Введение 3
1. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе органов
государственной власти 7
1.1. Правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной
власти 7
1.2. Основные направления прокурорского надзора 15
2. Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции в современных
условиях 23
2.1. Социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях
российской действительности 23
2.2. Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере
противодействия коррупции 30
3. Основные направления совершенствования деятельности органов
прокуратуры в сфере противодействия коррупции 40
3.1. Расширение надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного
преследования 40
3.2. Взаимодействие прокуратуры с иными органами государственной власти и
общественными институтами как мера противодействия коррупции 48
Заключение 56
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время прокуратура Российской Федерации играет особую роль в сфере обеспечения правопорядка и защиты прав и свобод граждан. Усилия прокуратуры направлены на сферы, от укрепления правопорядка в которых зависит качество жизни людей, их благополучие и безопасность, а также защита государственных интересов.
Основная функция прокуратуры России - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории нашего государства. Кроме этого, значительную роль в поддержании состояния безопасности и защищенности общества и государства играют такие направления деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, поддержка государственного обвинения, координация деятельности правоохранительных ведомств и ряд иных.
Наличие таких значимых полномочий является гарантией соблюдения законности гражданами, организациями, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, что, в свою очередь, служит целям усиления национальной безопасности нашего государства.
Важнейшей функцией прокуратуры РФ в современных условиях выступает противодействие преступлениям коррупционной направленности. Стратегией национальной безопасности России коррупция обоснованно признана одной из насущных угроз национальной безопасности, посягающих на государственную и общественную безопасность. Сегодня коррупция оказывает крайне негативное воздействие на развитие российского общества, подрывая у населения доверие к существующим институтам власти, у предпринимателей - мотивацию к ведению бизнеса в соответствии с правовыми нормами, у государственных служащих - мотивацию к надлежащему выполнению их должностных обязанностей.
В результате в обществе формируется искаженная система отношений, в рамках которой граждане поступают на государственную службу в надежде обогатиться, используя должностное положение; бизнесмены заинтересованы не в повышении качества и снижении стоимости предлагаемых товаров и услуг, а в получении и хищении бюджетных средств, а также в устранении с рынка конкурентов путем использования коррупционных связей в органах власти; граждане стремятся избегать любых контактов с представителями органов власти, чтобы не осуществлять коррупционные выплаты.
Значимость проблемы противодействия коррупции обусловлена также тем, что сегодня прокуратура, наряду с другими правоохранительными органами, находится в процессе реформирования. При этом в последнее время наблюдается ограничение надзорных функций прокурора, что на практике влечет ряд насущных проблем эффективного осуществления контроля и надзора и может привести к ослаблению отдельных направлений национальной безопасности России, в том числе - в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Вышеизложенные обстоятельства обусловливают актуальность и значимость проводимого исследования и свидетельствуют о необходимости изучения и осмысления места и роли прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Разработанность. Проблемные вопросы осуществления прокурорского надзора, реализации полномочий прокурора, применения мер прокурорского реагирования на нарушения законности неоднократно становились предметом исследования М.И. Байтина, М.Ю. Барщевского, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, П.А. Лупинской, А.В. Малько, В.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, Т.Н. Радько, Ю.И. Скуратова и многих других авторов.
Различные аспекты противодействия коррупции, в том числе - с участием органов прокуратуры, разрабатывались таким авторами, как А.Ю. Винокуров, Б.Н. Габричидзе, А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, С.А. Маслов, В.А. Соснин, А.Г. Хрульков, В.Б. Ястребов и многие другие ученые.
В то же время, данную тему невозможно признать полностью раскрытой и изученной в связи с непрекращающимися реформами правоохранительной системы и изменениями правового статуса Прокуратуры РФ, а также новыми подходами к вопросам противодействия коррупции на территории Российской Федерации. Указанные обстоятельства также подтверждают актуальность и значимость предпринятого исследования.
Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в сфере реализации полномочий прокуратуры РФ по противодействию коррупционным преступлениям.
Предметом исследования являются нормы Конституции России, федерального законодательства, ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупционным преступлениям применительно к деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Целью работы является характеристика основных направлений деятельности прокуратуры РФ в сфере противодействия коррупционным преступлениям.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих частных задач:
- рассмотреть правовой статус и функции Прокуратуры РФ как органа государственной власти;
- выделить основные направления прокурорского надзора;
- исследовать социально-правовые аспекты проявления коррупции в условиях российской действительности;
- выявить особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции;
- провести анализ проблемы расширения надзорных полномочий прокурора в сфере уголовного преследования;
- показать особенности взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти и общественными институтами по вопросам усиления борьбы с коррупцией.
Теоретической основой исследования являются работы российских ученых, посвященные различным аспектам осуществления прокурорского надзора; федеральное законодательство; нормативные правовые акты Генеральной Прокуратуры РФ.
Методологическая основа исследования обусловлена применяемыми в работе научными методами анализа и синтеза, логического, формально-юридического методов и ряда других.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности в современных условиях существования и развития Российского государства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отдельные разделы данной работы могут быть использованы в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Прокурорский надзор».
Практическая значимость настоящего исследования обусловлена выводами и предложениями по совершенствованию института деятельности прокуратуры в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования. Исследование состоит из настоящего введения, трех глав с шестью параграфами, заключения и списка литературы.
В заключение проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Сегодня коррупция продолжает оставаться одним из наиболее негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние национальной безопасности нашего государства. Опасность коррупции состоит не только в том, что она оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, наносит огромный материальный и нравственный ущерб обществу. Коррупция меняет психологию граждан, должностных лиц и целых общественных институтов, формируя снисходительное и попустительское к ней отношение.
Системный характер коррупции привел к появлению особого типа преступника - коррупционера, злоупотребляющего властью и должностными полномочиями с целью получения материальной и иной личной выгоды. Большинство из них начинали как ситуативные правонарушители, совершая преступления от случая к случаю и оправдывая свои действия необходимостью «быть как все», «не выделяться», не стать «белой вороной». Впоследствии аппетиты чиновников возрастают, и коррупционные преступления приобретают системный характер. Этому способствуют и атмосфера безнаказанности, круговая порука, отсутствие действенных методов выявления и пресечения коррупционных правонарушений.
Известно, что многие громкие дела о миллиардных хищениях и взятках в сфере высших органов государственной власти не доходили до суда, либо виновным назначали смехотворные сроки отбывания наказания без конфискации имущества. Такие тенденции также крайне негативно влияют на психологию коррупционеров, позволяя им утвердиться в своей безнаказанности или уверенности в том, что все острые вопросы «можно решить».
В процессе исследования был сделан вывод о том, что исследование феномена коррупции предполагает осмысление множества причин, лежащих в различных плоскостях индивидуального, общественного и государственного бытия. Невозможно выделить одну, две, три или больше факторов, обусловливающих существование коррупции, и назвать данный список исчерпывающим. Для каждой отдельно взятой страны найдутся свои характерные поводы, основания и условия возникновения и развития рассматриваемого феномена.
Как представляется, в России масштабное проникновение коррупции во все значимые сферы правоотношений обусловлено, в первую очередь, историческими, политическими и социально-экономическими причинами, в числе которых: отсутствие диалога между властью и народом; резкое расслоение населения на бедных и богатых; традиционное раболепие подчиненных перед начальниками; низкие официальные доходы государственных служащих; неэффективность имеющих средств борьбы с коррупцией; отсутствие действенных государственных программ длительного действия, направленных на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным преступлениям и множество других.
В этой связи надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции является одним из наиболее эффективных и действенных средств государственного контроля и надзора, позволяющих значительно снизить уровень коррупционности российского общества и государства. В то же время, необходимо признать, что сегодня прокуратура лишена такого важнейшего полномочия надзорной деятельности, как самостоятельное возбуждение уголовного дела, что вызывает обоснованные возражения со стороны теоретических и практических работников.
Представляется, что в сфере противодействия коррупции прокурорам должны быть возвращены полномочия по возбуждению уголовного дела и направлению его по подследственности в соответствующий орган предварительного расследования. Расширение круга надзорных полномочий значительно повысит уровень защищенности общественных и государственных интересов, что, в свою очередь, позволит обеспечить стабильность Российского государства и национальной безопасности.
Сегодня же итогом надзорной деятельности прокурора в случае выявления фактов коррупционного поведения, является только составление акта прокурорского реагирования в виде протеста, постановления, представления или предостережения. Несмотря на то, что акты прокурорского реагирования являются одними из самых эффективных мер надзорной деятельности прокурора, поскольку позволяют устранить нарушения закона еще на досудебной стадии, тем не менее, полномочия прокуратуры должны быть расширены до возможностей самостоятельного возбуждения уголовного дела.
Вызывает ряд вопросов и эффективность института взаимодействия прокуратуры с иными органами власти и общественными объединениями по вопросам противодействия коррупции. Анализ практической деятельности прокуратуры Пензенской области по данному направлению показал, что взаимодействием охватывается аудитория граждан, начиная со старших классов. Тогда как сегодня необходимо вовлекать в антикоррупционную сферу подрастающее поколение уже с младших классов, проводя активную профилактическую работу, направленную на формирование в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции.
Очевидно, что эта деятельность должна осуществляться совместными усилиями правоохранительных органов, институтов гражданского общества и самими гражданами. Однако прокуратура призвана играть в этом процессе ведущую роль, являясь одновременно надзирающим и координирующим органом, призванным не только выявлять и пресекать коррупционную деятельность, но и активно вовлекать в нее значимые общественные и государственные институты, предприятия и организации, а также граждан Российской Федерации. Только совместными усилиями возможно значительное снижение уровня коррупции и его минимизация.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций «Против коррупции» (Заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г.) // Российская газета. - 2004. - № 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. - 2001. - № 249.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. - 1996. - № 113.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Российская газета. - 2004. - № 162.
6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СЗ РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
7. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. - № 2202-1 (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. - 1992. - № 39.
8. О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2013 г. - № 370-ФЗ // Российская газета. - 2013. - № 291.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. -
2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
10. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве): проект Федерального закона № 872311-6 // Доступ из СПС «Консультант Плюс.
11. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 (ред. от 09.03.2017) // Законность. - 2014. - № 12.
12. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства: Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 № 465 // Законность. - 2013. - № 1.
Учебная литература
13. Дармаева, В. Д. Уголовно-процессуальный статус участников стороны обвинения: учебное пособие / В. Д. Дармаева. - М.: Академия управления МВД России, 2016. - 123 с.
14. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В. С. Авдонкин, В. А. Бобренев, О. Н. Диордиева и др.; под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. - 225 с.
15. Рыжаков, А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. / А. П. Рыжаков - М.: Проспект, 2017. - 279 с.
16. Смирнов, А. В. Уголовный процесс: учебник / А. В. - Смирнов, К Б. Калиновский. - М.: КНОРУС, 2009. - 260 с.
Научная литература
17. Алексеев, Н. С. Очерк развития науки советского уголовного процесса // Проблемы теории и практики уголовного процесса: история и современность / Н. С. Алексеев, В. Г. Даев, Л. Д. Кокорев. - Воронеж, 2016. - С. 316 - 320.
18. Бабкин, Л. М. Международное взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с деяниями коррупционной направленности / Л. М. Бабкин, А. Е. Родин // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 4. - С. 178 - 183.
19. Баев, О. Я. Прокурор как субъект уголовного преследования / О. Я. Баев. - М., 2006. - С. 118 - 122.
20. Байрамов, Ш. Ш. Проблемные аспекты надзора за исполнением законов как основная функция прокурора в досудебной стадии уголовного процесса / Ш. Ш. Байрамов // Российский следователь. - 2014. - № 6. - С. 195 - 203.
21. Беляев, В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук / В. П. Беляев. - Саратов, 2006. - 197 с.
22. Бережкова, Н. Ф. К вопросу о совершенствовании прокурорского надзора за деятельностью полиции / Н. Ф. Бережкова // Административное право и процесс. - 2016. - № 1. - С. 161 - 167.
23. Ванновская, О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения / О. В. Ванновская // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 218 - 224.
24. Винокуров, А. Ю. Законодательные новеллы о прокуратуре: достоинства и недостатки / А. Ю. Винокуров // Lex russica. - 2014. - № 8. - 458 с.
25. Винокуров, А. Ю. К вопросу о классификации внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры / А. Ю. Винокуров. - М., 2012. - С. 317.
26. Гаврина, Е. Е. Коррупция глазами российской молодежи / Е. Е. Гаврина // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 2. - С. 84.
27. Гальченко, А. И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы / А. И. Гальченко // Lex russica. - 2014. - № 11. - 346 с.
28. Грашичева, О. Н. Проблемы правового регулирования полномочий прокурора на этапе окончания предварительного расследования / О. Н. Грашичева // Российский следователь. - 2015. - № 6. - С. 16 - 23.
29. Жилина, Л. Почему бытовую коррупцию победить сложнее. Проблемы ментальности населения / Л. Жилина // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 6. - С. 155 - 161.
30. Капинус, О. С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития / О. С. Капинус // Законность. - 2017. - № 7. - С. 12 - 19.
31. Карпов, Н. Н. Прокуратура: надзор или деятельность? / Н. Н. Карпов // Законность. - 2014. - № 8. - С. 7 - 12.
32. Кассихина, В. Е. М.М. - Сперанский, его роль в развитии и становлении российского государства и права / В. Е. Кассихина // Государство и право в XXI веке. - 2017. - № 2. - С. 7 - 15.
33. Китова, Д. А. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы / Д. А. Китова, А. Л. Журавлев // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2017. - Том 2. - № 3 (7). - С. 12 - 18.
34. Ковальченко, И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. / И. Д. Ковальченко. - М., 1967. - 400 с.
35. Кокурин, А. В. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности / А. В. Кокурин, В. Е. Петров // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - № 7 (35). - С. 111 - 119.
36. Крутиков, М. Ю. Доверие населения к современной прокуратуре / М. Ю. Крутиков // Законность. - 2012. - № 11. - С. 57 - 63.
37. Лазарева, В. А. Прокурор в уголовном процессе / В. А. Лазарева. - М., 2015. - 252 с.
38. Луговская, А. А. Взаимодействие органов прокуратуры с общественными объединениями / А. А. Луговская, О. А. Чернова // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 6-2 (90). - С. 259 - 264.
39. Матвеев, Д. Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дис. ... к.ю.н / Д. Д. Матвеев. - М., 2009. - С. 12.
40. Мохоров, Д. А. Философия коррупции / Д. А. Мохоров // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - № 1 (002). - С. 4 - 10.
41. Никитин, Е. Л. Функции прокуратуры и отрасли прокурорской деятельности: понятие, сущность, классификация / Е. Л. Никитин // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 6. - С. 26 - 30.
42. Онланбекова, Г. М. - Соотношение понятий «координация» и «взаимодействие» в деятельности суда и прокуратуры / Г. М. Онланбекова // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 3 (4). - С. 81 - 88.
43. Протасевич, А. В. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции / А. В. Протасевич, А. З. Игнатюк // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2015. - № 8. - С. 140 - 146.
44. Пучнин, А.В. Коррупция как культурно-ментальный феномен / А. В. Пучнин, В. В. Горбова // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2017. - № 3-3. - С. 130 - 135.
45. Салтыкова, О. П. Коррупция как социально-политический феномен общественной и государственной жизни / О. П. Салтыкова // Агрофорсайт. -
2017. - № 4 (10). - С. 4 - 8.
46. Сарпеков, М. Н. Реализация принципа приоритета прав и свобод человека в деятельности прокуратуры республики Казахстан / М. Н. Сарпеков // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2016. - № 2 (44). - С. 50 - 57.
47. Серебрянская, М. Коррупция в царской России. / М. Серебрянская, Д. Шапова // Актуальные проблемы науки и практики. - 2015. - № 1 (001). - С. 45 - 51.
48. Синельщиков, Ю. П. Перспективы развития законодательства о прокуратуре в сфере досудебного уголовного процесса / Ю. П. Синельщиков // Законность. - 2015. - № 10. - С. 6 - 13.
49. Соловьев, А. Необходимо восстановить властно-распорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства / А. Соловьев, М. Токарева // Уголовный процесс. - 2011. - № 4. - С. 98 - 104.
50. Соснин, В. А. Феномен коррупции в России как социополитическая, социокультурная и социально психологическая проблема / В. А. Соснин // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 3. - С. 78 - 84.
51. Стрельников, В. В. К вопросу об осуществлении прокуратурой уголовного преследования / В. В. Стрельников // Право и безопасность. - 2012. - № 1 (41). - С. 69 - 73.
52. Филиппенко, С. В. Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов / С. В. Филиппенко // Российский юридический журнал. - 2014. - № 3. - С. 128 - 134.
53. Финогентова, О. Е. Понятие и ответственность за взятку по уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовному уложению 1903 года / О. Е. Финогентова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - № 9. - С. 23 - 27.
54. Хрульков, А. Г. Прокуратура была и остается самым быстрым, действенным и доступным способом защиты нарушенных прав / А. Г. Хрульков // Прокурор. - 2013. - № 3. - С. 70 - 75.
55. Шалабаев, С. Р. Место и функции прокуратуры республики Казахстан в системе разделения властей / С. Р. Шалабаев // Инновационная наука. - 2016. - № 1-3. - С. 155 - 161.
56. Якимович, Ю. К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора / Ю. К. Якимович // Законность. - 2015. - № 8. - С. 3 - 10.
57. Ястребов, В. Б. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (былое и современность: некоторые уроки Судебной реформы 1864 г.) / В. Б. Ястребов // Актуальные проблемы российского права. 2014. - № 4. - С. 319 - 326.
Материалы судебной практики
58. Решение Колышлейского районного суда (Пензенская область) № 2-270/2014 от 16 сентября 2014 г. // Архив Колышлейского районного суда.
Иные источники
59. Взаимодействие прокуратуры Первомайского района г. Пензы с Пензенским филиалом «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». - URL: http://www.procpenza.ru/public_news/2017/12/29/17045992
60. Взаимодействие прокуратуры Первомайского района г. Пензы с Пензенским филиалом «Финансового университета при Правительстве Российской Федерации» / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/public_news/2017/12/29/17045992 (дата обращения - 23.03.2018).
61. Заседание коллегии Генпрокуратуры / Официальный сайт Президента Российской Федерации. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56863 (дата обращения: 01.03.2018).
62. О прокуратуре: Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI / Информационная система «Параграф» (официальный сайт). - URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31690116#pos=1;-117(дата обращения - 20.03.2018).
63. Органы прокуратуры области в 2017 году выявили более 1,4 тысячи
нарушений антикоррупционного законодательства года / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL:
http://www.procpenza.ru/news/2018/02/7/16142503(дата обращения - 15.03.2018).
64. По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной прокуратурой Пензенской области, из нормативного правового акта исключен коррупциогенный фактор / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/news2014/09/11/14451107 (дата обращения - 15.03.2018).
65. После вмешательства прокуратуры в Пензенском районе досрочно прекращены полномочия 23 депутатов в связи с предоставлением неполных сведений в справках о доходах / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/news/2018/01/22/16343694(дата обращения - 15.03.2018).
66. Проект прокуратуры Пензенского района «Диалог с прокурором» / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/public_news/2017/01/9/11455455 (дата обращения - 23.03.2018).
67. Прокуратура Лунинского района выявила нарушения
законодательства о противодействии коррупции / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL:
http://www.procpenza.ru/news/2017/11/29/224556(дата обращения - 15.03.2018).
68. Прокуратура области выявила нарушения антикоррупционного законодательства в региональном Управлении Росприроднадзора / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/news/2017/09/25/9114087(дата обращения - 15.03.2018).
69. Прокуратура Пензенской области провела обобщение практики надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции за I полугодие 2015 года / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/reports/2015/09/14/11593960(дата обращения - 15.03.2018).
70. Прокуратурой Городищенского района Пензенской области проведен конкурс плакатов «Мы за Россию без коррупции» / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - http://www.procpenza.ru/public_ news/2016/12/9/15391472 (дата обращения - 23.03.2018).
71. Прокуратурой Неверкинского района Пензенской области среди школьников проведена олимпиада «Противодействие коррупции в Российской Федерации» / Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. - URL: http://www.procpenza.ru/public_news/2017/11/3/15434957 (дата обращения -
67 23.03.2018).
72. Рейтинг доверия населения к органам прокуратуры повышается / Информационное агентство России: официальный сайт. - URL // http://tass.ru/politika/878902(дата обращения - 01.03.2018).