ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2.Этапы развития самостоятельности детей дошкольного возраста 18
1.3. Условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста в различных видах деятельности 25
1.4. Возможности художественного ручного труда в развитии
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 48
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Диагностика уровня развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста (констатирующий
эксперимент)
2.2. Разработка программы формирующего эксперимента по развитию
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда
2.3. Диагностика уровня развития самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы проблема развития у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Это связано с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность [5, с. 125].
Нельзя не отметить и того, что поддержка инициативы и самостоятельности детей является также и необходимым условием для создания социальной ситуации развития ребенка (Л. С. Выготский).
В «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,
ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [48, с. 50].
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые задачи и проблемы.
По мнению Т.А. Марковой, К.П. Кузовковой, современным детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, связанный с определенными перекосами в воспитании детей. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих [30, с. 108].
Целесообразность формирования и развития на этапе дошкольного детства личности, которая могла бы не пассивно созерцать действительность, а активно преобразовывать ее, обозначена в ряде педагогических и психологических исследованиях и нормативных правовых документах. Так, например в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности [3, с. 50].
Я.З. Неверович, Я.Л. Коломинский, Д.В. Сергеева считают, что задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Исследования педагогов и психологов доказывают, что именно в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности и творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения ребёнком социального пространства человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий [27, с. 35].
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуется сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольников (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили «несовершенств», но сути дела это не меняло [6, с. 28]. И только в последнее время у нас утвердился «позитивистский» подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А такое качество как самостоятельность выступает помощницей в приобретении понимания ребенком окружающего мира и своего места в этом мире, то есть является верной спутницей личностного развития ребенка. Также самостоятельность оказывает влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.
Актуальность поднятой проблемы вызвана также потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность детей с целью развития их самостоятельности.
Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.
Гипотеза: предполагается, что в процессе художественного ручного труда развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности художественного ручного труда в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, разработать программу развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.
Исходя, из цели поставлены, следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал в работах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития самостоятельности детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать теоретические основы развития
самостоятельности в процессе художественного ручного труда в старшем дошкольном возрасте.
3. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
4. Изучить уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Экспериментально проверить возможности художественного ручного труда в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент).
6. Провести анализ полученных результатов (контрольный эксперимент).
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественный ручной труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «самостоятельность», особенности развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования художественного ручного труда в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложена примерная программа по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного ручного труда, которая может быть использована педагогами в реализации воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, проявлению инициативы и самостоятельности в решении возникающих вопросов.
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», - говорила Мария Монтессори.
В теоретической части работы, на основе анализа психолого - педагогической литературы по теме исследования, рассматриваются: различные подходы к определению понятия «самостоятельность», аспекты развития самостоятельности дошкольников, самостоятельность как качество ума и личности детей; развитие самостоятельности в трудовой деятельности и педагогические условия развития самостоятельности посредством художественного ручного труда.
Анализ литературы показал, что компонентами самостоятельности детей старшего дошкольного возраста выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Развитие самостоятельности в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности, в том числе трудовой. В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой 91
деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Поэтому проблема воспитания и развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
В результате проведенного констатирующего эксперимента нами были выявлено, что существующий на сегодняшний день педагогический процесс, не в полной мере позволяет осуществить задачу по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Требуется поиск средств, которые могли бы способствовать развитию данного качества у дошкольников.
Как показало, наше исследование художественный ручной труд является одним из эффективных средств развития самостоятельной личности. Художественный ручной труд способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. В процессе деятельности развиваются творческие способности, формируются новые виды мышления. Кроме этого у детей воспитывается уверенность в своих силах, развивается стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту еще большей индивидуальности и выразительности, развивается фантазия, воображение, воспитывается усидчивость, аккуратность и терпение. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами любой деятельности ребенка. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Вследствие коллективной работы ручным трудом, ребенок получает навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности, что улучшает адаптацию ребенка в обществе и готовит к более успешному обучению в школе.
С помощью данных, полученных в результате проведения
практического исследования, мы убедились в недостаточном использовании художественного ручного труда в образовательном процессе. Большинство педагогов ограничиваются проведением ручного труда лишь в рамках того, что предусмотрено в расписании, при этом во время деятельности используя стандартные, обычные материалы и оборудование (ножницы, клей, бумага) и требуя от детей действовать строго по образцу. Именно поэтому нами был разработан комплекс мероприятий по художественному ручному труду с использованием разнообразных материалов, рассчитанный на семь месяцев реализации, с целью развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Художественный ручной труд охотно воспринимается детьми, ведь он близок по своему содержанию к деятельности взрослых, что существенно повышает мотивацию детей и побуждает их к деятельности [2]. Во время процесса у детей появляется возможность выступать в роли дизайнеров, художников, швей, мастерить малые архитектурные строения. Эта деятельность приносит ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.
Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась эффективной: художественный ручной труд способствовал воспитанию характера ребенка и развитию его самостоятельности. Если по результатам констатирующего эксперимента преобладали дети со средним уровнем развития самостоятельности, то после реализации программы в экспериментальной группе у большинства детей выявлен высокий уровень развития самостоятельности....
1. Акулова Е.В. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание. 2009. №9 С. 52-58.
2. Белошистая А.В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома. // Детский сад от А до Я. 2008. №1 С. 148-158.
3. Бехтерева Е.Г. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. //Дошкольное воспитание. 2010. № 8 C 36-45.
4. Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский П.П. Педология. М.:Издательство «Ювета»,. 2000.C.89-119.
5. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. 2008. №1 C. 124-132.
6. Букина Н.С. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. 2007.№ 12 С. 28-33.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ювета», 2001. 174 с.
8. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М.: Просвещение, 2002. 147 с.
9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. М.: Просвещение, 2008. 105 с.
10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». 2010. № 37. С. 16-24.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы - 4-е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
12. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 2003. 80 с.
13. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок. // Дошкольное воспитание.1988. №11 С. 60-64.
14. Детская практическая психология: Учебник./ Под редакцией Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
15. Диброва Г.Т. Воспитание самостоятельных детей. // Дошкольное воспитание.2004. №9 С. 68-73....50