несовершеннолетними как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для обеспечения его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и на возмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними являются:
- обеспечение своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также дальнейшего устройства;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения. Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных вопросов в законодательстве об опеке и попечительстве над несовершеннолетними детьми и предложить пути решения данных проблем, в частности:
ФЗ «Об опеке и попечительстве» на законодательном уровне закрепил понятия - опека и попечительство. Представляется неверным определение данных понятий в законе как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица.
Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается, прежде всего, с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов.
Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних.
Предлагается в законодательстве разграничить данные понятия - опека и попечительство в отношении несовершеннолетних детей и граждан, признанных недееспособными и ограниченно дееспособными, исходя из различий в целях установления опеки и попечительства над данными категориями лиц.
В соответствии с едиными принципами международно-правовой охраны ребенка и защиты его прав, а также разработанными международными стандартами в этой сфере, обосновывается необходимость введения в Российской Федерации государственных стандартов социального обслуживания и защиты детей, подлежащих закреплению в актах федерального законодательства.
Опека и попечительство имеют целью защиту на временной основе личных и имущественных прав граждан, нуждающихся в особых формах охраны своих прав и интересов. В целях стимулирования и развития опеки (попечительства) как формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо закрепить в законодательстве обязанности бывших подопечных содержать своих опекунов (попечителей) путем внесения дополнения в п. 3 ст. 96 СК РФ, что позволило бы нетрудоспособным нуждающимся опекунам (попечителям), осуществлявшим опеку (попечительство) на безвозмездной основе, - не получавших в той или иной форме вознаграждения за исполнение своих обязанностей, - рассчитывать на содержание от своих бывших подопечных. Аналогичное положение следует закрепить в Законе «Об опеке и попечительстве».
Опека и попечительство над несовершеннолетними как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:
- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;
- предназначена для обеспечения его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);
- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и на возмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними являются:
- обеспечение своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также дальнейшего устройства;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения. Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных вопросов в законодательстве об опеке и попечительстве над несовершеннолетними детьми и предложить пути решения данных проблем, в частности:
ФЗ «Об опеке и попечительстве» на законодательном уровне закрепил понятия - опека и попечительство. Представляется неверным определение данных понятий в законе как унифицированных применительно к отношениям с участием малолетних и несовершеннолетних лиц и к отношениям, участниками которых являются недееспособные и ограниченно дееспособные лица.
Над малолетними и несовершеннолетними детьми опека (попечительство) устанавливается, прежде всего, с целью их воспитания. И уже в процессе воспитания детей решаются вопросы обеспечения их личных и имущественных прав и интересов.
Над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами опека и попечительство устанавливаются с целью восполнения дееспособности названных лиц, в связи с этим они выступают формой устройства последних.
Предлагается в законодательстве разграничить данные понятия - опека и попечительство в отношении несовершеннолетних детей и граждан, признанных недееспособными и ограниченно дееспособными, исходя из различий в целях установления опеки и попечительства над данными категориями лиц.
В соответствии с едиными принципами международно-правовой охраны ребенка и защиты его прав, а также разработанными международными стандартами в этой сфере, обосновывается необходимость введения в Российской Федерации государственных стандартов социального обслуживания и защиты детей, подлежащих закреплению в актах федерального законодательства.
Опека и попечительство имеют целью защиту на временной основе личных и имущественных прав граждан, нуждающихся в особых формах охраны своих прав и интересов. В целях стимулирования и развития опеки (попечительства) как формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо закрепить в законодательстве обязанности бывших подопечных содержать своих опекунов (попечителей) путем внесения дополнения в п. 3 ст. 96 СК РФ, что позволило бы нетрудоспособным нуждающимся опекунам (попечителям), осуществлявшим опеку (попечительство) на безвозмездной основе, - не получавших в той или иной форме вознаграждения за исполнение своих обязанностей, - рассчитывать на содержание от своих бывших подопечных. Аналогичное положение следует закрепить в Законе «Об опеке и попечительстве».
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Опека и попечительство над несовершеннолетними
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Технологии опеки и попечительства несовершеннолетних детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Роль органов опеки и попечительства в предупреждении преступности несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений у несовершеннолетних, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Опека и попечительство над несовершеннолетними в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



