Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные различия в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи

Работа №157881

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных различий ценностно-нравственной сферы молодежи 6
1.1. Природа ценностей и нравственных установок 6
1.2. Понятие пол и «гендер» в психолого-педагогической литературе 18
1.3. Гендерные различия ценностно-нравственной сферы молодежи 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ результатов диагностики ценностно-нравственной сферы в
молодежной среде 36
2.3. Результаты исследования гендерных различий в показателях
ценностно-нравственной сферы молодежи 46
Выводы 49
Заключение 51
Список используемых источников 54
Приложение 58

Ценностно-нравственная сфера, встроенная в нашу жизнь, фактически является фундаментом построения и гармоничного развития любого общества.
Каждый человек индивидуален, он имеет определенную систему ценностей и нравственных установок, а от того, какая у человека система ценностей, кем и как он воспитан, каково его отношение к морали, напрямую зависит то, как человек будет строить отношения, и какие ошибки в будущем он будет допускать.
Так как молодость - это период, связанный с выбором профессии и самоопределением в жизни, становлением мировоззрения и жизненных ценностей, оказывающих влияние на формирование характера и развития личности в целом, перед молодыми людьми встает достаточно много вопросов, на которые порой очень трудно найти ответы. У молодых людей часто возникают трудности в жизненном самоопределении, что может быть связано с отсутствием достаточного жизненного опыта, нравственных и моральных убеждений. Юноши и девушки могут не отличать истинные жизненные ценности от мнимых, тем самым, закрепляя в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Молодежь, как социально-демографическая группа, играет главную роль в воспроизводстве и сохранении целостности общества, а будущее российского общества во многом зависит от системы ценностей современной молодежи.
Вопросы, связанные с гендерными различиями в сфере ценностно- нравственных ориентаций молодежи, приобрели особую значимость в последнее время из-за значительных изменений в роли женщин и мужчин.
Трансформация российского общества за последние десятилетия, затронула различные сферы жизнедеятельности людей. Молодое поколение, живущее в настоящее время, выросло в обстановке стремительных общественных и социально-экономических перемен, за которыми следовало разрушение сложившихся стереотипов.
Вполне естественным шагом для женщины на протяжении веков являлось замужество. Женщина полностью доверяла свое существование мужчине, тем самым перекладывая на него ответственность за свое выживание и благополучие.
Но в современном мире отношения между мужчиной и женщиной стали все больше опираться на принцип взаимного удовольствия, а женщина обрела и утвердила право на полную свою социальную самостоятельность. Именно поэтому, данная проблема актуальна для современного общества, привлекает особое внимание исследователей, которые предвидят переоценку гендерных ценностей. Исходя из актуальности проблемы, можно выделить цель, объект, предмет, задачи исследования.
Цель исследования: изучение гендерных различий в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи для использования полученных данных в консультативной практике педагогом-психологом по вопросам, касающимся нравственного и ценностного компонента личности, а также для разработки коррекционно-профилактических мероприятий, способствующих усвоению общепринятых норм.
Объект исследования - ценностно-нравственная сфера молодежи.
Предмет - гендерные различия в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи.
Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи, а именно:
- для девушек с выраженной феминностью значимыми ценностями являются ценности «любовь» и «безопасность». Также характерна выраженность альтруистических эмоций.
- для юношей с выраженной маскулинностью наиболее значимы ценности «достижение», «благосостояние», «материальная обеспеченность». А также характерна рефлексия на морально-этические ситуации и интуиция в морально-этической сфере.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения гендерных различий ценностно-нравственной сферы молодежи.
2. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций и нравственных установок молодежи.
3. Проанализировать выявленные гендерные различия в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. «Полоролевой опросник» (С. Бем);
2. «Ценностный опросник» (Ш. Шварц);
3. Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);
4. Методика «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И.Г. Тимощука;
5. Методика «Нравственное самоопределение личности» (А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко).
Выборку исследовании составили 87 студентов (32 девушки и 55 юношей) ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» в возрасте 18-22 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе эмпирического исследования была изучена проблема гендерных различий в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи. Были рассмотрены вопросы, связанные с пониманием ценностей, природой нравственных установок, вопросы, касающиеся гендерных стереотипов молодых людей.
Так как ценностно-нравственные ориентации являются центральным личностным новообразованием у молодых людей, они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, они определяют внешнюю мотивацию поведения человека и оказывает большое влияние на все стороны его действительности. Наличие ценностных и нравственных ориентаций говорят об определенном этапе формирования личности в юношеском возрасте, так же говорит о появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
В процессе исследования была выявлена неоднозначность и противоречивость в ценностных и нравственных ориентациях исследуемой выборки, которые могут быть связаны с проблемами самоопределения молодежи, с отсутствием четко обозначенных и принятых обществом моральных ценностей и норм. Также это может быть связано с влиянием, оказываемым всевозможной пропагандой в СМИ (например, стереотипы «модного» полоролевого общения или образцы поведения «звезд»), что в период юности может послужить ориентиром для внешнего соответствия «своей» группе сверстников, а, следовательно, и отражается в поступках молодежи.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о существовании гендерных различий в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи, а именно:
- для девушек с выраженной феминностью значимыми ценностями являются ценности «любовь» и «безопасность». Также характерна выраженность альтруистических эмоций.
- для юношей с выраженной маскулинностью наиболее значимы ценности «достижение», «благосостояние», «материальная обеспеченность». А также характерна рефлексия на морально-этические ситуации и интуиция в морально-этической сфере.
В качестве психодиагностического инструментария выступили следующие методики:
1. «Полоролевой опросник» (С. Бем);
2. «Ценностный опросник» (Ш. Шварц);
3. Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);
4. Методика «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И.Г. Тимощука;
5. Методика «Нравственное самоопределение личности» (А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко).
Исследование включало в себя 3 основных этапа:
1. Этап формирования выборки.
2. Этап исследования ценностных и нравственных установок молодежи.
3. Этап математической обработки полученных данных.
В результате проведенного исследования, можно сказать, что в ценностной сфере в исследуемой выборке значимые гендерные различия наблюдаются в стремлении к достижениям в жизни, в отношении к безопасности, а так же в отношении к материальному благосостоянию.
Если говорить о нравственном компоненте, было выявлено, что значимых различий в моральной сфере не наблюдается и это говорит о незначительности гендерных различий в исследуемой выборке в отношении морально-этической ответственности. Значимые же различия наблюдаются в отношении воздаяния за поступок и абсолютности и/или относительности нравственности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о существовании гендерных различий в показателях ценностно-нравственной сферы молодежи, нашла свое частичное подтверждение.



1. Алексеева В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных
ориентаций. - М.: Мысль, 1983. - 222 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. -145 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
4. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
6. Бодалев А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания// Вопросы психологии. - 1979. - 39 с.
7. Блок Джин X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин. Эксмо, М.: 2003. - 379 с.
8. Братусь Б.С. Психология, нравственность, культура. М.: Менеджер. Роспедагенство. - 1994. - 265 с.
9. Веселова Е.К. Направленность на православные ценности как основа психологического здоровья молодежи// Православие, молодежь и будущее России/ отв. Ред. А.Н. Швечиков, ред. Т.Н. Федорова. СПб., 2005. - 456 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.:
Академия,2010. - 367 с.
11. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия, 2011. - 624 с.
12. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: МГУ, 1982. -119 с.
13. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96» / МЦГИ.М., 1997. - 89 с.
14. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: Учеб. пособие. - М.: Компания Спутник+, 2004. - 103 с.
15. Клецина И.С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты. // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. конф. Минск.: ООО Энвила, М., 2000. - 279 с.
16. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.
17. Клецина И С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 1998. - 103 с.
18. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., Преображение, 2006. - 389 с.
19. Коган М.С. Философская теория ценности. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
20. Кон И.С. Психология половых различий. Журнал Вопросы психологии, 2001. - 35 с.
21. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982. - 255 с.
22. Кон И. С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп / Под ред. М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2002. - 229 с.
23. Крайг Грейс. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2001. - 340 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Наука, 2005. - 470 с.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., Смысл, 2007. - 467 с.
26. Маслоу А. Мотивация и личность. // // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, Питер, 2003. - 579 с.
27. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001. - 686 с.
28. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.¬306 с.
29. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. В. С. Мухиной. - М., 1984. - 134 с.
30. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные
ориентиры. (Концепция исследования: аксиологический аспект) //
Педагогика. 1995. № 5. - 90 с.
31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994. -230 с.
32. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально-значимых качеств школьных практических психологов. - Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 1996, - 19 с.
33. Смирнов Л. М. Анализ опыта разработки и экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал, 1996. №11. - 57 с.
34. Тамарин В. Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний // Советская педагогика, 1976. №1. - 12 с.
35. Условия реализации ценностного подхода к развитию духовности
личности средствами образования (на материале работы
общеобразовательных учреждений) / под ред. Черкасова В. А., Фоминой Т.А. и др. - Челябинск, 1995. - 208 с.
36. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. -176 с.
37. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., АСТ-Пресс.: 2005. - 469 с.
38. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., Наука.: 2003. - 387 с.
39. Фромм Э. Теория любви. // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб, Питер, 2005. - 580 с.
40. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., Акварель: 2003. - 480 с.
41. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк / под ред. Д.И. Фельдштейна.-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2003. -398 с.
42. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М, 1979. - 58 с.
43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. - 379 с.
44. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 203 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ