Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение словаря школьников с нарушением интеллекта с помощью художественной литературы

Работа №157880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ
СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Сущность понятия «умственная отсталость» 7
1.2. Специфика нарушений словаря у школьников с нарушением
интеллекта 10
1.3. Использование художественной литературы в работе со
школьниками с нарушением интеллекта 16
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Организация, цель, задачи, методика экспериментального исследования состояния словаря школьников с нарушением интеллекта 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
3.1. Основные направления работы по обогащению словаря школьников
с нарушением интеллекта 33
3.2. Содержание логопедической работы по обогащению словаря школьников с нарушением интеллекта с помощью художественной литературы 35
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Речь - важнейшая психическая функция, благодаря которой формируются другие высшие психические функции и мыслительные операции. Она также является способом эмоционального выражения и воздействия на окружающих. От овладения ребенком функции речи зависит его дальнейшее усвоение новых знаний, умений и навыков.
Особенности детей с нарушением интеллекта проявляются в заметно сниженном овладении речевой функцией, слабой потребности в общении, скудным представлением об окружающем мире. Вследствие этого, у обучающихся с нарушением интеллекта, процесс развития речи замедлен из- за бедности, ограниченности их словарного запаса. Также можно судить и о низком уровне социализации детей в коллективе и нежелании вступать в коммуникацию со сверстниками.
М.И. Львов в своих трудах писал, что речь - это канал для развития интеллекта. Соответственно недоразвитие речевой функции сказывается на порождении мыслительных операций. Дети еще с дошкольного возраста не овладевают речью в полной мере, соответственно их навыки в приобретении новых знаний в школе, именно в чтении, письме в значительной степени отстают от детей с нормой развития.
М.П. Каноныкин, В.Г. Толстов и другие занимались исследованием состояния словаря детей с нарушением интеллекта. Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие учащихся, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания.
Во время обучения в школе должно уделяться особое внимание обогащению словаря детей с нарушением интеллекта. Их необходимо подвести к осознанию, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Школьники учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и актуализируется их словарный запас.
На уроках по развитию речи в специальной школе XIII вида педагоги обогащают словарь школьников посредством художественной литературы различных жанров. Благодаря героям художественных произведений можно не только научить детей нравственности, добрым поступкам и приобщению положительных черт характера, но и расширить их скудный словарный запас.
Подбором и составлением материалов с использованием художественной литературы для работы с детьми с нарушением интеллекта занимались такие исследователи как М.С. Мелешкина, Н.С. Карпинская. В своих трудах авторы подчеркивали особую важность в воспитании художественным словом «особых» детей. Задания и упражнения подбираются на основе интеллектуальных способностей детей и степени их знакомства с окружающим миром.
Из вышесказанного следует, что проблема развития и обогащения словарного запаса с помощью художественной литературы школьников с нарушением интеллекта, актуальна в силу своей значимости, поэтому исследованиям и разработке методов изучения и обогащения активного словаря необходимо уделять особое внимание.
Объект исследования - словарь школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - художественная литература как средство обогащения словаря школьников с нарушением интеллекта.
Цель исследования - изучить состояние словаря школьников с нарушением интеллекта и разработать серию заданий по обогащению словаря с помощью художественной литературы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме состояния словаря школьников с нарушением интеллекта;
2. Подобрать методику и провести экспериментальное исследование состояния словаря детей школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Провести оценку результатов экспериментального исследования состояния словарного запаса;
4. Разработать и апробировать серию занятий по обогащению словаря школьников с нарушением интеллекта с помощью художественной литературы;
5. Провести контрольный эксперимент и оценить динамику уровня состояния словаря школьников с нарушением интеллекта.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза, что словарь школьников с нарушением интеллекта беден по причине сниженной познавательной деятельности. Поэтому художественная литература является эффективным средством обогащения словаря школьников с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической, лингвистической,
методической литературы по теме исследования;
• Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент;
• Количественно-качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы М.М. Алексеевой, В.В. Воронковой, И.Д. Канненковой, В.И. Лубовского, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, и другие.
Исследование организовано на базе школы-интерната №54, города Пензы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об особенностях обогащения словаря школьников с нарушением интеллекта, а также возможностях применения художественной литературы для решения задач речевого развития детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами в коррекционно-педагогическом процессе в специальных школах VIII вида.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, включающего 41 наименований, и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитию и обогащению словаря школьников с нарушением интеллекта важно уделять особое внимание в коррекционно-педагогическом процессе. Словарная работа дается школьникам с трудом. Но именно благодаря ей обеспечивается умственное и речевое развитие. Расширение словаря с помощью художественной литературы благоприятно влияет не только на интеллект и речь, но и на нравственное воспитание детей, регуляцию поведения и общения со сверстниками.
При исследовании теоретической литературы по заданной теме, было выявлено, что словарь школьников с нарушением интеллекта беден и в нем присутствуют различного рода аграмматизмы. Дети затрудняются в определении значений слов из ближайшего окружения, путают понятия или вовсе не употребляют слова в активной речи. Учеными, занимающимися изучением словаря детей со сниженным интеллектом, было выявлено, что дети практически не используют не изменяемые части речи, предлоги, им тяжело дается актуализация имен прилагательных и глаголов.
Во второй части исследования во время проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что в действительности уровень владения словарем школьниками с умственной отсталостью даже одной возрастной группы находится на низком уровне. Большинство ответов на задания опирались на помощь экспериментатора. Учащиеся младших классов хоть и владеют словарным запасом, но испытывают значительные трудности при назывании предметов. Примечанием также стало то, что дети упрощают ответы, не желая думать над предложенным заданием. Из-за не устойчивости внимания, памяти дети быстро забывают пройденный школьный материал, и это является преградой для расширения словаря.
Словарь школьников с нарушением интеллекта беден и в значительной степени ограничен. Пассивный словарь гораздо шире активного, его актуализация достигается большим трудом.
В третьей части исследования на основе этих данных строится программа комплексного коррекционно-педагогического воздействия по обогащению словаря школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился по направлениям: обогащение словаря имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Следовательно, у детей формирование словаря должно быть включено в общее коррекционно-логопедическое воздействие по развитию речи.
Художественная литература является прекрасным средством повышения словарного запаса. Благодаря прочтению произведений, дети учатся наиболее точно подбирать слова, понимать авторскую мысль и ярко представлять описываемые ситуации. В ходе контрольного эксперимента было выявлено, что у детей значительно повысился уровень словарного запаса: они стали активно использовать слова-синонимы и слова-антонимы, разбираться в частях речи, подбирать точные действия для предмета и описывать его.
В ходе исследования, была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза о том, что художественная литература является эффективным способом обогащения словаря школьников с нарушением интеллекта. Предложенные цели и задачи - выполнены.
Проведенная коррекционно-воспитательная работа оказала положительное влияние на уровень словаря у школьников с нарушением интеллекта.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефект. вузов / Под ред. А.К. Аксеновой. - М.: Владос, 2007. - 316 с.
2. Алексина, Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи / Л.И. Алексина. - М.: Владос, 2007. - 137 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ru/Books/5Z0174/5 0174-1. shtml
4. Василевская, В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми / В.Я. Василевская. - М.: Владос, 2005. - 215 с.
5. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева. - М.: Педагогика, 2011. - 215 с.
6. Виноградова, Н.Ф Сборник по внеурочному чтению для младших школьников с умственной отсталостью в умеренной степени / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2010. - 315 с.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/6Z0192/6 0192-1. shtml
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2006. - 208 с.
9. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной
школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.rU/Books/5/0467/5 0467-1.shtml
10. Воронкова, В.В. Чтение: учеб. для 2 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В.Воронкова,
З.Д. Будаева, С.А. Казакова, Т.В. Лусс, И.Е. Пушкова, В.В. Строгонова. - М.: Владос, 2003. - 128 с.
11. Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
12. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: книга для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0387/2 0387-l.shtml
14. Данилкина, Г.И. Влияние словесного образца на восприятие сюжетной картинки учащимися 1—2 классов вспомогательной школы / Г.И. Данилкина.
- М.: Владос, 2001. - 69 с.
15. Дмитриева, А.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида: учебное пособие / А.И. Дмитриева. - М.: МПСИ, 2009. - 128 с.
16. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
17. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей: учебное пособие для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/5Z0056/5 0056- 1.shtml
18. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М.: Изд-во Московского университета, 2011.
- 157 с.
19. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений: учебное пособие / А.Г. Зикеев. - М.:
Академия, 2000. - 310 с.
20. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании ребенка / Н.С. Карпинская. - М.: Просвещение, 2012. - 250 с.
21. Катаева, А.А. Дидактически игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников / А.А. Катаева. - М.: Просвещение, 2004. - 155 с.
22. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
23. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / В.В. Лебединский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
24. Лубовский, В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ.
высш. под. учеб. заведений. / В.И.Лубовский [Электронный ресурс]. -
http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/-Pod red-V.I.Lubovskogo-Specialnaya psihologiya-Bo.pdf
25. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/3/0351/3 0351-1.shtml
26. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
27. Маллер, А.Р. Формирование устной речи глубоко умственно отсталых детей в процессе их обучения / А.Р. Маллер [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/7/0383/7 0383-1.shtml
28. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей.
- 2-е изд., испр. / В.Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 2015. - 104 с.
29. Мелешкина, М.С. Методическая работа над художественным произведением на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы / М.С. Мелешкина. - М.: Просвещение, 2012. - 90 с.
30. Наумов, А.А. История и философия специальной педагогики и психологии / А.А. Наумов. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 100 c.
31. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/6/0263/6 0263-1.shtml
32. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное
пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова [Электронный ресурс]. -
http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0412/6 0412- l.shtml
33. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ / В.Г. Петрова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
34. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника:
учебное пособие для студентов пед. инстит. по спец. «дефектология» / С.Я. Рубинштейн [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/6Z0213/6 0213-
l.shtml
35. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - СПб: Речь, 2008. - 247 с.
36. Смирнова, 3.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в
связи с изучением имени прилагательного / З.Н. Смирнова. - М.:
Просвещение, 2015. - 69 с.
37. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальной недостаточности /
В.Ф. Шалимов. - М.: Академия, 2004, 105 с.
38. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
39. Шипицына, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка / Л.М. Шипицына. - М.: Владос, 2010. - 165 с.
40. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф [Электронный ресурс]. - http: //iemcko .ru/2137.html
41. Шишкова, М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М.И. Шишкова. - М.: Коррекционная педагогика, 2007. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ