Социальное обслуживание населения города Пенза
|
Введение 6
1 Социальное обслуживание населения как направление социальной политики
государства 9
1.1 Сущность, значение и виды социального обслуживания населения 9
1.2 Организационно-правовые основы социального обслуживания населения в
Российской Федерации 27
2 Организация социального обслуживания населения в городе Пенза 34
2.1 Система социального обслуживания населения в городе Пенза 34
2.2 Анализ деятельности учреждений социального обслуживания населения в
городе Пенза 39
2.3 Проблемы социального обслуживания населения города Пензы 49
3 Направления совершенствования социального обслуживания населения 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения
1 Социальное обслуживание населения как направление социальной политики
государства 9
1.1 Сущность, значение и виды социального обслуживания населения 9
1.2 Организационно-правовые основы социального обслуживания населения в
Российской Федерации 27
2 Организация социального обслуживания населения в городе Пенза 34
2.1 Система социального обслуживания населения в городе Пенза 34
2.2 Анализ деятельности учреждений социального обслуживания населения в
городе Пенза 39
2.3 Проблемы социального обслуживания населения города Пензы 49
3 Направления совершенствования социального обслуживания населения 53
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения
Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в 90-х годах оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. Население России заплатило высокую социальную цену за политические и экономические преобразования, проведённые в стране в последнее десятилетие ХХ века. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, разразившийся социальный и нравственный кризис отразились на жизни большинства семей. Катастрофически упали их реальные доходы и уровень жизни, реформа ценообразования уничтожила сбережения. Увеличились масштабы преступности, стремительно, эпидемиально, распространились проституция, беспризорность детей и наркомания.
Также произошли существенные перемены в формировании гражданского общества. Одной из них стало возникновение и развитие социальной работы - подлинного общественного феномена, превратившегося в неотъемлемую часть российской действительности.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения продолжается, развиваются учреждения социального обслуживания и производится отработка технологий социального обслуживания с учётом специфики различных регионов Российской Федерации.
Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.
Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно¬правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. Сегодня в отрасли трудятся более 400 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят огромный вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.
Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальном обслуживании. Социально-экономическая ситуация предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынуждает постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивать систему в целом.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что многовековые традиции благотворительности на Руси, социальной помощи и поддержки нуждающихся способствовали созданию прочной государственной системы социального обслуживания. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства. Действующая структура и организация социальной защиты населения представляет собой многофункциональную систему, которая в последнее время значительно выросла, расширив свои функции.
Цель исследования - изучить особенности социального обслуживания населения города Пензы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальное обслуживание населения как направление социальной политики государства.
2. Изучить организацию социального обслуживания населения в городе Пенза.
3. Выявить проблемы в сфере социального обслуживания и пути их решения.
Предметом исследования является система социального обслуживания населения города Пензы.
Объект исследования - общественные отношения в сфере социального обслуживания населения.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых: Буянова М.О. [32], Павленок П.Д. [39], Захаров М.Л. [34], Панов С.Л. [40], Баркер Р. [31] и другие.
Поставленные задачи определяют структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Также произошли существенные перемены в формировании гражданского общества. Одной из них стало возникновение и развитие социальной работы - подлинного общественного феномена, превратившегося в неотъемлемую часть российской действительности.
В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения продолжается, развиваются учреждения социального обслуживания и производится отработка технологий социального обслуживания с учётом специфики различных регионов Российской Федерации.
Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.
Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно¬правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. Сегодня в отрасли трудятся более 400 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят огромный вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.
Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальном обслуживании. Социально-экономическая ситуация предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынуждает постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивать систему в целом.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что многовековые традиции благотворительности на Руси, социальной помощи и поддержки нуждающихся способствовали созданию прочной государственной системы социального обслуживания. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства. Действующая структура и организация социальной защиты населения представляет собой многофункциональную систему, которая в последнее время значительно выросла, расширив свои функции.
Цель исследования - изучить особенности социального обслуживания населения города Пензы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальное обслуживание населения как направление социальной политики государства.
2. Изучить организацию социального обслуживания населения в городе Пенза.
3. Выявить проблемы в сфере социального обслуживания и пути их решения.
Предметом исследования является система социального обслуживания населения города Пензы.
Объект исследования - общественные отношения в сфере социального обслуживания населения.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых: Буянова М.О. [32], Павленок П.Д. [39], Захаров М.Л. [34], Панов С.Л. [40], Баркер Р. [31] и другие.
Поставленные задачи определяют структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В рамках выпускного квалификационного исследования трудно осветить все проблемы и тенденции совершенствования системы социального обслуживания, так как, в обществе есть значительная часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.
В настоящее время российское законодательство идет в правильном направлении. Существенно расширились и были законодательно закреплены принципы социального обслуживания. Были даны исчерпывающие перечни форм и видов социальных услуг. Было дано определение социальному обслуживанию граждан «- деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» и еще ряду основных понятий. На примере города Пензы мы видим обширную законодательную базу. Все это позволяет эффективнее проводить социальное обслуживание населения.
В городе Пенза, так же, как в других районах области, да и субъектах Российской Федерации, положение в социальной сфере если уж не критическое, то не далеко от критической. Ситуация усугубляется плохим финансированием и плохой материально-технической базой социальных учреждений города Пензы. Эта ситуация, конечно, нашла отражение в сложившейся системе социальной защиты в целом. Часть данных проблем решается на федеральном уровне, часть на региональном.
В городе функционируют 5 самостоятельных учреждений, являющихся юридическими лицами, основная деятельность которых направлена на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание адресной социальной поддержки семьям и одиноко проживающим гражданам. По итогам 2014 года было оказано 962962 муниципальные услуги, а за первое полугодие 2015 года примерно 456392 муниципальные услуги.
Так же необходимо упомянуть и о путях совершенствования сферы социального обслуживания:
- улучшение взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности (что собственно и отражалось в принципе единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне);
- повышение ответственности органов власти субъекта;
- развитие негосударственного сектора (различные фонды) в социальной защите населения;
- совершенствование кадровой политики, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
- использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики;
- обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения.
Это были перечислены общие пути совершенствования, но можно и нужно совершенствовать и отдельные направления социального обслуживания, например:
1. В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей:
- государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
- развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков и расширение перечня оказываемых ими услуг;
- регулярный анализ выполнения законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, и принятие оперативных мер по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ.
2. В целях улучшения положения детей хотелось бы внести следующие предложения:
- обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
- расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
- срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
- на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства.
3. В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста:
- организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;
- рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения;
Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого не только научный потенциал страны и зарубежный опыт, но и современные реалии развития общества.
Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.
В целях обеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальной помощи, предмета регулирования федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законодательной трансформации социальных льгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство [16].
При этом мы должны помнить, что любые льготы и пособия должны стимулировать социальное и экономическое развитие гражданина, а не порождать социальное паразитнечество за счет налоговых поступлений и бюджетных средств. Иначе мы будем постоянно сталкиваться с ситуацией, когда введенные льготы и выплаты скорее обостряют социальную ситуацию, чем оздоравливают общество.
Социальное обслуживание должно быть доступно всем категориям граждан без исключения. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы не только обеспечить предоставление гарантированного минимума социальных услуг, но и создать условия для реализации личного потенциала человека.
В настоящее время российское законодательство идет в правильном направлении. Существенно расширились и были законодательно закреплены принципы социального обслуживания. Были даны исчерпывающие перечни форм и видов социальных услуг. Было дано определение социальному обслуживанию граждан «- деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» и еще ряду основных понятий. На примере города Пензы мы видим обширную законодательную базу. Все это позволяет эффективнее проводить социальное обслуживание населения.
В городе Пенза, так же, как в других районах области, да и субъектах Российской Федерации, положение в социальной сфере если уж не критическое, то не далеко от критической. Ситуация усугубляется плохим финансированием и плохой материально-технической базой социальных учреждений города Пензы. Эта ситуация, конечно, нашла отражение в сложившейся системе социальной защиты в целом. Часть данных проблем решается на федеральном уровне, часть на региональном.
В городе функционируют 5 самостоятельных учреждений, являющихся юридическими лицами, основная деятельность которых направлена на социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание адресной социальной поддержки семьям и одиноко проживающим гражданам. По итогам 2014 года было оказано 962962 муниципальные услуги, а за первое полугодие 2015 года примерно 456392 муниципальные услуги.
Так же необходимо упомянуть и о путях совершенствования сферы социального обслуживания:
- улучшение взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности (что собственно и отражалось в принципе единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне);
- повышение ответственности органов власти субъекта;
- развитие негосударственного сектора (различные фонды) в социальной защите населения;
- совершенствование кадровой политики, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
- использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики;
- обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения.
Это были перечислены общие пути совершенствования, но можно и нужно совершенствовать и отдельные направления социального обслуживания, например:
1. В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей:
- государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
- развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков и расширение перечня оказываемых ими услуг;
- регулярный анализ выполнения законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, и принятие оперативных мер по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ.
2. В целях улучшения положения детей хотелось бы внести следующие предложения:
- обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
- расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
- срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
- на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства.
3. В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста:
- организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;
- рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения;
Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого не только научный потенциал страны и зарубежный опыт, но и современные реалии развития общества.
Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.
В целях обеспечения единства принципов и подходов к оказанию адресной социальной помощи, предмета регулирования федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", законодательной трансформации социальных льгот и пособий в единое пособие по нуждаемости, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство [16].
При этом мы должны помнить, что любые льготы и пособия должны стимулировать социальное и экономическое развитие гражданина, а не порождать социальное паразитнечество за счет налоговых поступлений и бюджетных средств. Иначе мы будем постоянно сталкиваться с ситуацией, когда введенные льготы и выплаты скорее обостряют социальную ситуацию, чем оздоравливают общество.
Социальное обслуживание должно быть доступно всем категориям граждан без исключения. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы не только обеспечить предоставление гарантированного минимума социальных услуг, но и создать условия для реализации личного потенциала человека.
Подобные работы
- Практика урегулирования конфликтов специалистов по работе с семьей и получателей услуг (на примере исследования деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Технологии оказания срочной социальной помощи населению (на примере Республики Алтай)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЦСОН КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Формы и методы социальной работы с лицами пожилого возраста на муниципальном уровне (Открытый Социально-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального обслуживания
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственной социальной политики помощи семье и детству в г. Пенза
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Организация социальной помощи семье и детям в городе Пенза
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4400 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



