Роль прокуратуры в борьбе с преступлениями коррупционной направленности
|
Введение 3
1. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов
государственной власти 7
1.1. Правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной
власти 7
1.2. Основные направления прокурорского надзора 15
2. Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции в современных
условиях 23
2.1. Социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях
российской действительности 23
2.2. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере
противодействия коррупции 30
3. Основные направления совершенствования деятельности органов
прокуратуры в сфере противодействия коррупции 40
3.1. Расширение надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного
преследования 40
3.2. Взаимодействие прокуратуры с иными органами государственной власти и
общественными институтами как мера противодействия коррупции 48
Заключение 56
Список литературы
1. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов
государственной власти 7
1.1. Правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной
власти 7
1.2. Основные направления прокурорского надзора 15
2. Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции в современных
условиях 23
2.1. Социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях
российской действительности 23
2.2. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере
противодействия коррупции 30
3. Основные направления совершенствования деятельности органов
прокуратуры в сфере противодействия коррупции 40
3.1. Расширение надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного
преследования 40
3.2. Взаимодействие прокуратуры с иными органами государственной власти и
общественными институтами как мера противодействия коррупции 48
Заключение 56
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время прокуратура Российской Федерации играет особую роль в сфере обеспечения правопорядка и защиты прав и свобод граждан. Усилия прокуратуры направлены на сферы, от укрепления правопорядка в которых зависит качество жизни людей, их благополучие и безопасность, а также защита государственных интересов.
Основная функция прокуратуры России - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории нашего государства. Кроме этого, значительную роль в поддержании состояния безопасности и защищенности общества и государства играют такие направления деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, поддержка государственного обвинения, координация деятельности правоохранительных ведомств и ряд иных.
Наличие таких значимых полномочий является гарантией соблюдения законности гражданами, организациями, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, что, в свою очередь, служит целям усиления национальной безопасности нашего государства.
Важнейшей функцией прокуратуры РФ в современных условиях выступает противодействие преступлениям коррупционной направленности. Стратегией национальной безопасности России коррупция обоснованно признана одной из насущных угроз национальной безопасности, посягающих на государственную и общественную безопасность. Сегодня коррупция оказывает крайне негативное воздействие на развитие российского общества, подрывая у населения доверие к существующим институтам власти, у предпринимателей - мотивацию к ведению бизнеса в соответствии с правовыми нормами, у государственных служащих - мотивацию к надлежащему выполнению их должностных обязанностей.
В результате в обществе формируется искаженная система отношений, в рамках которой граждане поступают на государственную службу в надежде обогатиться, используя должностное положение; бизнесмены заинтересованы не в повышении качества и снижении стоимости предлагаемых товаров и услуг, а в получении и хищении бюджетных средств, а также в устранении с рынка конкурентов путем использования коррупционных связей в органах власти; граждане стремятся избегать любых контактов с представителями органов власти, чтобы не осуществлять коррупционные выплаты.
Значимость проблемы противодействия коррупции обусловлена также тем, что сегодня прокуратура, наряду с другими правоохранительными органами, находится в процессе реформирования. При этом в последнее время наблюдается ограничение надзорных функций прокурора, что на практике влечет ряд насущных проблем эффективного осуществления контроля и надзора и может привести к ослаблению отдельных направлений национальной безопасности России, в том числе - в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Вышеизложенные обстоятельства обусловливают актуальность и значимость проводимого исследования и свидетельствуют о необходимости изучения и осмысления места и роли прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Разработанность. Проблемные вопросы осуществления прокурорского надзора, реализации полномочий прокурора, применения мер прокурорского реагирования на нарушения законности неоднократно становились предметом исследования М.И. Байтина, М.Ю. Барщевского, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, П.А. Лупинской, А.В. Малько, В.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, Ю.И. Скуратова и многих других авторов.
Различные аспекты противодействия коррупции, в том числе - с участием органов прокуратуры, разрабатывались таким авторами, как А.Ю. Винокуров, Б.Н. Габричидзе, А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, С.А. Маслов, В.А. Соснин, А.Г. Хрульков, В.Б. Ястребов и многие другие ученые.
В то же время, данную тему невозможно признать полностью раскрытой и изученной в связи с непрекращающимися реформами правоохранительной системы и изменениями правового статуса Прокуратуры РФ, а также новыми подходами к вопросам противодействия коррупции на территории Российской Федерации. Указанные обстоятельства также подтверждают актуальность и значимость предпринятого исследования.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в сфере реализации полномочий прокуратуры РФ по противодействию коррупционным преступлениям.
Предметом исследования являются нормы Конституции России, федерального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупционным преступлениям применительно к деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Целью работы является характеристика основных направлений деятельности прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупционным преступлениям.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
- рассмотреть правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной власти;
- выделить основные направления прокурорского надзора;
- исследовать социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях российской действительности;
- выявить особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции;
- провести анализ проблемы расширения надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного преследования;
- показать особенности взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти и общественными институтами по вопросам усиления борьбы с коррупцией.
Теоретической основой исследования являются работы российских ученых, посвященные различным аспектам осуществления прокурорского надзора; федеральное законодательство; нормативные правовые акты Генеральной Прокуратуры РФ.
Методологическая основа исследования обусловлена применяемыми в работе научными методами анализа и синтеза, логического, формально-юридического методов и ряда других.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности в современных условиях существования и развития Российского государства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отдельные разделы данной работы могут быть использованы в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Прокурорский надзор».
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена выводами и предложениями по совершенствованию института деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования. Исследование состоит из настоящего введения, трех глав с шестью параграфами, заключения и списка литературы.
Основная функция прокуратуры России - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории нашего государства. Кроме этого, значительную роль в поддержании состояния безопасности и защищенности общества и государства играют такие направления деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, поддержка государственного обвинения, координация деятельности правоохранительных ведомств и ряд иных.
Наличие таких значимых полномочий является гарантией соблюдения законности гражданами, организациями, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, что, в свою очередь, служит целям усиления национальной безопасности нашего государства.
Важнейшей функцией прокуратуры РФ в современных условиях выступает противодействие преступлениям коррупционной направленности. Стратегией национальной безопасности России коррупция обоснованно признана одной из насущных угроз национальной безопасности, посягающих на государственную и общественную безопасность. Сегодня коррупция оказывает крайне негативное воздействие на развитие российского общества, подрывая у населения доверие к существующим институтам власти, у предпринимателей - мотивацию к ведению бизнеса в соответствии с правовыми нормами, у государственных служащих - мотивацию к надлежащему выполнению их должностных обязанностей.
В результате в обществе формируется искаженная система отношений, в рамках которой граждане поступают на государственную службу в надежде обогатиться, используя должностное положение; бизнесмены заинтересованы не в повышении качества и снижении стоимости предлагаемых товаров и услуг, а в получении и хищении бюджетных средств, а также в устранении с рынка конкурентов путем использования коррупционных связей в органах власти; граждане стремятся избегать любых контактов с представителями органов власти, чтобы не осуществлять коррупционные выплаты.
Значимость проблемы противодействия коррупции обусловлена также тем, что сегодня прокуратура, наряду с другими правоохранительными органами, находится в процессе реформирования. При этом в последнее время наблюдается ограничение надзорных функций прокурора, что на практике влечет ряд насущных проблем эффективного осуществления контроля и надзора и может привести к ослаблению отдельных направлений национальной безопасности России, в том числе - в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Вышеизложенные обстоятельства обусловливают актуальность и значимость проводимого исследования и свидетельствуют о необходимости изучения и осмысления места и роли прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Разработанность. Проблемные вопросы осуществления прокурорского надзора, реализации полномочий прокурора, применения мер прокурорского реагирования на нарушения законности неоднократно становились предметом исследования М.И. Байтина, М.Ю. Барщевского, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, П.А. Лупинской, А.В. Малько, В.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, Ю.И. Скуратова и многих других авторов.
Различные аспекты противодействия коррупции, в том числе - с участием органов прокуратуры, разрабатывались таким авторами, как А.Ю. Винокуров, Б.Н. Габричидзе, А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, С.А. Маслов, В.А. Соснин, А.Г. Хрульков, В.Б. Ястребов и многие другие ученые.
В то же время, данную тему невозможно признать полностью раскрытой и изученной в связи с непрекращающимися реформами правоохранительной системы и изменениями правового статуса Прокуратуры РФ, а также новыми подходами к вопросам противодействия коррупции на территории Российской Федерации. Указанные обстоятельства также подтверждают актуальность и значимость предпринятого исследования.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в сфере реализации полномочий прокуратуры РФ по противодействию коррупционным преступлениям.
Предметом исследования являются нормы Конституции России, федерального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупционным преступлениям применительно к деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Целью работы является характеристика основных направлений деятельности прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупционным преступлениям.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
- рассмотреть правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной власти;
- выделить основные направления прокурорского надзора;
- исследовать социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях российской действительности;
- выявить особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции;
- провести анализ проблемы расширения надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного преследования;
- показать особенности взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти и общественными институтами по вопросам усиления борьбы с коррупцией.
Теоретической основой исследования являются работы российских ученых, посвященные различным аспектам осуществления прокурорского надзора; федеральное законодательство; нормативные правовые акты Генеральной Прокуратуры РФ.
Методологическая основа исследования обусловлена применяемыми в работе научными методами анализа и синтеза, логического, формально-юридического методов и ряда других.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности в современных условиях существования и развития Российского государства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отдельные разделы данной работы могут быть использованы в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Прокурорский надзор».
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена выводами и предложениями по совершенствованию института деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования. Исследование состоит из настоящего введения, трех глав с шестью параграфами, заключения и списка литературы.
В заключение проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Сегодня коррупция продолжает оставаться одним из наиболее негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние национальной безопасности нашего государства. Опасность коррупции состоит не только в том, что она оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, наносит огромный материальный и нравственный ущерб обществу. Коррупция меняет психологию граждан, должностных лиц и целых общественных институтов, формируя снисходительное и попустительское к ней отношение.
Системный характер коррупции привел к появлению особого типа преступника - коррупционера, злоупотребляющего властью и должностными полномочиями с целью получения материальной и иной личной выгоды. Большинство из них начинали как ситуативные правонарушители, совершая преступления от случая к случаю и оправдывая свои действия необходимостью «быть как все», «не выделяться», не стать «белой вороной». Впоследствии аппетиты чиновников возрастают, и коррупционные преступления приобретают системный характер. Этому способствуют и атмосфера безнаказанности, круговая порука, отсутствие действенных методов выявления и пресечения коррупционных правонарушений.
Известно, что многие громкие дела о миллиардных хищениях и взятках в сфере высших органов государственной власти не доходили до суда, либо виновным назначали смехотворные сроки отбывания наказания без конфискации имущества. Такие тенденции также крайне негативно влияют на психологию коррупционеров, позволяя им утвердиться в своей безнаказанности или уверенности в том, что все острые вопросы «можно решить».
В процессе исследования был сделан вывод о том, что исследование феномена коррупции предполагает осмысление множества причин, лежащих в различных плоскостях индивидуального, общественного и государственного бытия. Невозможно выделить одну, две, три или больше факторов, обусловливающих существование коррупции, и назвать данный список исчерпывающим. Для каждой отдельно взятой страны найдутся свои характерные поводы, основания и условия возникновения и развития рассматриваемого феномена.
Как представляется, в России масштабное проникновение коррупции во все значимые сферы правоотношений обусловлено, в первую очередь, историческими, политическими и социально-экономическими причинами, в числе которых: отсутствие диалога между властью и народом; резкое расслоение населения на бедных и богатых; традиционное раболепие подчиненных перед начальниками; низкие официальные доходы государственных служащих; неэффективность имеющих средств борьбы с коррупцией; отсутствие действенных государственных программ длительного действия, направленных на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным преступлениям и множество других.
В этой связи надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции является одним из наиболее эффективных и действенных средств государственного контроля и надзора, позволяющих значительно снизить уровень коррупционности российского общества и государства. В то же время, необходимо признать, что сегодня прокуратура лишена такого важнейшего полномочия надзорной деятельности, как самостоятельное возбуждение уголовного дела, что вызывает обоснованные возражения со стороны теоретических и практических работников.
Представляется, что в сфере противодействия коррупции прокурорам должны быть возвращены полномочия по возбуждению уголовного дела и направлению его по подследственности в соответствующий орган предварительного расследования. Расширение круга надзорных полномочий значительно повысит уровень защищенности общественных и государственных интересов, что, в свою очередь, позволит обеспечить стабильность Российского государства и национальной безопасности.
Сегодня же итогом надзорной деятельности прокурора в случае выявления фактов коррупционного поведения, является только составление акта прокурорского реагирования в виде протеста, постановления, представления или предостережения. Несмотря на то, что акты прокурорского реагирования являются одними из самых эффективных мер надзорной деятельности прокурора, поскольку позволяют устранить нарушения закона еще на досудебной стадии, тем не менее, полномочия прокуратуры должны быть расширены до возможностей самостоятельного возбуждения уголовного дела.
Вызывает ряд вопросов и эффективность института взаимодействия прокуратуры с иными органами власти и общественными объединениями по вопросам противодействия коррупции. Анализ практической деятельности прокуратуры Пензенской области по данному направлению показал, что взаимодействием охватывается аудитория граждан, начиная со старших классов. Тогда как сегодня необходимо вовлекать в антикоррупционную сферу подрастающее поколение уже с младших классов, проводя активную профилактическую работу, направленную на формирование в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции.
Очевидно, что эта деятельность должна осуществляться совместными усилиями правоохранительных органов, институтов гражданского общества и самими гражданами. Однако прокуратура призвана играть в этом процессе ведущую роль, являясь одновременно надзирающим и координирующим органом, призванным не только выявлять и пресекать коррупционную деятельность, но и активно вовлекать в нее значимые общественные и государственные институты, предприятия и организации, а также граждан Российской Федерации. Только совместными усилиями возможно значительное снижение уровня коррупции и его минимизация.
Сегодня коррупция продолжает оставаться одним из наиболее негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние национальной безопасности нашего государства. Опасность коррупции состоит не только в том, что она оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, наносит огромный материальный и нравственный ущерб обществу. Коррупция меняет психологию граждан, должностных лиц и целых общественных институтов, формируя снисходительное и попустительское к ней отношение.
Системный характер коррупции привел к появлению особого типа преступника - коррупционера, злоупотребляющего властью и должностными полномочиями с целью получения материальной и иной личной выгоды. Большинство из них начинали как ситуативные правонарушители, совершая преступления от случая к случаю и оправдывая свои действия необходимостью «быть как все», «не выделяться», не стать «белой вороной». Впоследствии аппетиты чиновников возрастают, и коррупционные преступления приобретают системный характер. Этому способствуют и атмосфера безнаказанности, круговая порука, отсутствие действенных методов выявления и пресечения коррупционных правонарушений.
Известно, что многие громкие дела о миллиардных хищениях и взятках в сфере высших органов государственной власти не доходили до суда, либо виновным назначали смехотворные сроки отбывания наказания без конфискации имущества. Такие тенденции также крайне негативно влияют на психологию коррупционеров, позволяя им утвердиться в своей безнаказанности или уверенности в том, что все острые вопросы «можно решить».
В процессе исследования был сделан вывод о том, что исследование феномена коррупции предполагает осмысление множества причин, лежащих в различных плоскостях индивидуального, общественного и государственного бытия. Невозможно выделить одну, две, три или больше факторов, обусловливающих существование коррупции, и назвать данный список исчерпывающим. Для каждой отдельно взятой страны найдутся свои характерные поводы, основания и условия возникновения и развития рассматриваемого феномена.
Как представляется, в России масштабное проникновение коррупции во все значимые сферы правоотношений обусловлено, в первую очередь, историческими, политическими и социально-экономическими причинами, в числе которых: отсутствие диалога между властью и народом; резкое расслоение населения на бедных и богатых; традиционное раболепие подчиненных перед начальниками; низкие официальные доходы государственных служащих; неэффективность имеющих средств борьбы с коррупцией; отсутствие действенных государственных программ длительного действия, направленных на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным преступлениям и множество других.
В этой связи надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции является одним из наиболее эффективных и действенных средств государственного контроля и надзора, позволяющих значительно снизить уровень коррупционности российского общества и государства. В то же время, необходимо признать, что сегодня прокуратура лишена такого важнейшего полномочия надзорной деятельности, как самостоятельное возбуждение уголовного дела, что вызывает обоснованные возражения со стороны теоретических и практических работников.
Представляется, что в сфере противодействия коррупции прокурорам должны быть возвращены полномочия по возбуждению уголовного дела и направлению его по подследственности в соответствующий орган предварительного расследования. Расширение круга надзорных полномочий значительно повысит уровень защищенности общественных и государственных интересов, что, в свою очередь, позволит обеспечить стабильность Российского государства и национальной безопасности.
Сегодня же итогом надзорной деятельности прокурора в случае выявления фактов коррупционного поведения, является только составление акта прокурорского реагирования в виде протеста, постановления, представления или предостережения. Несмотря на то, что акты прокурорского реагирования являются одними из самых эффективных мер надзорной деятельности прокурора, поскольку позволяют устранить нарушения закона еще на досудебной стадии, тем не менее, полномочия прокуратуры должны быть расширены до возможностей самостоятельного возбуждения уголовного дела.
Вызывает ряд вопросов и эффективность института взаимодействия прокуратуры с иными органами власти и общественными объединениями по вопросам противодействия коррупции. Анализ практической деятельности прокуратуры Пензенской области по данному направлению показал, что взаимодействием охватывается аудитория граждан, начиная со старших классов. Тогда как сегодня необходимо вовлекать в антикоррупционную сферу подрастающее поколение уже с младших классов, проводя активную профилактическую работу, направленную на формирование в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции.
Очевидно, что эта деятельность должна осуществляться совместными усилиями правоохранительных органов, институтов гражданского общества и самими гражданами. Однако прокуратура призвана играть в этом процессе ведущую роль, являясь одновременно надзирающим и координирующим органом, призванным не только выявлять и пресекать коррупционную деятельность, но и активно вовлекать в нее значимые общественные и государственные институты, предприятия и организации, а также граждан Российской Федерации. Только совместными усилиями возможно значительное снижение уровня коррупции и его минимизация.
Подобные работы
- Деятельность следственного комитета по расследованию преступлений коррупционной направленности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Криминологическая характеристика и предупреждение
коррупционной преступности
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Роль прокуратуры в предупреждении коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Предупреждение коррупции государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Правоохранительная деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности и история становления и развития российского законодательства об уголовной ответственности за взяточничество.
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2013 - Особенности первоначального этапа расследования взяточничества
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023



