Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Социальная перцепция. Социально-перцептивные установки 7
1.2. Семейные факторы в формировании личности ребенка младшего
школьного возраста 19
1.3. Психологические характеристики детей младшего школьного
возраста 25
Глава 2. Изучение связи психологических характеристик младших
школьников с социально-перцептивными установками их родителей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы 57
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложение 1 64
Приложение 2
Развитие личности детей происходит, прежде всего, под влиянием близких взрослых. Именно они определяют формирование у детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Усвоение этих норм происходит под влиянием наблюдаемых образцов поведения. Родители долгое время являются образцами поведения для детей. Ребенок склонен подражать их поступкам, взаимоотношениям и отношениям к другим людям. Он перенимает их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, явлений. Родительское поведение выступает для него в качестве образца.
Решающим моментом в усвоении образцов поведения выступает та оценка, которую дают родители другим взрослым, детям, персонажам художественных произведений. Родители - люди, к которым ребенок более всего привязан, а их мнение для него наиболее авторитетно.
Дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Связано это с тем, что его собственное поведение с началом школьного обучения становится постоянно оцениваемым. Правила, которые усложняются на протяжении обучения в начальной школе, организуют социально одобряемое поведение детей. В этом возрасте происходит переход от выполнения требований и соблюдения правил к самостоятельной оценке своих поступков, с ориентиром на то, какого поведения ждут от них окружающие.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений со взрослым человеком [14, с. 87].
Влияние родительской семьи на человека с возрастом ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Семья формирует в человеке те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут . Процесс социализации в семье охватывает физическое, моральное и трудовое воспитание. Объективная закономерность проявляется в зависимости успешного формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Выступая социальным институтом воспитания, семья определяет не только поведение ребенка, жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни.
Выполнение воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала, представляющий собой комплекс определенных условий и средств. В него входят материальные и бытовые условия, характер отношений между членами семьи, а также характер отношений к другим людям и миру в целом . Воспитательный потенциал семьи включает нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт и психологические качества родителей [39].
Семья для ребенка является микромоделью общества. Она же оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.
В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации , в основе которой стоят процессы подражания. Родители обладают той властью, которая вызывает у ребенка желание подражать [39]. Самые важные психологические характеристики, базисные образования личности формируются не только под воздействием родительского отношения к ребенку, но и того поведения и того отношения к окружающим, которые становятся для него образцом.
Целью проведенного нами исследования стало изучение связи психологических характеристик младших школьников с социально-перцептивными установками их родителей для использования диагностических данных в коррекционной и консультативной практике педагога-психолога в процессе работы со школьниками и их родителями.
Объект исследования - психологические характеристики детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - связь психологических характеристик младших школьников с социально-перцептивными установками их родителей.
Гипотеза: существует связь психологических характеристик младшего школьника с социально-перцептивными установками их родителей. Социально-перцептивные установки родителей оказывают влияние на формирование таких характеристик, как социальная смелость, активность, стремление к доминированию, тревожность, разные виды агрессивности, эмпатию и эмоциональный интеллект.
Для поведения исследования были сформулированы и реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и эмпирических исследований по вопросам влияния семьи на формирование личности ребенка младшего школьного возраста, особенностей развития младшего школьника, а также по проблеме изучения в психологии социально¬перцептивных установок.
2. Подобрать диагностический комплекс, адекватный цели исследования.
3. Провести диагностическое исследование, проанализировать полученные данные, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы.
На начальном этапе в исследовании приняли участие 36 детей младшего школьного возраста и их родители. Далее диагностика проводилась с двумя группами младших школьников: Группу 1 составили дети родителей с позитивными социально-перцептивными установками, Группу 2 - дети, у родителей которых были продиагностированы негативные социально-перцептивные установки.
Для работы с родителями школьников использовалась методика оценки социально-перцептивной установки личности Т.Д. Дубовицкой.
В ходе работы с детьми были использованы такие методики, как:
- Тест исследования личностных особенностей (детский вариант), разработанный Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном;
- Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут);
- Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е.Н. Васильевой;
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей».
В ходе исследования использовались также такие методы, как наблюдение и беседа. Наблюдение и опрос учителей проводились на основе классификации уровня социально-эмоционального развития детей, предложенной Г.А. Широковой.
В качестве методов математической статистики были использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена и Т-критерий Стьюдента
Семья - это определенный морально-психологический климат, для ребенка это школа отношений с людьми. Именно в семье формируются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к другим людям и духовным ценностям.
Семья является главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Именно воспитательный процесс в семье формирует те или иные черты характера, устойчивые эмоционально-мотивационные структуры.
Отношение ребенка к окружающей действительности «вырастает» из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс составляет содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Исследования семьи и ее роли в развитии ребенка, как правило, ограничиваются исследованием детско-родительских отношений. В проведенном нами исследовании изучалась связь психологических характеристик детей младшего школьного возраста с социально¬перцептивными установками их родителей.
Полученные данные свидетельствуют о влиянии направления социально-перцептивных установок ближайшего взрослого окружения на такие психологические качества детей, как социальная смелость, активность, эмпатия, конфликтность и агрессивность.
Важность изучения социально-перцептивных установок родителей определяется наличием выявленной связи. Необходимо осознавать, что от того, какие представления формируются у детей в семье, будет во многом зависеть, какие семьи они создадут сами, и какие представления будут передавать своим детям.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
4. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И. Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. - СПб.: Речь, 2008. - 272 с.
5. Артамонова И.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под. ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
6. Асмолов А.Г. Установка // Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 32-33.
7. Ахмадеев А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. - Уфа: БГУ, 2001. - 102 с.
8. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 2004. - 400 с.
9. Бирюкова Г.А., Щедрина О.Д. Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 42-43.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 2004. - 200 с.
11. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. - 256 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - Спб.: Питер, 2008. - 400 с.
Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. В.С. Мухина, А.А Хвостов. - М.: Академия, 2001. - 624 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский; А.С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо,2005. - 512 с.
15. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 122-139.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ, 2010. - 256 с.
17. Денисова Ю.В. Социальная психология: учеб. пособие. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 176 с.
18. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных
представлений в современной психологии. - М., 2002. - 152 с.
19. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, 1997. - 344с.
20. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. - СПб.: Речь, 2010. - 141 с.
21. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
22. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
23. Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей. // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4(20). - С. 119-129.
24. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 238 с.
25. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость. // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - С. 92-97.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
27. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
28. Леонтьев А.А. Психология общения - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010. - 452 с.
30. Невмержицкий О.А. Сотрудничество с родителями: пособие. - К.: Гнозис, 2005. - 265 с.
31. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
32. Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.- 137 с.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении - М.: 1989. - 216 с.
34. Психология затрудненного общения: Теория. Методы.
Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менеджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
35. Психология человека от рождения до смерти. / Под редакцией А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
36. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2011. - 682 с.
37. Пугачев А.С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 310-313.
38. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / сост.: А.В. Мокашенцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2007.
39. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для вузов / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер.-М.: Академия, 2005. - 384 с.
41. http: //opsychology.ru/2008/12/06/socialnayapercepciya/Социальная перцепция
42. https://psyera.ru/4600/osobennosti-myshleniya-mladshih-shkolnikovОсобенности мышления младших школьников
43. https://www.scienceforum.ru/2015/965/15207Машутина Н.Ю., Головнева Е.В. Семья как фактор воспитания детей младшего школьного возраста
44. https: //superinf.ru/view helpstud.php?id=1957 Социальный
стереотип: понятие, сущность, основные концепции