Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса обучения моделированию речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке иностранного языка в 8 классе 8
1.1 Дефиниция понятия «речеповеденческий акт»: классификационные
признаки диалога и полилога 8
1..2. Особенности обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе 15
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по применению аутентичных видеоматериалов в процессе моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе 30
2.1 Анализ возможности применения аутентичных видеоматериалов как
средства моделирования речеповеденческих актов на уроке английского языка в 8 классе 30
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий с применением аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С.
Маккинли, Б. Хастингс) 44
Выводы по главе 2 61
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 76
Приложение Г 77
Актуальность темы исследования. Процесс овладения иноязычной коммуникативной компетенцией в ходе обучения иностранному языку в школе сопряжен с рядом особенностей, одной из которых является изолированность обучающихся от аутентичной языковой среды. Говорение, будучи ключевым фактором умения общаться на иностранном языке, считается наиболее сложным видом речевой деятельности, являющимся при этом основной целью обучения иностранному языку [Федеральный Государственный...., 2015].
Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения говорению на иностранном языке позволяет обучающимся овладевать корректной речеповеденческой моделью, поскольку дает возможность наблюдения за поведением носителей языка в различных формах межличностного общения, а также позволяет обучающимся самостоятельно анализировать реально существующие современные культурные реалии изучаемого языка.
Методика обучения различным видам иноязычной речевой деятельности, в том числе говорению на иностранном языке, рассмотрена в работах Э.П. Шубина, Е.И. Пассова, А.А. Леонтьева, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез.
Особенности обучения иностранному языку в 8 классе представлены в исследованиях П.К. Бабинской.
Разработке методики использования аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку посвящены исследования И.А. Зимней, Е.Н. Солововой, Е.И. Дмитриева, M. Allen, J. Golden.
Тем не менее, использование аутентичных видеоматериалов на уроке английского языка в качестве средства обучения говорению рассмотрено, по нашим данным, в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Аутентичные видеоматериалы как средство обучения моделированию речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем аутентичные видеоматериалы как средство обучения моделированию речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение аутентичных видеоматериалов на уроке английского языка в 8 классе будет способствовать эффективности процесса обучения диалогической и полилогической речи.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения комплекса заданий по моделированию речеповеденческих актов (диалога и полилога) обучающихся на уроке английского языка в 8 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Описать различные подходы к дефиниции понятия «речеповеденческий акт»; привести классификационные признаки диалога и полилога.
2. Рассмотреть особенности обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе.
3. Выявить возможность применения аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов на уроке английского языка в 8 классе.
4. Разработать комплекс заданий с применением аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс).
5. Провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе МБОУ «Средняя школа №63» (г. Красноярск).
6. Проанализировать данные опытно-экспериментальной работы и дать рекомендации по внедрению разработанного комплекса заданий в образовательную практику.
Для решения поставленных задач задействованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; изучение документации в сфере основного общего образования; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по обучению диалогу и полилогу на уроке иностранного языка: А.А. Леонтьев, И.А. Кузнецов, И.В. Рахманов, Э.Б. Яковлева; особенностям обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе: Н.Д. Кондрахина, Л.В. Садовина, В.Л. Скалкин, В.Ю. Терешина; применению аутентичных видеоматериалов на уроке иностранного языка: И.М. Андреасян, Т.П. Леонтьева, М.О. Магомедова, Л.В. Садовина.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплекса заданий с применением аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс).
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса при обучении диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе.
Апробация и этапы исследования.
2020-2022 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита магистерской диссертации на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась через публикацию статьи «Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке» в журнале «Молодой ученый» (ноябрь 2022 г.) и выступления на методических семинарах с докладами по теме исследования на базе МБОУ «Средняя школа №63» (г. Красноярск) в 2020-2021 г.
Опытно-экспериментальная база исследования. Материалы исследования апробированы на базе МБОУ «Средняя школа №63» (г. Красноярск) в 8 классе.
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 86 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса обучения моделированию речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке иностранного языка в 8 классе» раскрывается понятие «речеповеденческий акт»; приводятся классификационные признаки диалога и полилога; описываются психолого-педагогические особенности процесса обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по применению аутентичных видеоматериалов в процессе моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе» рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов на уроке иностранного языка; представлены результаты опытно-экспериментальной работы по применению аутентичных видеоматериалов в процессе моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога). Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования комплекса заданий с применением аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе.....
В первой главе диссертационного исследования раскрываются понятия «речеповеденческий акт», “диалог” “полилог”; приводятся классификационные признаки диалога и полилога; описываются психолого-педагогические особенности процесса обучения диалогической и полилогической речи на уроке иностранного языка в 8 классе.
Во второй главе рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов на уроке иностранного языка; представлены результаты опытно-экспериментальной работы по применению аутентичных видеоматериалов в процессе моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога). Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования комплекса заданий с применением аутентичных видеоматериалов как средства моделирования речеповеденческих актов (диалога и полилога) на уроке английского языка в 8 классе.
В ходе исследования мы изучили основные подходы к обучению диалогической речи, а также рассмотрели различные точки зрения по поводу применения аутентичных видеоматериалов в ходе обучения моделированию речеповеденческих актов. Мы также выяснили, что овладение свободной диалогической речью для обучающихся сопряжено с рядом трудностей, что доказывает комплексность и сложность данного процесса.
На сегодняшний день, к сожалению, многие одобренные Министерством просвещения учебно-методические комплексы содержат недостаточное количество заданий и упражнений, направленных на этот вид речевой деятельности, несмотря на то, что фактически под сформированностью иноязычной коммуникативной компетенции мы подразумеваем непосредственную способность и готовность к коммуникации на иностранном языке.
Применение аутентичных видеоматериалов как средства обучения моделированию речеповеденческих актов имеет, на наш взгляд, широкий ряд преимуществ:
• это способ своеобразного погружения в языковую среду изучаемого языка, жизнь и быт носителей этого языка;
• достижение высокой степени лингвистического разнообразия;
• наличие наиболее актуальных звукопроизносительных особенностей;
• тенденция к снижению напряжения среди обучающихся при обучении диалогической речи;
• возможность выбора материалов в соответствии с личными интересами обучающихся, что, помимо реализации принципа индивидуального подхода, позволяет стимулировать уровень мотивации и заинтересованности обучающегося в коммуникации на иностранном языке.
В ходе разработки и апробации комплекса заданий, мы пришли к выводу о том, использование аутентичных видеоматериалов как средства обучения моделированию речеповеденческих актов является эффективным, поскольку обучающиеся продемонстрировали качественные изменения в измеряемом параметре в ходе проведения эксперимента.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий с применением аутентичных видеоматериалов по лексическим темам всех глав УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс для более детальной проработки каждой из тем.
1. Абаева Ф.Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-metody-obucheniya-studentov -govoreniyu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 15.10. 2020).
2. Агаркова О.А. Перформативный акт благодарности на примере
религионимов//Современные проблемы науки и образования 2018. №3 [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=13399 (дата обращения: 06.10.2022).
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2016. - 448 с.
4. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежныя мовы Рэспублщы Беларусь. - 2006. - №2. - С. 180-200.
5. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. -М.: Языки русской культуры, 1996. - 896 с.
6. Бабаян В.Н. Основные классификации диалогов и диалогических высказываний-реплик [Элекстронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-klassifikatsii-dialogov-i-dialogich eskih-vyskazyvaniy-replik (дата обращения: 10.10.2022).
7. Баделина, М.В. Отношения согласия между репликами диалогических единств: Дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 [Текст] / М.В. Баделина. - Иваново:Ивановский госуниверситет, 1997. - 174 с.
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
9. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации [Элекстронный ресурс] Режим доступа: http://kgo.ucoz.ru/distant/sbornik bim.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
10. .Борисова, И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика [Текст] / И.Н. Борисова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.320 с.
11. Бородина Э.В. Применение видеоматериалов в обучении говорению на английском языке на старшем этапе. [Текст] /Э.В. Бородина, Е.А. Плахова //Казанский вестник молодых ученых. -2020. -№4(4). - С. 9-14.
12. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Д. Н. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 336 с.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/281 (дата обращения 15.05.2020).
14. Горбунова И.Б. Педагогический эксперимент: статистическая обработка
результатов выполнения контрольных заданий // МНКО. 2018. №2 (69). [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskiy-eksperiment-statisticheska ya-obrabotka-rezultatov-vypolneniya-kontrolnyh-zadaniy (дата обращения: 11.09.2022).
15. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т.В. Жербило. - Назрань: ООО «Пилигрим». 2010. - 486 с.....52